proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/04/2013]     Инженерное образование и наука в Военно-Морском Флоте России

А.Я.Благовещенский, д.т.н., проф., Заслуж. деятель науки РФ, капитан 1 ранга в отставке, руководитель атомного направления каф. “Реакторо- и   парогенераторостроение”, СПбГПУ

Инженерное образование в Военно-морском флоте России имеет многовековую (более 200 лет) историю становления и развития. Изменялся облик кораблей, усложнялась техника, и на всех этапах система инженерного образования гибко реагировала на потребность военного кораблестроения, как в области эксплуатации энергетических установок, общекорабельных систем, так и в научном аспекте.


Определение “политехнический” появилось совсем недавно в названии объединенного военно-морского инженерного вуза, возможно, в связи с присоединением бывшего ВМУРЭ им. А.С. Попова, существенно расширившего профиль подготовки офицеров-инженеров корабельной службы. Тем не менее, как выпускник 1-го выпуска ВВМИУ-2 (золотой медалист 1954 г.), прошедший большой профессиональный путь, могу сказать, что наше образование изначально было политехническим. Этот термин можно рассматривать в двух ипостасях — применительно к масштабности вуза и, что более важно, к квалификации, к способности подготовленного им специалиста успешно решать комплекс сложнейших разноплановых инженерных задач.

Будучи более 30 лет руководителем атомного направления кафедры “Реакторо- и парогенераторостроение” Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета, могу оценить масштабность знаменитого вуза, который на многочисленных выпускающих кафедрах 20-ти факультетов готовит специалистов с высоким уровнем фундаментальной подготовки по широкому спектру направлений. В этом, в частности, проявляется его “политехничность”: выпускники расходятся по предприятиям, выполняют свои задачи, в то время как  по смежному направлению работу квалифицированно выполнит специалист другого профиля подготовки.

Применительно к высшему военно-морскому инженерному образованию термин “политехничность” имеет более глубокое, истинное значение. Выпускник-инженер корабельной службы вне зависимости от того, какая специальность записана в его дипломе (ПСУ, ДЭУ, ГТУ, ЯЭУ и др.) должен быть “равнопрочен” для решения сложнейших разноплановых задач, возникающих на надводном корабле или подводной лодке, так как от правильности его решения зависит надежность и безопасность обслуживающих систем и корабля в целом, а также здоровье и жизнь личного состава. Политехничность и высокий уровень сбалансированности изучаемых  дисциплин, как в лекционном, так и в лабораторном плане, можно наглядно проиллюстрировать на примере нашего первого выпуска ВВМИУ-2. Мы закончили паросиловой факультет, тем не менее, по учебному плану мы получили прекрасную базовую подготовку как по общетеоретическим (математика, физика, теоретическая механика, термодинамика, гидродинамика и т.д.), так и по прикладным дисциплинам. Помимо глубокого изучения курсов паровых котлов и турбин (паровых и газовых), большое внимание с высокой требовательностью к уровню знаний было уделено:

– теоретическим основам электротехники (три семестра);
- вспомогательным механизмам (по широкому профилю с глубоким изучением их рабочих процессов (три семестра);
– основам автоматического регулирования (один семестр);
– электрооборудованию (один семестр);
– теории корабля (два семестра) и т.д.

Наш выпуск по времени совпал с началом строительства атомного подводного флота, и на должности командиров групп дистанционного управления (КГДУ) ядерным реактором в экипажах первых двух атомных подводных лодок (АПЛ) были назначены выпускники ПСФ ВВМИУ-2 (всего 12 человек). Так как в то время еще не было  ни спецфака в ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского, ни специальных учебных центров ВМФ, мы были направлены на первую в мире атомную станцию (сейчас это город Обнинск, а тогда это был объект “В” МВД СССР, г. Малоярославец-1). Будучи “залегендированными" под гражданских инженеров, мы проходили теоретическую подготовку, работали на физических сборках и непосредственно на АЭС с последующим допуском к самостоятельному управлению ядерным реактором с полной мерой ответственности за правильность действий.

На начальном этапе у наших “наставников” была некоторая настороженность в отношении уровня нашей подготовки, которая вскоре исчезла, а наши знания получили высокую оценку при сдаче экзаменов на допуск к работе под наблюдением и, далее, к самостоятельной работе на первом в мире ядерном энергетическом объекте. Комплекс вопросов не только нейтронно-физических, но и связанных с системами и оборудованием уникального энергоблока, был достаточно широк и сложен (тут и гидравлика, и системы управления и защиты, насосы разного назначения, вакуумная техника, электрооборудование, термоконтроль и др.). Тем не менее высокий уровень базовой подготовки, полученной в училище, позволил в сжатые сроки овладеть этой сложной техникой  и технологией.

На нынешнем этапе военного кораблестроения с существенным скачком в развитии энергетики и систем управления логичным в плане “политехнизации” является активное введение в учебный процесс дисциплин, связанных с электронным оборудованием и включение в объединенный институт бывшего ВМУРЭ им. А.С.Попова. Это решение можно только приветствовать. Однако, на пути оптимизации политехнического военно-морского инженерного образования могут возникнуть серьезные трудности, обусловленные формализацией, идущей от чиновничьих структур Министерства образования и науки.

Высшая школа России в целом сейчас переживает не лучшие времена. Переход на западную двухуровневую систему  (бакалавр – о многом знающий и мало что умеющий, магистр – штучный товар), при котором важнейшая инженерная категория выпала из числа основных, несмотря на то, что экономика страны нуждается именно в инженерных кадрах, трудно считать оправданным. В специалитете (подготовка инженеров) осталось не более 10% прежних специальностей. Высшая школа подчинена  новым стандартам, достаточно жестко регламентирующим учебные планы и программы. При этом не все стандарты можно считать доброкачественными. Единичные вузы, в частности, СПбГПУ, получивший статус Национального исследовательского университета, получили право на подготовку собственных стандартов. Тем не менее, процедура  эта достаточно сложна в реализации. Отрадно, что одним из первых решений нового Министра Обороны стал отказ от “Болонского соглашения” применительно к военному образованию. Однако вопрос все равно остается сложным.

Так как потребителем выпускников ВМПИ является корабль, необходимо обеспечить гибкое реагирование учебного процесса на потребности ВМФ. А это в первую очередь означает выход из стагнации, в которую загнано военно-морское инженерное образование бездумным прекращением на три года набора курсантов, восстановление эффективного функционирования кафедр и поднятие на новый уровень учебно-методической работы. При этом напрашивается реанимация в системе ВМФ Управления военно-морских учебных заведений (УВМУЗ), имеющего квалифицированные кадры, способного отстаивать выработанную позицию в высших сферах с возможностью своевременного корректирования учебного процесса на предмет соответствия динамике потребностей сегодняшнего дня возрождающегося ВМФ России.

Особого внимания заслуживает состояние научной деятельности ВМФ и задач по её развитию. К сожалению, реформирование вооруженных сил нанесло серьезный урон состоянию научной деятельности в ведущих структурах ВМФ. Ликвидация Главного Управления кораблестроения ВМФ, опиравшегося на активную научную деятельность 1-го  ЦНИИ МО, обеспечивавшего научно-техническое сопровождение корабля на всех стадиях проектирования, приемки в состав ВМФ и эксплуатации, а в настоящее время, ставшего лишь структурным подразделением ВУНЦ ВМФ ВМА, лишенным статуса юридического лица, наносит серьёзный ущерб науке и прогрессу ВМФ.

При прежней схеме научная и организационная деятельность 1-го  ЦНИИ МО и других НИИ ВМФ  имела четкую систему взаимодействия с внешними структурами, включая финансовый рычаг для управления заказными работами в промышленности. Особенно ярко роль науки ВМФ и конкретно 1-го ЦНИИ МО проявилась в период создания и бурного развития атомного подводного кораблестроения. Специалистам известно, что в АПЛ 1-го поколения, проектирование которой из-за “ореола секретности” было начато без наблюдения со стороны ВМФ, имелся ряд неудачных технических решений, одним из которых являлось применение не автономного турбогенератора, а “навешенного” на ГТЗА. Вскоре нормальная схема взаимодействия ЦКБ – Главных проектантов АПЛ и ВМФ была восстановлена, и проектирование АПЛ стало осуществляться в тандеме: Главный Конструктор – Главный Наблюдающий от 1-го ЦНИИ МО. Институтом был внесён весомый научный и практический вклад в развитие корабельных ЯЭУ.

Выдающаяся роль в этом направлении принадлежит контр-адмиралу И.Д.Дорофееву, доктору технических наук, профессору, которому вместе с возглавляемым им научным коллективом была присуждена Ленинская премия. Авторитет И.Д.Дорофеева был настолько велик, что его справедливо называли “Русским Риковером” (Риковер – американский адмирал, идеолог атомного подводного флота США). В тот активный творческий период при проведении научных исследований в военно-морских инженерных вузах осуществлялась тесная кооперация с 1-м ЦНИИ МО, что определяло высокую степень актуальности и практической значимости результатов исследований. Преподавательский состав привлекался к участию в межведомственных испытаниях оборудования и систем, а также к специальным натурным испытаниям на кораблях (в частности, ЯЭУ на АПЛ). При этой чёткой организации успешно формировались и функционировали в структурах ВМФ серьёзные научные школы, получившие признание как внутри страны, так и за её пределами. Таких примеров много. Ряд крупных учёных ВМФ стали академиками, в том числе: Ашот Аракелович Саркисов, Николай Степанович Соломенко. Уместно вспомнить профессора А.Н.Патрышева, известного научного авторитета в области гидродинамики. К его критике не мог не прислушаться Главный Конструктор корабельных реакторных установок  академик Ф.М.Митенков по вопросам организации циркуляции теплоносителя 1-го  контура. Мне в период научной деятельности (службы) в структурах 1-го ЦНИИ МО посчастливилось тесно сотрудничать с начальником кафедры ядерных реакторов ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского профессором Б.Д.Гусевым. У нас были общие научные интересы в сфере обеспечения высокой надежности и безопасности ЯЭУ АПЛ на базе реализации возможностей естественной циркуляции теплоносителя 1-го  контура (ЕЦТ). Как председатель нескольких МВК и руководитель проведения испытаний по данной тематике непосредственно на АПЛ 2-го поколения, в которых Борис Дмитриевич Гусев всегда участвовал, могу сказать, что его большой научный авторитет, яркие человеческие качества, внутренняя собранность и организованность являлись цементирующим фактором в комиссии и способствовали успеху дела в непростых ситуациях. Самые теплые воспоминания оставила совместная работа с профессором Б.Д.Гусевым над нашей общей монографией. Будучи более 30 лет членом докторского диссертационного совета военно-морского инженерного вуза, не могу не отметить высокий уровень защищаемых кандидатских и докторских диссертаций его сотрудниками (адьюнктами, докторантами, преподавателями).

В настоящее время сложилась трагикомическая ситуация, в рамках которой бывший  1-ый ЦНИИ МО (по новой номенклатуре – НИИ Кораблестроения и Вооружения) лишен возможности выступать в ранге головной организации по диссертациям, защищаемым сотрудниками ВМПИ, так как и вуз и НИИ являются структурными подразделениями ВУНЦ ВМФ ВМА. А ведь отзыв головной организации – важнейший документ при оценке Советом качества диссертации. В доперестроечный период Руководство Министерства Обороны высоко ценило офицеров, имеющих ученые степени; практиковалось присвоение воинских званий на ступень выше, что обеспечивало длительный период военной службы, необходимый для создания и успешного функционирования научных школ. Министр обороны СССР Д.Ф.Устинов сохранял в кадрах офицеров с ученой степенью доктора наук до 60 лет. Сейчас резкое снижение должностных научных и преподавательских категорий по воинским званиям, практически конвейерная система увольнений в запас при достижении ограничений по возрасту (в основном, 45 лет) исключает перспективность научно-педагогической деятельности в кадрах вооруженных сил (и конкретно в ВМФ).

О каких научных школах в этих условиях можно говорить? При нынешнем положении военной науки все чаще слышим термин «закупка вооружений» и почти никогда не озвучивается необходимость научных обоснований требований к  их тактико-техническим характеристикам с контролем за последующей реализацией, что раньше успешно выполнялось военными НИИ. Успех в решении Проблемы развития политехнического образования и военной науки ВМФ будет зависеть от внимания и организационных решений Министерства Обороны РФ. Обнадеживает активная позиция Министра обороны С.К.Шойгу, проявляющего серьёзную озабоченность состоянием, в котором находятся Вооруженные Силы России в целом и конкретно Военно-Морской Флот, являющийся их важнейшей стратегической составляющей.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 8


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Инженерное образование и наука в Военно-Морском Флоте России (Всего: 0)
от Гость на 13/05/2013
Полностью поддерживаю автора статьи на 100%!!! Я военный инженер-механик, выпускник СВВМИУ 1983 года, капитан 1 ранга в запасе и могу с уверенностью сказать что мне Родина, в лице указанных в статье офицеров, дала отличное образование, которое позволило мне с честью выполнять возложенные на меня обязанности. Уважаемый, Анатолий Яковлевич, дай Вам Бог здоровья и быть услышанными!!! С уважением А.Аникин. 


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru