proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
К юбилею атомной отрасли
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
ОЯТ не перерабатывать! Только захоранивать, не нарушая оболочек твэлов
Согласен
Согласен с оговорками
Не согласен

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[06/02/2014]     Приглашаю к диалогу Генподрядчика

В.В.Биктимиров, инженер, ветеран энергетического строительства

Прежде всего, хочу поблагодарить неизвестных, но приятных коллег за вопросы и комментарии к злободневной теме. Это говорит о неравнодушном отношении и к своей работе, и к тому, что творится в строительной отрасли РОСАТОМа. Хорошо, что Вы «смотрите в корень». Полезно  было бы привлечь к нашему производственному диалогу ответственных руководителей, ну, например, заместителя Генерального директора ОАО АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ — это и есть ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯДЧИК. Мы бы внесли свой вклад в создание  правильной, эффективной, серийной, конкурентноспособной, отечественной, единственной для всех будущих атомных станций технологии строительства.


Кроме проектных документов, которыми я руководствуюсь в дискуссии, у меня находится единственный экземпляр журнала «Энергетическое строительство» №2,1986 года, 80 страниц, (адрес редакции: 109017, Москва, Кадашевская наб,6/1).   Этот номер, полностью посвящённый строительству Балаковской АЭС, который, по моему убеждению, должен был лечь в основу решений ПОСа в проекте АЭС-2006 и ВВЭР ТОИ. Но Московский АЭП априори игнорирует «Балаковскую модель». Там размещены статьи, написанные ответственными профессиональными специалистами, о процессах, выполненных и проверенных «в натуре», и профильтрованные не менее авторитетными руководителями, входившими в Редколлегию под руководством Заместителя Министра Э и Э СССР САДОВСКОГО С.И. Советую найти, по возможности, это издание, которое можно изучать и руководствоваться практическими положениями в своей работе и проектировщикам, и строителям, и тепломонтажникам.
  
Теперь — ответы.
   
Первому гостю.

Никакого «текущего» опыта пока нет и быть не может, так как проект АЭС ТОИ застыл на стадии «П». Искусство проектирования монтажа укрупнёнными блоками, как раз и заключается в том, чтобы это было учтено в  строительной части основного проекта с включением в спецификацию номенклатуры транспортных и монтажных укрупнённых блоков. Транспортные блоки должны изготавливаться в заводских условиях централизованного атомостроительного комбината (АСК). Монтажные блоки должны собираться из транспортных блоков на плазах- кондукторах, размещаемых  на укрупнительно-сборочных площадках строительной базы и по рельсовым путям подаваться в зону монтажа под козловой кран. Таким образом были построены четыре блока Балаковской АЭС. При этом, не дожидаясь установки кругового крана, были смонтированы все тяжеловесы, включая круговой кран в полном сборе, до закрытия купола. И пока этот  в полном смысле СОВМЕЩЁННЫЙ монтаж был выполнен только на одной станции. Этот способ дал возможность сократить продолжительность строительства каждого энергоблока на 12 месяцев.


Фото 1. Общий вид плаза с монтажным фрагментом оболочки.


         
Фото 2. Установка на место карнизной части оболочки. Масса 245 тонн.


Фото 3. Подъём кругового крана, полностью  собранного «на земле»,

Второму и третьему гостю.
    
Автором проекта единственного козлового крана марки К2х100(190) действительно был Харьковский ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ, который затем по новому техническому заданию, учитывающему дополнительные требования, выполнил проект усовершенствованного крана К400У. Изготовил кран Кх100(190) Запорожский механический завод.
    
По собранной мною информации сегодня подобный кран может запроектировать УКРКРАНЭНЕРГО (бывший Харьковский ЭНЕРГОМОНТАЖПРОЕКТ).

Проектые проработки по аналогичному крану имеются в институте ВНИИПТМАШ.
    
Изготавливать козловые  краны могут те же заводы, которые делают круговые краны, да и комплектовать ими каждую стройку может АТОМЭНЕРГОПРОМ,    поставляя его в первую очередь и  в составе основного оборудования,  называя это -  заводское монтажное приспособление. В любом случае, стоимость кранов подобного типа будет намного меньше, чем предлагаемый генпроектировщиком «мастодонт»  LIEBHERR LR 13000, г/п 3000 тонн, который к тому же не может выполнять тех функций, которые заложены в возможности козлового крана. Теперь насчёт «попилить». По опыту работы на Балаковской АЭС, он там   «пилил», как папа Карло, так как способен кататься с любым грузом, когда надо и куда надо.
Он, кроме своей основной работы, спокойно разгружал и складировал тяжеловесы, исключая их стаскивание с железной дороги  лебёдками, как предусматривалось проектом. Монстром его обижать нельзя. Ввиду грамотного и рационального решения конструкции самого крана на фоне здания главного корпуса АЭС он выглядит очень изящно, как будто собран из детского конструктора. Дизайнеры хвалят.


Фото 4. Балаковская АЭС. 1-й Блок. Общий вид козлового крана. Зима 1984 г.

Четвёртому гостю.
    
Почему «опять»? Это не «опять», а снова. Есть такой документ, слава богу, ещё неотменённый, называется:  ОТП-86, «Обязательные Технологические Правила строительства атомных электростанций».  
    
Этот документ, в частности, приказывает  проектировать строительные объекты с учётом укрупнения конструкций и производства совмещённого монтажа строительной части и технологического оборудования, чтобы сократить время. 
    
Максимальное укрупнение в армоблоки — в максимальные армоблоки по массе и 100%-ный совмещённый монтаж тепломеханического оборудования было достигнуто ТОЛЬКО на Балаковской АЭС и ТОЛЬКО благодаря грузоподъёмности козлового крана до последней операции — установке купола. В это время в гермозоне уже заканчивались тепломонтажные работы по первому контуру. И кран своим ходом, без демонтажа-монтажа,  по перпендикулярным путям переезжает на следующий энергоблок.
    
Только сочетание укрупнения и совмещённого монтажа  с предварительной сборкой монтажных элементов в стороне от объекта даёт желаемый эффект ускорения строительства.
Достигнутое в Балаково усовершенствование способов и методов строительного производства должно распространится и овладеть сознанием нового поколения строителей.

Фото 5. Подъём армокаркаса стен внутригерметичной части помещений. Масса 206 т.


Фото 6. Последний подъём. Установка купола со спринклерной системой. Масса 270 тонн.

 

Фото 7. Балаковская АЭС. 5 блок. 2013 год.


Фактор организационного воздействия на производственный процесс, к сожалению, является вторичным. Организация работ эффективна, когда есть вразумительная технология, понятная и руководителю, и рабочему, и она оснащена всеми техническими и материальными ресурсами, позволяющими  выполнять работу качественно и в срок. Предлагаемая и апробированная на четырёх блоках технология, основанная на применении козлового крана, позволяет создать поточно-скоростной строительный конвейер, состоящий из специализированного атомостроительного комбината, на котором изготавливаются укрупнённые транспортные армоблоки, из укрупнённо-сборочных площадок, на которых размещаются передвижные плазы-кондукторы для сборки монтажных армоблоков и перемещения их в монтажную зону под кран, с помощью которого они устанавливаются в проектное положение.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Сооружение атомных объектов
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Сооружение атомных объектов:
Перейти Рубикон

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.85
Ответов: 7


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 07/02/2014
А ВОТ ОПЫТ КИТАЙСКИЙ НАДО "ООЧЧЕНЬ" ИЗУЧАТЬ, МАЛО ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ.....ВОТ СПбАЭП ТАМ ПРОСИДЕЛ ВЕСЬ ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА, А ТОЛКУ НИКАКОГО, НИЧЕГО ХОРОШЕГО НА ЛАЭС-2, КАК ГЕНПОДРЯДЧИК, НА ПЛОЩАДКУ СТРОИТЕЛЬСТВА  СОВСЕМ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ ПРИМЕНИЛ, ДАЖЕ С ПОДБОРКОЙ КРАНА КРУТО ОБОСРАЛИСЬ....СНОВА НАЧАЛИ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД....


[ Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2014

А ВОТ ОПЫТ КИТАЙСКИЙ НАДО "ООЧЧЕНЬ" ИЗУЧАТЬ, МАЛО ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ.....ВОТ СПбАЭП ТАМ ПРОСИДЕЛ ВЕСЬ ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА, А ТОЛКУ НИКАКОГО, НИЧЕГО ХОРОШЕГО НА ЛАЭС-2, КАК ГЕНПОДРЯДЧИК, НА ПЛОЩАДКУ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВСЕМ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ ПРИМЕНИЛ, ДАЖЕ С ПОДБОРКОЙ КРАНА КРУТО ОБОСРАЛИСЬ....СНОВА НАЧАЛИ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД....
"и незачем так орать" (я в смысле - не надо caps lock'ом пользоваться без нужды.                     СПбАЭП - проектировщик.  Не знаю, какому вредителю пришла в голову мысль, что нормальный проектировщик может стать нормальным генподрядчиком, да еще и поставщиком оборудования. Впрочем, подозреваю, это было сделано от отчаяния (помимо других соображений, конечно) - после Чернобыля, развала СССР, реформ Гайдара-Черномырдина-Чубайса у нас практически не осталось серьезных генподрядчиков.                                       Так что обвинять СПбАЭП в том, что он облажался в деле, для которого изначально не был предназначен - не надо.                                       К тому же, говоря о китайском опыте, я имел в виду именно опыт подрядчиков по возведению ядерного острова. 


[
Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2014
В СПбАЭПе достаточно разумных людей обладающих колоссальным опытом и уникальными знаниями. Но, для все чаще встречающихся алчных руководителей среднего и высшего звена, такие люди встают как кость в горле. Алчным не нужны рациональные идеи, им нужны "новые велосипеды" и желательно, чтобы Росатом или Концерн цены на них повыше согласовал. Вот они и сидят пучат свои лбы над обоснованиями сомнительных проектов, упиваясь мыслями о не хилом бонусе к зарплате от очередного Ганса. Возьмите к примеру ту же АUMA! Интересно, cколько бюргерам пришлось "занести" за то, чтобы их электроприводы, практически во всем проекте ЛАЭС-2 (и не только), шли как обязательные комплектующие к трубопроводной арматуре.


[
Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 07/02/2014
тут первый, а в том обсуждении "четвертый гость".  Еще раз. По моему глубокому убеждению армоблоки есть тупиковая ветвь. И всяике там нормативные док-ты не могут быть аргументом в инженерном разговоре.  Просуммируйте стоимость АСК и  трудозатраты на изготовление армоблоков, на сварку монтажных стыков арматуры (при том, что со времен строительства Балаковской весь мир перешел на муфты), добавьте трудозатраты и стоимость монтажа тр-дов, когда практически ни одна гермопроходка не находится на проектном месте, добавьте увеличенный вчетверо объем сварочных работ по гермооблицовке (насколько я знаю, на Балаковской облицовка выполнялась на нащельниках) - и ваша копеечная экономия по срокам монтажа армоблоков превратится в серьезные убытки. Как по деньгам, так и по качеству и срокам строительства. Я вам привел пример Тяньваньской АЭС - это наиболее свежий и показательный опыт.  Есть какие-то возражения?         Где-то укрупнение необходимо и полезно, кто бы спорил. Но. 
Укрупнение ради укрупнения, армоблоки ради армоблоков - это неправильно.Только сравнительный анализ может показать преимущества и недостатки. На сегодня, по моему мнению, с учетом существующих технологий, материалов и механизмов, китайский опыт предпочтительнее.


[ Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 07/02/2014
Уважаемый коллега - представитель Генподрядчика- и Генпроектировщика АЭПа, может ты тогда проанализируешь сначала проект строительно-монтажной базы для АЭС "Аккую" и тогда поймешь (может быть) что запроектированная база не способна выдавать желаемое количество укрупненных блоков, если на таких площадях вообще можно что-то поточно выдавать для таких объёмов поточного строительства. 


[ Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2014
Цитата:
@Фактор организационного воздействия на производственный процесс, к сожалению, является вторичным. Организация работ эффективна, когда есть вразумительная технология, понятная и руководителю, и рабочему, и она оснащена всеми техническими и материальными ресурсами, позволяющими выполнять работу качественно и в срок. @

Предполагаю, что когда делали первую атомную бомбу или первую космическую ракету, то технологии были новыми и для руководителей и для рабочих, а также "необкатанными", но это не помешало быстро и результативно создать эти изделия. Уверен, что получилось так именно благодаря чёткой организации и контролю на всех этапах.

А сейчас, когда есть современное строительное оборудование, в том числе импортное, атомные стройки головных блоков очень сильно "буксуют". При этом привлечение иностранных консультантов не приводит к положительной динамике. Это им не конвейер оптимизировать.

Турбинист


[ Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2014


А сейчас, когда есть современное строительное оборудование, в том числе импортное, атомные стройки головных блоков очень сильно "буксуют". При этом привлечение иностранных консультантов не приводит к положительной динамике. Это им не конвейер оптимизировать.

Турбинист


Не знаю, откуда эти самые "иностранные консультанты" по строительству АЭС, они вон с Окилуолто вон сколько ковыряются.   Вот китайские специалисты по организации строительного производства, да с правом расстреливать или отправлять на пляжи Карского моря - вот эти на наших атомных стройках не помешали бы.


[
Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2014
Уважаемый Виктор Васильевич!
Предлагаю Вам отсканировать экземпляр журнала «Энергетическое строительство» №2,1986 года иподелиться информацией, по моему мнению она будет полезна при совлении ПОС 2 очереди ЛАЭС-2 и других объектов.
С уважением Захаров Павел Евгеньевич.


[ Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2014
Виктор Васильевич! Строительная часть ВВЭР ТОИ аналогична (в основном) АЭС-2006, который мы уже реализуем на двух площадках строительства, а также реализовали в Китае. Поэтому теущий опыт все же есть и там ещё над очень многим необходимо всерьёз подумать.


[ Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 13/02/2014
Почему никто не вспоминает о скоростном строительстве Запорожской АЭС? Насколько я помню, там не было уникальных кранов, а был поточный процесс строительства, совмещенного с монтажом.4 блока были построены за 8 лет!


[
Ответить на это ]


Re: Приглашаю к диалогу Генподрядчика (Всего: 0)
от Гость на 20/02/2014
В Украине в городе Николаеве в 1982-83гг. были спроектированы и построены несколько козловых кранов высотой более 70м для подготовки строительства авианосцев.
http://sputnikipogrom.com/wp-content/uploads/2014/02/3ba27b0f0dea.jpg


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru