proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Атомный год 2016
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Сроки строительства блоков АЭС в РФ выросли до 10 лет. Причины?
Спешка не требуется
Плохая организация на площадке
Слабый контроль со стороны Заказчика
Некачественный проект
Брак комплектующих в поставках
Другое

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[04/06/2013]     Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности

Н.Н.Дзекцер, гендиректор ООО «Системы энергоэкологической безопасности»,  ученый секретарь секции «Энергетика» НТС при Правительстве Санкт-Петербурга

Россия одна из самых богатых ресурсами стран мира. В нашей стране  сосредоточено 6% мировых запасов нефти, 19% угля, 24% газа. И при таком национальном богатстве мы находимся на 70-м месте по ВВП на душу населения.


2012 год стал годом положительных сдвигов в реализации Стратегии национальной безопасности России, в области энергобезопасности:

- 15 июня 2012 г. образована Комиссия при Президенте РФ по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности под председательством В.В.Путина;

- 10 июля 2012 г. проведено первое заседание Комиссии;

- 24-25 сентября 2012 г. в Петербурге проведена I Международная конференция «Энергетическая и экологическая безопасность — новый приоритет государственной политики»;

- специалистами Института систем энергетики им.Л.А.Мелентьева СО РАН и Института энергетической стратегии Минэнерго РФ разработан проект «Доктрины энергетической безопасности».

Работа по энергосбережению и повышению энергоэффективности во всех отраслях народного хозяйства активизировалась за последние 3 года. Вместе с тем, не преодолён ряд негативных тенденций в развитии ТЭК страны и регионов, таких как:

- дефицит топливно-энергетических ресурсов в ряде регионов РФ;

- недостаточная эффективность и недофинансирование топливно-добывающих отраслей;

- высокий износ (более 60 %) энергетического оборудования;

- отсутствие положительных сдвигов в области энергосбережения: кампания обязательных энергетических обследований (261-ФЗ) практически не реализована;

- недостаточная диверсификация структуры топливно-энергетических ресурсов (на долю газа приходится 50-70 %);

- до настоящего времен не утверждена Доктрина энергетической безопасности.
Энергетическая и экологическая безопасность являются составными элементами национальной безопасности РФ. В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537, рассмотрены основные факторы обеспечения национальной безопасности (рис.1)


Рис.1 Основные факторы обеспечение национальной безопасности

Очень симптоматичным является включение в  Стратегию национальной безопасности пункта «Повышение качества жизни граждан».

Безусловно, важным является рассмотрение экономического роста на основе энергетической безопасности. В ноябре 2009 г. Д.Медведевым был подписан Федеральный Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261, в котором говорится об энергетической эффективности отечественной экономики, но отсутствуют вопросы экологической безопасности. Говорить о политике энергосбережения без учета экологии неправомерно.

Фактор «наука, технологии, образование, культура» является фундаментом национальной безопасности вообще, и энергетической и экологической, в том числе. На форуме «ТЭК России в XXI веке» многие специалисты касались проблемы человеческого фактора, вопросов образования, науки, культуры. Рассуждать о безопасности можно сколько угодно, но без учета человеческого фактора всё это останется только разговорами.

Если наша энергетическая стратегия будет базироваться на фундаменте науки, образования, новых технологий, то с 70 места по душевому ВВП мы сможем продвинуться далеко вперед.

Энергетическая эффективность

В свое время в ГОСТе (ГОСТ Р 51541-99)  термин «энергетическая эффективность» был сформулирован как: достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдение требований к окружающей среде. На мой взгляд, формулировка энергетической безопасности, предложенная в Доктрине энергетической безопасности, полностью отражает все аспекты вопроса: «Энергетическая безопасность - ресурсная достаточность, экономическая доступность, экологическая допустимость и технологическая осуществимость сбалансированного обеспечения спроса и предложения ТЭР». Энергоснабжающие организации должны обеспечивать  в необходимом количестве качественными энегоресурсами; потребители должны быть готовы снижать затраты.

В стране вводятся новые мощности, но обходится это намного дороже, чем работы по энергосбережению.

По мнению бывшего министра энергетики Советского Союза В.В.Бушуева (одного из авторов Доктрины ЭБ) «удвоение ВВП невозможно без модернизации энергетики. 60% требуемого эффекта можно достичь за счет реструктуризации экономики, 25% - за счет энергосбережения. И только 15% - за счет ввода новых и реновации существующих мощностей». Энергосбережение является огромным потенциалом нашей экономики.

Энергоэкологическая  безопасность

Обеспечение энергоэкологической  безопасности требует решения системы задач, состоящей из четырех крупных элементов:

- обеспечение надежного энергоснабжения;
- обеспечение надежности, пожаробезопасности энергоустановок;
- обеспечение эффективности энергоиспользования;
- охрана окружающей среды.

По данным ЮНЕСКО мировая обеспеченность энергоресурсами выглядит следующим образом:

нефтью – на 50-70 лет. Освоение прогнозируемых месторождений может добавить 20-30 лет;
газомна 70-90 лет. Освоение прогнозируемых месторождений может добавить 20-30 лет;

Углем – на 440-480 лет;

электроэнергией:

- производство электростанций - в зависимости от типа потребляемого топлива;

- АЭС - запасов урановой руды, обогащенного урана хватит на 120-170 лет.

Эти расчетные данные  получены с учетом прогноза роста потребления энергоресурсов, опережающим добычу.

Современное состояние энергетики

Современное состояние российской энергетики характеризуется следующими параметрами:

Дефицит мощностей
  
- официальный «средний износ» энергетики в 2010 г. составлял более 60%. Крупные объекты энергетики вводились в 1950-1970-х гг. Их средний срок службы - 25-30 лет. На ряде промышленных предприятий амортизация энергетического оборудования достигла трехкратного уровня;
  
- рост экономики диктует необходимость ввода новых энергетических мощностей. Но на сегодня это не самая актуальная проблема. Стагнация промышленного производства в период кризиса 2008-2010 гг. «спасла» нашу энергетику.


Дефицит энергоресурсов  
  
- объем  разведанных энергоресурсов  с учетом темпов роста добычи нефти и газа, опережающих плановые показатели, хватит не более чем на 40-50 лет; ресурсы варварски истощаются;

- низкие объемы геологоразведки (новые разведанные ресурсы появляются не благодаря открытию крупных месторождений, а  за счет доразведки имеющихся);

- удорожание освоения  разведанных месторождений (за счет их отдаленности, глубины залегания и т.п.);

- ежегодный рост экспортной составляющей.

Высокая энергоемкость

Перечень программных мероприятий по снижению энергоемкости, определяемых федеральными законам и целевыми программами,  не сбалансирован.  Имеют место диспропорции в распределении средств по подпрограммам. Энергоемкость отечественной продукции, по мнению некоторых экспертов, в 2-5 раз превышает энергоемкость развитых стран. Но эти цифры не совсем корректны, так как получены в результате неправильной трактовки калькуляции затрат. На самом деле, в алюминиевой промышленности энергоемкость выше всего на 30%, в черной металлургии – на 50%.

В указе Президента говорится о том, что к 2020 г. энергоемкость нашей экономики должна быть снижена на 40% по сравнению с 2007 г. Если ежегодно мы будем снижать энергоемкость продукции на 3-4%,  то к 2020 г. выйдем на уровень передовых стран. Снижение на 10% в год – цифра не реальная.

Дефицит финансовых ресурсов 

До 2007 г. инвестиции в энергетику поступали очень бурно. Теперь они резко сократились. Объем финансирования энергетики в 2008-2011 гг. по большинству направлений отставал от уровня 2007 г. Возможно, на сегодняшний день они более – менее оптимальны.

Нормативно-правовые документы в области энергетики и энергосбережения

1. Постановление Правительства РФ № 1087 от  2.11.1995 г. «О неотложных мерах по энергосбережению»;

2. Федеральный Закон № 28-ФЗ от 3.04.1996 г. «Об энергосбережении»;

3. Федеральный Закон № 35- ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»;

4. Федеральный Закон №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении...»

5. Федеральный Закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

6. Федеральный Закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении»;

7. Указ Президента РФ №889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Управлять энергосбережением возможно с помощью двух механизмов:
1) финансового, осуществляя некие вливания, предоставляя стимулы,
2) управления энергосбережением.

Ни тот, ни другой факторы в 261-ФЗ прописаны недостаточно. А без экономического стимулирования энергосбережение осуществить невозможно.  В Санкт-Петербурге в рамках 28-ФЗ 1996 г. Ростехнадзор (тогда  Главгосэнергонадзор) издал постановление (подписанное и вице-губернатором СПб) об обязательных энергетических обследованиях крупных промышленных предприятий (в течение 5 лет). При этом 10% работ по энергосбережению финансировалось за счет городского бюджета. Сегодня какие-либо инвестиции на проведение энергоаудита получить крайне сложно, к тому же они на порядок меньше необходимого объема финансирования.

Обеспечение энергетической и экологической безопасности

Для решения задачи обеспечения энергетической и экологической безопасности требуется  реализация комплексного системного подхода, который предполагает:

- создание нормативно-правовой базы (федеральный закон об энергетической и экологической безопасности, Доктрина ЭБ, Стратегии ЭБ регионов). В существующем ФЗ «Об энергетической безопасности ТЭК» речь идет только о противодействии диверсионной деятельности;

- энергоэкологическое обследование;

- внедрение системы энергетического и экологического менеджмента, включая разработку индикаторов энергетической безопасности;

- создание программы повышения энергоэкологической безопасности;

- поэтапная реализация программы (в т.ч. на идеологии перфоманс-контрактинга – EPC). Концепция энергетического перфоманс-контрактинга (Energy Performance Contracting) смещает фокус с затрат на единицу топлива или электроэнергии на ожидаемые выгоды и сервис, произведенный использованием энергии;

- мониторинг экономического эффекта и показателей сокращения ущерба окружающей среде от техногенного воздействия.
Как уже отмечалось, после трехлетней паузы с момента утверждения Стратегии национальной безопасности РФ  в 2009 г., в 2012 г. произошел ряд положительных сдвигов в области энергобезопасности.

Что предстоит сделать?

Энергетическая составляющая России в XXI в. с нефти, газа, угля, атомной энергетики, присущих  XX веку, в первой половине XXI в. дополнится альтернативной энергетикой. А во второй половине следует ожидать масштабного развития солнечной  и термоядерной энергетики.

По освоению альтернативной энергетики Россия отстает от развитых стран, в которых развиваются такие направления ВИЭ, как:

- солнечная энергетика. У нас стоимость 1 кВт-час солнечной энергетики намного выше традиционных источников;

- ветроэнергетика;

- гидравлическая энергия малых рек;

- биоэнергетика;

- геотермальная энергия. Сейчас появилось новое направление - низкотемпературная геотермальная энергетика;

- энергия, вырабатываемая на водородном топливе;

- горючие сланцы. Пиролиз горючих сланцев был разработан советскими учеными (в проекте участвовали «Атомэнергопроект», Энергетический институт им. Кржижановского, «Гипрошахт»). В 1970-х гг. были сделаны 3 установки по получению газа из сланцев, которые были переданы Эстонии, успешно эксплуатируемые до сих пор. В США 30% газа сейчас получают из сланцев. Масштабная добыча и производство сланцевого газа может стать приемлемой альтернативой природному газу.

Реализация национальной идеи повышения качества жизни граждан на основе удвоения ВВП не за счет удорожания стоимости продукции, а путем повышения энергоэффективности нашей экономики, позволила бы России по ВВП на душу населения догнать такие страны, как  Великобритания и Франция,  и войти в первую тридцатку стран-лидеров:

-        США                     11 место (48 100 $)
-        Великобритания  33 место (35 900$)
-        Франция                35 место (35 000 $)
-        Россия                   70 место (16 700 $)

И это решило бы одну из главных задач, обозначенную в Стратегии, - повышение жизненного уровня населения страны.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Энергетическая безопасность
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Энергетическая безопасность:
Краткая справка о проблемах региона и Балтийской АЭС

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 3.3
Ответов: 10


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 6 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2013
Наум Ноихович! Ну, что Вы, право... Какой может быть рост экономики на основе безопасности? Безопасность и экономика - понятия антагонистические. В определённом смысле. Если антагонизм понимать как борьбу интересов. Вы пишите, что ФЗ № 261, "в котором говорится об энергетической эффективности отечественной экономики, но в нем отсутствуют вопросы экологической безопасности." Да, верно. И, по моему мнению, - здесь просчёт. Но просчет не в том, как понимаете это Вы.  Речь идет о целях. Цель - обеспечение безопасности (энергоэкологической безопасности, как Вы излагаете), может взволновать "человеческий фактор", но не даст желаемого вектора развития культуры, политической, социальной, экономической систем. В том числе людей, как элементов систем. А ведь именно на это Вы претендуете (ссылаясь на "Доктрину...")! Если же цель (не столь глобальная, но, как мне кажется, более конструктивная в смысле "развития") - ЭФФЕКТИВНОСТЬ в области производства энергии при ОГРАНИЧЕНИЯХ на комплексную оценку нормативно установленного уровня безопасности, то мы придём к проблеме комплексной оценки риска, включающей финансовый, операционный (технологический), экологический риски. В консолидированном риск-ориентированном подходе в качестве стимулов для управления рассматриваются: ключевые показатели эффективности; консолидированный риск и ключевые индикаторы риска; ключевые показатели (индикаторы) безопасности; размер вознаграждения менеджмента, зависящий от показателя экономической добавленной стоимости с учётом риска. Вот на основе чего нужно разрабатывать современную "доктрину". А здесь конь не валялся...С уважением, Б.В. Сазыкин.


[ Ответить на это ]


Re: Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2013
Поскольку безопасности, как таковой, в природе не существует, то и говорить о ней - несерьезно.

Наверное, правильнее использовать термин "защита"?

И вести речь об угрозах и уровне защищенности.


[
Ответить на это ]


Re: Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2013
А еще лучше понятие "надежность".


[
Ответить на это ]


Re: Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2013
"И это решило бы одну из главных задач, обозначенную в Стратегии, - повышение жизненного уровня населения страны...."

Сейчас основной задачей является не повышение жизненного уровня, а прекращение тотального падения деторождаемости россиян, прекращение деградации общества и прекращение воровства. И наши кормчие с этими задачами как раньше не справлялись, так и щас не справляются. Да и не хотят.

Согласен быть на любом месте по ВВП на душу, если буду знать, что дети хотят заводить своих детей и таки заводят и ростят.


[ Ответить на это ]


Re: Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности (Всего: 0)
от Гость на 04/06/2013
В "городе атомной энергетики" Удомле ОПЯТЬ СТРЕЛЯЮТ - в 100 МЕТРАХ ОТ ПОЛИЦИИ, а полиция приезжает только спустя 8 МИНУТ! Вот вам РЕАЛЬНАЯ "контртеррористическая готовность"!    Некоторые подробности и ВИДЕО ЗДЕСЬ: http://www.dpodushkov.ru/form?func=view&catid=4&id=4398     Д.Л.  Подушков, депутат Собрания депутатов Удомельского района . 


[ Ответить на это ]


Re: Энергетическая и экологическая безопасность – составные элементы нацбезопасности (Всего: 0)
от Гость на 05/06/2013
Ученый гендзекцер ООО НТС при Правительстве Санкт-Петербурга...

Впечатляет!


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru