proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[23/05/2013]     Стратегия обеспечения энергетической безопасности России

Сендеров С.М. д.т.н., Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН (ИСЭМ СО РАН), Иркутск


Анализ состояния и перспектив развития топливно-энергетического комплекса  России 1990-х гг. свидетельствовал о высоком износе и катастрофическом старении основных фондов систем энергетики, значительном ухудшении сырьевой базы энергоресурсов и резком сокращении объемов геологоразведочных работ, высокой энергоемкости экономики при крайней недостаточности и ярко выраженной тенденции к снижению инвестиционных вложений в обновление и развитие всех звеньев энергетического хозяйства.



Уязвимость и нестабильность работы систем энергетики в новых условиях были обусловлены не только низкой надежностью и безотказностью энергетического оборудования, техногенными авариями, но и усилением негативных процессов в финансовой и инвестиционных областях, региональной и внешнеэкономической деятельности, в социальной сфере. При рассмотрении вопросов развития и функционирования ТЭК недостаточно было ограничиваться анализом надежности и живучести входящих в него энергетических систем. Следовало переходить к комплексным исследованиям факторов, определяющих энергетическую безопасность страны, по существу, новой области энергетических исследований, связанных с анализом и обеспечением энергетической безопасности (ЭБ) России и ее регионов.

История вопроса

Понятие «энергетическая безопасность» (ЭБ) было сформулировано Международным энергетическим агентством после нефтяного кризиса в 1973 г. в следующей трактовке. ЭБ есть «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях». Исходя из этого, а также из определения понятия «безопасность» в Законе РФ «О безопасности», в ИСЭМ СО РАН было предложено определение ЭБ, которое позднее было рекомендовано для использования специалистами отраслей энергетики.

Энергетическая безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения. При этом состояние защищенности – состояние, соответствующее в нормальных условиях обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей (спроса) в энергии, в экстремальных условиях – гарантированному обеспечению минимально необходимого объема потребностей.

С чего начиналось? На заседании Совбеза РФ президент Д.А.Медведев потребовал от правительства разработать в 2011 г. Доктрину энергетической безопасности и определить первостепенные меры по ее реализации. К этому моменту уже были приняты документы:

Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (2003 г.)
Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (2009 г.)
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.    (2009 г.)
Федеральный закон «О безопасности объектов ТЭК»    (2011 г.)

По заданию Минэнерго проект «Доктрины энергетической безопасности» был разработан двумя организациями: Институтом системы энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН (директор Воропай Н.И.) и - Институтом энергетической стратегии при Минэнерго РФ (директор Бушуев В.В.).

Что послужило базой для формирования проекта Доктрины? Первый проект Доктрины энергетической безопасности был разработан в 1997 г. и одобрен Комиссией при Совете Безопасности. В 1998 г. вышло в свет издание «Энергетическая безопасность России». В 2000-2002 гг. была издана серия сборника «Безопасность России» (Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты»: «ТЭК и государство», «Нефтяной комплекс России», «Проблемы функционирования и развития электроэнергетики», «Газовая промышленность России»). В 2011 г. вышла книга «Энергетическая безопасность России. Проблемы и пути решения» (труды ИСЭМ СО РАН), где наряду с текущими угрозами энергетической безопасности рассмотрены стратегические угрозы, способные вызвать на долгосрочную перспективу серьезный дефицит топливно-энергетических ресурсов в той или иной ситуации.

Проблема энергетической безопасности возникла в период арабо-израильского конфликта, когда крупные страны-импортеры стали ощущать недостаток нефти. В дальнейшем этот процесс развивался с разной спецификой для различных стран. Для России в последние 20 лет эта проблема значительно обострилась.

Проект Доктрины разрабатывался в конце 2011 г. – начале 2012 г., рассматривался на Межведомственной комиссии Совета безопасности. 29 ноября 2012 г. «Доктрина энергетической безопасности РФ» (ДЭБ) была протокольно утверждена Президентом РФ В.В.Путиным.

Основная цель Доктрины определить стратегию действий органов государственного управления и общества в вопросах обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов на перспективу.

Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:

- способностью топливно-энергетического комплекса обеспечивать достаточное предложение экономически доступных и качественных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

- способностью экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально (бережно) расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос;

- достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз ЭБ (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениям энергоснабжения, вызванными этими угрозами.

Для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать благоприятные экономические, политические, институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный и инновационный климат. Таким образом, ЭБ – атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. Поэтому ЭБ имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл.

Нами была предложена дополнительная категория «энергетические аспекты национальной безопасности», определяемая как «совокупность факторов, определяющих влияние качества и эффективности развития и функционирования энергетики, роста (снижения) масштабов энергетического хозяйства на уровень национальной безопасности и отдельных ее составляющих (видов безопасности)».

В основных положениях ДЭБ показана важнейшая роль ТЭК в экономике страны и её национальной безопасности. ТЭК - важнейшая составляющей экономики России.

На 2011 г. доля добавленной стоимости, созданной в отраслях ТЭК: в ВВП страны составляла более 31%, в объеме экспорта – 67%, в налоговых поступлениях в бюджет – более 49%. В недрах сосредоточено: ≈ 6% разведанных мировых запасов нефти, 18% угля, 24% - природного газа.

ТЭК – крупнейший потребитель продукции других секторов экономики и должен
сыграть ведущую роль в ее технологическом развитии и модернизации.

Для России как крупнейшего экспортера энергоресурсов (более 10% объемов их мирового экспорта) энергетическая безопасность включает также поддержание энергетического суверенитета и обеспечение условий для недискриминационного доступа на внешние рынки.




В конце 1980-х - первой половине 1990-х гг. наибольшие опасения вызывали такие экономические, социальные и политические угрозы ЭБ, как: разрыв или ослабление традиционных экономических связей России и ее энергетических предприятий с другими республиками СССР, ставших самостоятельными государствами, и с государствами Восточной (Центральной) Европы, нарушения или слабость внутрироссийских хозяйственных связей из-за краха централизованной распределительной системы и медленного становления новой системы связей; трудовые конфликты и забастовки; сепаратистские тенденции, региональные, этнические и другие политические конфликты, диверсионно-террористические акты; финансовая нестабильность экономики и ее энергетического сектора, рост неплатежей и задолженностей. К середине – концу 1990-х гг. эти угрозы в значительной мере были преодолены. В связи с анализом и разработкой средне- и долгосрочных энергетических перспектив – на период до 2010 г., до 2020 г., до 2030 г. – выяснилось, что главная опасность для ЭБ в долгосрочной перспективе – вероятность длительного дефицита физически и экономически доступных ТЭР: невозможность обеспечить ими требуемые темпы экономического роста и социального прогресса. Таким образом, на первый план выдвинулась стратегическая компонента ЭБ. Важнейшие из стратегических угроз – чрезвычайно высокая энергорасточительность народного хозяйства, глубокий физический и моральный износ основных фондов ТЭК, длительная задержка с освоением новых месторождений газа и нефти, глубокий кризис системы теплоснабжения, проблематичность масштабного наращивания вклада угля, атомной и возобновляемой энергии в баланс первичных энергоресурсов, крайне медленное преодоление всех этих трудностей, прежде всего из-за недоинвестирования ТЭК и энергосбережения, а также из-за институциональных и управленческих причин.

Спад производства в результате разразившегося в 2008-2009 гг. экономического кризиса предоставляет некоторую отсрочку грозящему дефициту ТЭР. Важным условием успеха в формировании устойчивого курса на преодоление стратегических угроз является радикальное совершенствование и обновление методов и инструментария для исследования ЭБ России и ее регионов и обоснования путей ее обеспечения.

Структура разработанной ДЭБ имеет следующий вид:

  1. Угрозы энергетической безопасности.
  2. Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности.
  3. Меры, направленные на обеспечение энергетической безопасности, и механизмы их реализации.
  4. Основные положения.

В Основных положениях энергетическая безопасность страны трактуется как состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения. Это достаточно жесткая формулировка. Узкая формулировка – это возможность обеспечения граждан, экономики, промышленности, народного хозяйства топливно-энергетическими ресурсами на перспективу в нормальных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций обеспечение обоснованных потребностей.

Схема исследований энергетической безопасности

Основной смысл исследований ИСЭМ СО РАН в сфере обеспечения энергетической безопасности страны – это обоснованный выбор направлений деятельности по достижению и поддержанию бездефицитного снабжения потребителей всеми необходимыми ТЭР на долгосрочную перспективу. Другое направление исследований в сфере ЭБ – создание условий для обеспечения потребителей требуемыми видами ТЭР в необходимых объемах во время ЧС.

Основой выбора мероприятий для долгосрочного бездефицитного топливо- и энергоснабжения потребителей является исходная информация: о состоянии ТЭК; о потребности в разных видах энергии на исходный и прогнозные периоды с учетом энергосберегающей политики; условиях развития отраслей ТЭК на заданную перспективу; возможных потенциальных угрозах ЭБ; наборе принципиально возможных мер по достижению и обеспечению требуемого уровня ЭБ для страны в целом или ее региона.

Угрозы энергетической безопасности (текущие и стратегические) формировались на протяжении многих лет. Структурно угрозы ЭБ распределены на следующие группы: внутренние экономические, социально-политические, техногенные, природные, а также внешнеполитические и внешнеэкономические условия и факторы, создающие опасность ослабления энергетической безопасности.

Важным моментом для обеспечения энергетической безопасности является мониторинг ЭБ. Как отслеживать и определять уровень ЭБ в стране в целом и в отдельных её регионах? Мониторинг - систематические наблюдения, регистрация и анализ процессов в энергетике и экономике, влияющих на энергетическую безопасность, проводящиеся с целью идентификации угроз, оценки уровня энергетической безопасности, подготовки информации для решения задач функционирования и развития энергетики с учетом фактора энергетической безопасности и для выбора мер и механизмов ее обеспечения.

Но без индикаторов энергетической безопасности мониторинг проводиться не может.

В качестве индикаторов энергетической безопасности используются показатели развития и функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК), его подсистем и объектов, а также потребителей энергии, в совокупности характеризующие состав, глубину и территориальные рамки реализации угроз энергетической безопасности и ее уровень. Индикаторы отражают различные аспекты работы отдельных систем энергетики и всей системы ТЭК в целом, чтобы понять, где ситуация нормальная, а где нарастают негативные тенденции. Для оценки ситуации необходимо знание порогового значения индикатора, который  определяется экспертным или модельным способами.

Угрозы энергетической безопасности

Что заставляет нашей энергетически независимой стране говорить о проблеме энергетической безопасности? Какие негативные тенденции наблюдаются в нашем ТЭК?

Это:

- ухудшение качества запасов углеводородных ТЭР, недостаточная эффективность геолого-разведочных работ (ГРР), рост доли трудно извлекаемых запасов. Значительная часть огромных месторождений с дешевым газом (в том числе Уренгой, Ямбург, Медвежье) уже выработана на 75% и больше. Ряд других вышли на пик выработки с перспективой дальнейшего сокращения добычи. Необходимо выходить в Западно- Арктическую зону с более дорогим, более глубоко залегающим газом (до 4,5 км), что вызовет значительное удорожание процессов добычи (притом что доля газа в балансе котельно-печного топлива нашей страны 77%);

- высокий износ основных производственных фондов (ОПФ) энергетики, низкие темпы их обновления и создания строительных заделов, заканчивающийся технический ресурс значительной части оборудования;

- наличие ЧС в системах топливо- и энергоснабжения страны и ее регионов;

- отсутствие серьезных сдвигов в энергосбережении;

- дефицит инвестиций в газовой отрасли и в электроэнергетике;

- недостаточная диверсификация структуры топливно-энегетического баланса (ТЭБ), характерная региональная асимметрия в обеспеченности территорий собственными первичными энергоресурсами;

-негибкость ценовой и налоговой политики, приводящие к росту цен на  энергоносители для конечных потребителей.

 

Основные угрозы ЭБ, прописанные в ДЭБ:





Внутренние экономические угрозы

- дефицит инвестиций, способный привести к некомпенсируемому выбытию
производственных мощностей объектов энергетического производства в условиях
высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня;

- ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики;

- низкая инновационная активность в энергетике и в смежных отраслях (в
 особенности в энергетическом машиностроении), приводящая к отставанию в
 освоении критически важных технологий;

- зависимость предприятий ТЭК от импорта оборудования, сервисных и
 инжиниринговых услуг;

- высокая энергоемкость отечественной продукции, отсутствие либо
 незавершенность отраслевых и региональных программ по энергосбережению
 и повышению энергетической эффективности.

Социально-политические угрозы

- национально-этнические конфликты, проявления сепаратизма в отдельных регионах страны;

- трудовые конфликты на предприятиях отраслей ТЭК;

- диверсии и террористические акты на объектах энергетики;

- общественные движения антиэнергетической направленности  (к примеру, против                                                               строительства АЭС).

Техногенные угрозы

- нарастающий удельный вес морально устаревшего и физически изношенного
оборудования в отраслях ТЭК;

- снижение технического уровня объектов энергетики из-за недостаточного
 финансирования НИОКР и слабой реализации их результатов   (особенно в области разработки новой техники и технологий);

- снижение уровня подготовки высококвалифицированных кадров для ТЭК.

Природные угрозы

- стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, гололед, сели и др.);

- аномальные проявления природных процессов (критически низкие или высокие
   температуры окружающей среды, длительная маловодность речного стока, внешние   электромагнитные аномалии и др.)

Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы

- недостаточная географическая диверсификация экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) из  России, ограниченность товарной номенклатуры; мощная европейская направленность. Только сейчас начинает очень медленно развиваться азиатское, тихоокеанское направление.

- высокая политизированность отношений в энергетической сфере и  обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных  стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам ТЭР;

- неустойчивая конъюнктура мировых финансовых и энергетических рынков в
 сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных  регионах добычи энергоресурсов;

- прогнозные ограничения по транспортировке экспортируемых из России энергоресурсов в  связи с блокированием нефте- и газопроводов на территориях транзитных государств, невыполнением конвенции по свободе судоходства в проливах и каналах и др.;

- противодействие участию российских компаний в освоении месторождений,
 приобретении либо строительстве энергетических объектов за рубежом.

Полная или частичная реализация угроз энергетической безопасности приведет к нарушению стабильности функционирования систем топливо- и энергоснабжения, что может вызвать замедление развития экономики, а также обострение проблем социальной защиты населения. Предотвращение и преодоление указанных угроз должно быть предметом постоянного внимания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Важнейшими индикаторами для оценки состояния энергетической безопасности по объектам мониторинга (новый пункт в проекте ДЭБ) являются:

- отношение годового прироста балансовых запасов первичных ТЭР к объему их добычи;

- доля природного газа в структуре баланса первичных ТЭР;

- динамика уровня цен внутри страны на основные виды ТЭР (особенно с учетом вступления России в ВТО);

- объем неплатежей на розничном и оптовом рынках электроэнергии;

- выполнение инвестиционных программ отраслями ТЭК;

- относительное изменение величины удельной энергоемкости ВВП;

- доля ископаемых первичных ТЭР, используемых на внутреннем рынке в общем объеме их добычи;

- террористические акты на объектах ТЭК, основные факторы, принятые меры;

- стабильность обеспечения потребителей различными видами ТЭР;

- забастовки на объектах ТЭК, основные факторы;

- физический износ основных производственных фондов по отраслям ТЭК и смежным отраслям промышленности;

- чрезвычайные ситуации на объектах ТЭК;

- доля экспорта российских ТЭР в общем объеме экспорта;

- доля продукции нефтепереработки и нефтехимии в общем объеме экспорта российских ТЭР.

Два последних индикатора больше имеют отношение к проблеме экономической безопасности и энергетическим факторам экономической безопасности. На возможность удовлетворения потребителей ТЭР эти индикаторы влияют лишь косвенно.

Диверсии и различные нештатные ситуации на объектах ТЭК есть в утвержденном перечне критически важных объектов ТЭК. Он вносился Минэнерго по отраслям и сформирован из крупных энергетических объектов. Задача сложна тем, что все отрасли энергетики работают взаимосвязано, в едином ТЭК. Нештатные ситуации на одной системе не могут не повлиять на работу другой системы. Критически важные объекты ТЭК с позиции энергетической безопасности должны определяться на основе системных исследований с использованием модельных наработок. Только так можно определить критически важный объект для работы системы и ТЭКа в целом.

 

Принципы и задачи обеспечения энергетической безопасности

В Доктрине выделены следующие основные принципы:

- надежность функционирования систем топливо- и энергоснабжения, позволяющая
 снабжать потребителей на территории страны в достаточном объеме  экономически доступными ТЭР приемлемого качества;

- энергетическая эффективность работы национального хозяйства в части затрат
 на энергообеспечение и предотвращения нерационального расходования ТЭР;

- сбалансированность производства и потребления ТЭР с учетом необходимости
  воспроизводства минерально-сырьевой базы и внешнеэкономических обязательств;

- устойчивость энергетического сектора экономики к экономическим, социально-
  политическим, техногенным, природным и другим угрозам, его способность
  минимизировать ущерб, вызванный проявлениями угроз различного характера;

- разделение рисков в сфере ТЭК, полномочий и ответственности государства,
 муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения
 энергетической безопасности.

Основные задачи обеспечения ЭБ:

- модернизация и инновационное развитие ТЭК (через техническое перевооружение
 отраслей ТЭК и омоложение производственного аппарата);

- повышение энергетической эффективности экономики страны (в особенности
жилищно-коммунального хозяйства и транспорта), в том числе через разработку и  реализацию отраслевых и региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, снижение энергетической составляющей затрат на производство товаров и услуг;

- своевременное проведение геологоразведки и работ по подготовке и освоению
 месторождений, обеспечивающее воспроизводство и рациональное  использование минерально-сырьевой базы (МСБ) страны, повышение эффективности недропользования (в  том числе повышение коэффициента извлечения нефти);

- диверсификация источников и транспортной инфраструктуры энергоснабжения;

- повышение степени самообеспечения регионов ТЭР посредством освоения
 местных топливных баз и развития малой энергетики (в том числе на базе ВИЭ);

- достижение рационального уровня централизации энергоснабжения и  рационального соотношения централизованного и децентрализованного энергоснабжения;

- обеспечение надежной работы и своевременного развития энергетической инфраструктуры, включая обеспечение достаточности резервов производственной мощности ТЭК и пропускной способности энергетических коммуникаций;

- укрепление, на основе межрегиональных и межгосударственных поставок ТЭР,
оборудования, услуг и энергетических технологий, позиций России на мировых
рынках, прежде всего в СНГ, Европе, АТР.

 

Меры обеспечения энергетической безопасности и механизмы их реализации

Для предотвращения внутренних экономических угроз:

- инициирование и поддержка реализации пилотных проектов и стратегических
инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной,
энергосберегающей и других приоритетных сферах;

- повышение эффективности управления государственной собственностью в ТЭК при соблюдении условий гарантированной надежности энергоснабжения потребителей;

- совершенствование корпоративного управления в энергетическом секторе на
 основе внедрения передовых принципов и стандартов управления в сочетании с
 обеспечением действенного контроля за деятельностью энергетических компаний;

- создание организационных и финансово-экономических условий для
 формирования механизма возврата частных инвестиций в энергосбережение;

- изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой
 нагрузки на энергетику и внедрения дифференцированного подхода к налогообложению с учетом объективных геологических и технико-экономических  условий, определяющих качество и себестоимость добываемого сырья (производимой продукции и услуг);

- продолжение управляемой либерализации внутренних цен на энергоресурсы,
 отвечающих интересам производителей, поставщиков и потребителей, на условиях недопущения необоснованного роста цен на продукцию ТЭК;

- стимулирование проведения  геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия между объемами ежегодных приростов балансовых запасов
 энергоресурсов и объемами их извлечения;

- финансовая поддержка проведения фундаментальных и прикладных НИР по
 основным направлениям развития перспективных энергетических технологий, в том числе в сфере атомной и возобновляемой энергетики;

- стимулирование развития отечественного производства оборудования и  поставщиков услуг посредством предоставления разумных преференций  компаниям, обеспечивающим использование отечественного оборудования;

- формирование механизмов реализации долгосрочной политики, обеспечивающей
 рационализацию ТЭБ страны и регионов на основе нормализации условий  межтопливной конкуренции и комплексное развитие региональной энергетики,
 включая освоение ВИЭ и местных видов топлива;

- совершенствование системы программных документов в сфере энергетики и
 повышение их обоснованности – от Энергетической стратегии России до
 инвестиционных программ компаний ТЭК и региональных энергетических программ с обязательным учетом требований энергетической безопасности.

Предотвращение социально-политических угроз

- законодательное и организационное обеспечение сохранения национального контроля за деятельностью компаний в стратегически важных сферах энергетики;

- разработка и проведение мероприятий по профилактике и предотвращению  преступлений, в том числе диверсионно-террористического характера, в отношении наиболее важных и характеризующихся повышенной опасностью объектов энергетики (АЭС и предприятия ядерного топливного цикла, газо-, нефте- и нефтепродуктопроводы, емкости по хранению топлива, НПЗ, плотины ГЭС и др.);

- совершенствование методов сбора и анализа упреждающей информации о  готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;

- контроль за финансово-экономическим состоянием предприятий ТЭК
 (компетентными органами в пределах полномочий, предусмотренных действующим  законодательством) с целью предотвращения забастовок и конфликтов;

- совершенствование системы контроля и надзора за промышленной безопасностью  на предприятиях ТЭК, обеспечивающее снижение аварийности.

 

Предотвращение техногенных и природных угроз

- разработка и внедрение новых технических регламентов и стандартов, стимулирующих развитие и переход предприятий ТЭК и экономики в целом на современные энергетические технологии;

- совершенствование процедур декларирования, лицензирования и сертификации и
 паспортизации в технологической сфере;

- совершенствование структуры управления энергетическими системами государственного значения (ЕЭЭС, ЕСГ, магистральные нефте- и
 нефтепродуктопроводы) в целях обеспечения требуемой надежности и
 безопасности их функционирования; усиление государственного, ведомственного, производственного и общественного  контроля и надзора за соблюдением установленных требований в сфере  безопасности и энергоэффективности;

- разработка и установление обязательных требований к безопасности и
 энергоэффективности объектов энергетики на всех этапах их жизненного цикла;

- создание комплексной системы прогнозирования, выявления, анализа и оценки
 рисков аварий и опасных природных явлений на объектах ТЭК;

- разработка классификатора опасности объектов ТЭК, основанного на расчетах  риска их эксплуатации и учитывающего масштабы последствий аварий;

- совершенствование методики расчета и практики компенсации ущерба в результате аварий на объектах ТЭК;

- введение персональной ответственности руководителей предприятий ТЭК за
техническую укрепленность и оснащенность возглавляемых ими объектов, и за
своевременное и полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию
основных фондов;

- актуализация, а где нужно – разработка и утверждение нормативов экономически
 обоснованных резервных запасов топлив, производственных мощностей,
 ремонтно-восстановительных запасов, а также нормативов по уровню
 диверсификации топливо- и энергообеспечения важнейших объектов;

- поддержка технического перевооружения и модернизации АЭС, повышения
 безопасности существующих и строящихся объектов атомной энергетики;

- поддержка модернизации и развития существующей инфраструктуры ЕЭС, включая внедрение элементов активно-адаптивных сетей и систем хранения электроэнергии;

-совершенствование системы функционирования топливо- и энергоснабжения  страны и ее регионов в период ЧС для гарантированного обеспечения жизненно  важных потребителей, в т.ч. обеспечение реализации маневренных и  мобилизационных возможностей отраслей ТЭК в чрезвычайных ситуациях  (включая создание механизма компенсации за выполнение обязательств по созданию и поддержанию мобилизационных резервов).

Техногенные угрозы связаны с состоянием ОПФ энергетики, физическим и моральным старением. Здесь необходимо принимать радикальные меры, и это прописано в доктрине. Что касается природных угроз – это, прежде всего, устойчивость критически важных объектов к существующим природным угрозам.

Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз

- поддержка сохранения и расширения надежных рынков сбыта российских
энергоресурсов, энергетического оборудования, услуг и оптимизации условий их
реализации;

- оказание дипломатической и законодательной поддержки и создание экономических механизмов, стимулирующих диверсификацию и качественную реструктуризацию экспорта энергоносителей, направленную на увеличение доли конечных энергоносителей в общем объеме экспорта;

- дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в
 зарубежном энергетическом секторе, а также в обеспечении транзитных потоков
 энергоресурсов через территорию России;

- совершенствование системы контроля и обеспечения бесперебойной работы
 транспортных коридоров, соединяющих Россию с внешними энергетическими
 рынками, с учетом интересов дальнейшего развития инфраструктуры экспорта
 российских ТЭР;

- создание благоприятных условий для международной научно-технологической
 кооперации, содействие трансферу в Россию передовых энергетических
 технологий.

Это политическая дипломатия, диверсификация экспорта и потоков наших ТЭР. Почему это важно с позиций ЭБ? Казалось бы, нам не нужно продавать свои энергетические ресурсы. Но завязано это очень тонко через макроэкономику.

Нам нужно выходить на новые объекты добычи газа в западно-арктическую зону, на шельф. Новые месторождения даже на суше стоят очень дорого. В нашей экономике сейчас очень сложно с финансами для того, чтобы освоить эти проекты. Пока существует экспорт наших ресурсов и не упала цена на природный газ (в свете сланцевой революции), мы можем создать финансово-экономическую базу для дальнейшего выхода в Западно-Арктическую зону для освоения новых месторождений. Иначе у нас самих могут быть проблемы.

В доктрине указано, что в стратегическом плане энергетическая дипломатия в рамках Евразийского экономического союза и в странах СНГ будет направлена на:

- сохранение современной роли России в снабжении стран, недостаточно
 обеспеченных собственными энергоресурсами;

- активизацию участия в освоении и обеспечении экспорта энергетических ресурсов
 Каспийского региона, включающего в себя развитие сотрудничества со странами
 региона в рамках Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС);

- обеспечение выполнения международных обязательств по транзитным перевозкам
 и установление согласованных тарифов на транспортные услуги.

В целях максимизации выгоды от экспортных поставок ТЭР Россия должна:

- наращивать поставки ТЭР в страны АТР с целью диверсификации географии
 экспортных связей;

- активизировать и координировать взаимодействие с другими экспортерами
 нефти и природного газа;

- максимально использовать потенциал интеграционных объединений (АТЭС, СНГ,
 ШОС, ЕврАзЭС и др.) путем совместного участия в создании и надежном
 функционировании энергетической инфраструктуры.

Система обеспечения энергетической безопасности определяется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации. Это прописано в доктрине. Указаны задачи органов государственной власти:

- совершенствование нормативной правовой базы функционирования ТЭК (в т.ч. С
 учетом положений разрабатываемой Доктрины);

- осуществление мониторинга и контроля состояния энергетической безопасности;

- оценка устойчивости энергетики страны и ее регионов к изменениям конъюнктуры
 внутреннего и внешних рынков ТЭР;

- формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения
 энергетической безопасности.

Положения Доктрины могут дополняться и уточняться в связи с изменением условий социально-экономического развития страны и возникновением угроз национальной безопасности. Как любой живой документ это не догма. Он, безусловно, должен уточняться благодаря дальнейшим наработкам, постоянно актуализироваться.

Реализация положений Доктрины позволит обеспечить энергетическую безопасность Российской Федерации, предотвратить возникающие угрозы для экономики страны, повысить ее устойчивость, создать условия для динамичного развития ТЭК и улучшения благосостояния населения.

 

В перспективе для актуализации доктрины целесообразно:

проведение научно-методических работ с целью формирования единой системы мониторинга энергетической безопасности России и ее регионов. Вместе с создаваемой Государственной информационной системой топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) это позволит создать научную основу для исследования и последующего укрепления энергетической безопасности России.

 

Для окончательного принятия доктрины (к концу 2013 г.) требуется доработка в части формирования конкретных индикаторов и их пороговых значений.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.3
Ответов: 10


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 23/05/2013
Пока у власти дохерарг Крабэ, и его зам Шмеле - ничего путнего не получится.

Олигархи будут терзать оставшиеся запасы энергоресурсов.

Норот - как всегда. Сосать. Никакие стратегии не помогут.

Такие перспективы...


[ Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 24/05/2013
 А сильны эти новые доктора охерительных навук словесами жонглировать. Ничего нового не сказал, но лохов развёл красиво! Так,что глупцы скажут про него - башка, а те кто чуть поумнее, полезут по справочной информации рыться - подтверждения искать.Только искать то нечего! и подтверждать нечего!


[ Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 24/05/2013
Резюмируя автора можно подвести итог:
1. В России все делается неправильно, точнее через .опу.
2. Надо все делать правильно, точнее не через .опу.
3. Я самый умный, второе место не занято, на третьем все, кто делает через .опу!


[
Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 24/05/2013
Главная беда постсовкового пространства - вбитый в народ принцип "я начальник - ты дурак". Поведшийся с времен Ильича, и закрепленный деяниями Виссарионича.

А что начальник не ведает про законы термодинамики и выдает приказы прямо противоречащие закону Бойля-Мариотта (встречались и неспособные на практике применить закон Ома) - более высоких начальников это не колышет.

Сказано - выполняй. К утру - доложишь результаты.

Всякие-же свободноорганизующиеся коллективы работников, могущих в конкурентной борьбе решить проблему дешевле и в лучшем виде - будут посланы в страну в страну вечно-загнивающего капитализма. Ибо начальник у них не назначен - а это подрывание устоев и истинно православных ценностей.


[
Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 24/05/2013
ПыСы. Может быть фраза "Поведшийся с времен Ильича" - надо заменить на "Поведшийся задолго до времен Ильича"...

При временах расцвета и заката РИ не жил. Много переврано по тем временам - так-что не знаю.


[
Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 25/05/2013
Может, все боятся, что свободноорганизующиеся коллективы не все важное учтут, примут безответственное решение? 


[
Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 25/05/2013
Может, все боятся, что свободноорганизующиеся коллективы не все важное учтут, примут безответственное решение?

Вот не. Коллектив организовуется в акционерную компанию, если нет конкурентов.

Притирается к богатой фирме - проигравшей конкурс. (как правило - они сами такое предлагают. Для будущего некислого профита).

Третье (много вариантов)...


Но на реализации железа (освоение денег по совковски) - много может быть срачей. Запросто может родиться новый коллектив - который начнет копать свое и не допустит "безответственного решения".


ПС: Как понял я - мысль ведется туда, что "свободноорганизующиеся коллективы не все важное учтут, примут безответственное решение?" - и станут начальниками???


[
Ответить на это ]


Re: Стратегия обеспечения энергетической безопасности России (Всего: 0)
от Гость на 25/05/2013
2ПС: Скоро коммуняки отпишутся - что запад украл их технологии планового управления.

Но вот нифуя. Это свободный коллектив, на конкурсной основе, победил с идеей - что нынче надо подзавязать с экономическими свободами - и расписать план.

Завтра, при изменившихся обстоятельствах - другой, выигравший конкурс коллектив - их послабит, изначит али отменит!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru