proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2017 год
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Резюмируя по выбросу радиоактивного рутения-106:
это не мы
мы, но не специально
специально, но не сильно
сильно, но не вредно
вредно, но недолго
почему в 1986 можно, а в 2017 нельзя?

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[24/04/2013]     Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики


На «Курчатовских чтениях 2013», организованных НИТИ им. А.П.Александрова в январе 2013 г. в Санкт-Петербурге, В.П.Кузнецовым (зам. директора института инновационной энергетики НИЦ «Курчатовский институт», рук. российской рабочей группы по проекту ИНПРО) и С.П.Малышевым (членом ядерного общества России) был представлен доклад «Развитие  транспортабельных  ядерных энергетических установок в рамках проекта МАГАТЭ ИНПРО». О современном состоянии этого проекта в интервью журналу «Атомная стратегия» рассказал С. П.Малышев.


- Сергей Павлович, расскажите, пожалуйста, об истории этого проекта.

- Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) был учрежден в конце 2000 г. Международным агентством атомной энергии (МАГАТЭ). Этот проект является реакцией мирового ядерного сообщества на инициативу президента РФ В.В. Путина на Саммите тысячелетия в ООН по атомному энергообеспечению устойчивого развития человечества, кардинальному решению проблем нераспространения ядерного оружия и экологическому оздоровлению планеты  на основе инновационной атомной энергетики.

В настоящее время под эгидой Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» функционирует Российское экспертное сообщество, где рассматриваются основные проблеме реализации проекта ИНПРО. В исследованиях принимают участие ведущие российские организации, к работе привлечены более 40 российских экспертов. Результаты исследований регулярно представляются и обсуждаются на рабочих встречах российских и международных экспертов по ИНПРО в МАГАТЭ.

На рубеже XXI в. значительное число стран, не имеющих ядерной энергетики, проявило интерес к использованию атомной энергии в мирных целях. Это потребовало от МАГАТЭ и стран, обладающих ядерными технологиями, найти организационное решение, позволяющее облегчить доступ к использованию достижений в области мирного использования атомной энергии. В рамках ИНПРО проводится исследование вопросов эффективного и безопасного атомного энергообеспечения устойчивого развития человечества. Участниками ИНПРО являются 32 страны, включая развивающиеся страны и ведущие ядерные державы. Наша страна играет в этом проекте важную роль.

- 60-летний опыт создания и эксплуатации корабельных ядерных реакторов для подводных лодок, а затем и ледоколов, реакторов средней мощности дают определенные преимущества России в реализации этого проекта?

- Конечно, уникальный опыт России в области разработок и эксплуатации судовых ядерных энергетических установок помогает при создании инновационных реакторных установок малой и средней  мощности, являющихся основой транспортабельных ядерных энергетических установок. Перспективность развития этого направления атомной энергетики подтверждается созданием в российско-американской рабочей группе, организованной по поручению президентов России и США на Петербургском  саммите G-8 2006 г., подгруппы «Экспортные реакторы» для государств, не обладающих развитой инфраструктурой для использования атомной энергии.

- Чем отличаются термины транспортные и транспортабельные ЯЭУ?

- Под транспортабельными ядерными энергетическими установками в ИНПРО понимаются блочные установки заводского изготовления, транспортируемые поблочно или в сборе по воде или по суше, монтируемые/устанавливаемые и работающие на заранее подготовленных площадках, и таким же образом удаляемые с этих площадок. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы операции по перегрузке ядерного топлива на этих площадках не производились.

Сегодня в ИНПРО принято обозначение рассматриваемых установок как транспортабельные. На первой волне интереса к установкам этого типа в 1950–1970 гг. определением «mobile» было принято обозначать транспортабельные АЭУ, жизненный цикл которых осуществляется на единой транспортной платформе, и определением «transportable» – ядерной энергетической установки блочного типа, монтируемых из модулей заводского изготовления на подготовленной площадке и демонтируемых обратным путем по выработке ресурса (завершении программы). Такие установки успешно работали в указанные годы.

Прототипами транспортабельных ядерных энергетических установок являются известные транспортабельные АЭУ ТЭС-3, ПАМИР (СССР), Sturgis (США), строящаяся в настоящее время на Балтийском заводе в Петербурге плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».

- Почему в мире усилился интерес к атомным станциям малой и средней мощности?

- Объективные обстоятельства свидетельствуют о возрастающей актуальности процесса развития атомной генерации малой и средней мощности:

•          По данным МАГАТЭ разработчиками ядерных энергетических установок к настоящему времени заявлены более 50 проектов ЯЭУ малых (до 300 МВт (эл.)) и средних (до 700 МВт (эл.)) мощностей. Проекты АЭС малой и средней мощности на рынке атомных энергетических услуг предлагают ведущие мировые и национальные компании;

•          О намерении поставлять развивающимся странам реакторы средней мощности было заявлено в американской программе «Global Nuclear Energy Partnership» в 2006 г.;

•          Между американским и российским ядерными обществами подписано соглашение о сотрудничестве в развитии АЭС малых и средней мощности;

•          В России начато строительство первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Михаил Ломоносов» мощностью 70 МВт (эл.) на основе двух реакторов КЛТ-40С;

•          Многие развивающиеся страны заявили о намерении использовать атомную энергию для своего промышленного и социального развития. Экономические и географические особенности этих стран делают целесообразным строительство атомных станций малых и средних мощностей.

Эти и другие объективные обстоятельства определяют актуальность исследований в рамках проекта ИНПРО под эгидой МАГАТЭ, и развития новой подотрасли атомной энергетики.

- Какие проблемы кроме чисто технических стоят перед участниками проекта ИНПРО?

- Помимо технических и технологических проблем создания транспортабельных ядерных энергетических установок должны быть решены проблемы в области правового и институционального обеспечения атомной энергетики на их основе – нераспространение, мониторинг, учет и контроль ядерных материалов, безопасность, физическая защита ядерных материалов и ядерных установок, транспортные операции, гражданская ответственность за ядерные риски, кадровое обеспечение, а также ряд других вопросов.

- Какие предложения российской экспертной группы представлены участникам международного проекта ИНПРО?

- Исходные предположения российского исследования в рамках ИНПРО непрерывно уточняются и в настоящее время выглядят следующим образом:

•          Исследуется сценарий реализации жизненного цикла транспортабельных ядерных энергетических установок, когда Пользователь заинтересован только в получении энергии, не претендует на владение ядерными технологиями и материалами и несет вследствие этого минимальную ответственность, связанную с использованием ядерной энергии. Определение границ ответственности Пользователя и Производителя (терминология ИНПРО в МАГАТЭ) в рамках данного сценария – одна из задач этого исследования;

•          Пользователь выбирает для решения своих задач транспортабельную ядерную энергетическую установку, как энергетическую установку временного использования; при этом предлагается штатное выключение транспортабельной ядерной энергетической установки из режима генерации, выдержка с остановленным реактором, последующая транспортировка на новую площадку и повторное (многократное) включение ее в работу;

•          Транспортабельная ядерная энергетическая установка создается по технологиям индустриального серийного производства в отличие от традиционных атомных электростанций, создаваемых по строительным технологиям;

•          Все операции по поддержке работоспособности транспортабельной ядерной энергетической установки производятся на заводе-изготовителе или на региональной базе обслуживания Производителя;

•          Все операции с ядерным топливом осуществляются на заводе-изготовителе или региональной базе обслуживания Производителя;

•          Размещение, ввод и вывод из эксплуатации, эксплуатация, вывоз транспортабельной ядерной энергетической установки с места установки требуют выполнения на площадке только установочных, сборочно-монтажных и пусковых технологических операций.

Таким образом, осуществление технологических операций с собственно транспортабельной ядерной энергетической установкой на протяжении всего жизненного цикла находится в сфере ответственности Производителя.

В целом возможно рассмотрение двух крайних вариантов реализации жизненного цикла международного проекта транспортабельной ядерной энергетической установки.

Первый вариант – Пользователь может приобрести транспортабельную ядерную энергетическую установку в собственность со всеми вытекающими из этого последствиями в плане ответственности, связанной с использованием ядерной энергии.

Второй вариант – Производитель может взять на себя ответственность за весь жизненный цикл транспортабельной ядерной энергетической установки, и тогда Пользователь только платит за атомные энергетические услуги и несет минимальную ответственность, связанную с использованием ядерной энергии.

Между первым и вторым вариантом возможны и другие варианты, которые учитывают условия, национальные особенности и другие важные запросы страны Пользователя. Возможны схемы аренды и лизинга  Пользователем или Посредником. Разделение ответственности может пройти по ядерному топливному циклу. Возможны другие варианты. Более точные определения возникнут при практическом взаимодействии Производителя и Пользователя (государств).

В настоящее время первый вариант (вариант полного аутсортинга) положен в основу сценария российского исследования жизненного цикла транспортабельной ядерной энергетической установки.

В исследовании системы атомной энергетики на основе транспортабельной ЯЭУ, последние рассматриваются как объекты индустриального серийного производства. В сложившихся рыночных условиях энергетического производства Пользователь выбирает и покупает необходимый ему серийный образец из предлагаемого Производителем ассортимента. Производитель создает и развивает свое производство на основе прямых заказов, а также прогнозов развития спроса на его продукцию.

- Можно ли сегодня говорить о достаточном выборе типовых проектов ЯЭУ средней и малой мощности?

-
До настоящего времени гражданская атомная энергетика остается эксклюзивной энергетической технологией, где каждый объект создается по индивидуальному проекту. Может ли атомная энергетика быть отраслью серийного производства – вопрос не очевидный, ввиду присутствия фактора нераспространения, особенностей физики ядерных процессов и других специфических особенностей атомной энергетики.

Взаимодействие Производителя и Пользователя начинается тогда, когда на рынке появляется готовая продукция в виде транспортабельной ЯЭУ, конкурирующая с другими подобными объектами. Неотъемлемым атрибутом рынка являются референтные образцы. Создание референтных образцов транспортабельной ядерной энергетической установки должно осуществляется Производителем в условиях коммерческих рисков на основе собственного представления о рынке будущей продукции.

Будущий Пользователь, заявивший о намерении приобщиться к услугам атомной энергетики, создает национальные ядерное законодательство и минимально необходимую инфраструктуру. Получив санкцию МАГАТЭ на использование услуг атомной энергетики, Пользователь организует инвестиционный проект, в рамках которого определяется тип транспортабельной ЯЭУ, выбирается и обустраивается площадка для размещения установки, решаются вопросы финансирования проекта и маркетинга продукции, определяется схема эксплуатации.

- Какие организации участвуют в проекте ИНПРО со стороны России?

- В исследовании участвуют следующие российские организации: ОКБМ АФРИКАНТОВ, НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля, ОКБ Гидропресс, ВНИИНМ им. А.А.Бочвара, Дирекция строящихся плавучих атомных станций, Атомстройэкспорт, Атомный Страховой Брокер, Союз промышленников и предпринимателей атомной отрасли, МИФИ, ЦНИИ им. ак. А.Н. Крылова, Институт государства и права, РАН, НИЦ «Курчатовский институт».

К работе привлечены более 40 экспертов из этих предприятий и организаций. Исследования финансируются «Росатомом» и, частично, НИЦ «Курчатовский институт».

В 2008-2012 гг. экспертами было выполнено более 20-ти исследований по вопросам правового и институционального обеспечения АЭ на основе ТАУ. Все экспертизы обсуждаются на рабочих встречах экспертов в «Курчатовском институте» с предварительным выполнением независимой экспертизы по каждому исследованию.

- Как учитывается проблема нераспространения для реализации проекта ИНПРО?

- С точки зрения нераспространения система атомной энергии на основе транспортабельных ядерных энергетических установок достаточно полно охвачена нормативными, техническими и другими документами МАГАТЭ и не требует разработки новых специфических норм и правил по гарантиям МАГАТЭ.

Все операции с ядерным топливом целесообразно выполнять на заводе-изготовителе или в базах регионального обслуживания в зоне ответственности Производителя атомных энергетических услуг. Таким образом, проблема нераспространения для транспортабельных ядерных энергетических установок решается кардинальным образом, если исключить перегрузки ядерного топлива на площадке.

Для реализации такого решения необходимо разработать активную зону реактора с кампанией 8-12 лет, соответствующей межремонтному периоду основного оборудования, проработать заново инвестиционный цикл в связи с неизбежным значительным ростом стоимости активной зоны, оценить возможность переработки ядерного топлива с повышенной энерговыработкой в рамках действующих производств Производителя или при необходимости создать новые, оценить возможность транспортировок и хранения отработавшего ядерного топлива с глубоким выгоранием с использованием существующих технологий и оборудования или создать новые.

- Требуют ли ТАУ каких-то новых проработок вопросов ядерной и радиационной безопасности?

- Действующие нормы в области правового и институционального обеспечения безопасности атомной энергетики в целом охватывают жизненный цикл транспортабельных ядерных энергетических установок. Для ТАУ может быть установлена 2-я или 3-я категория по радиационной безопасности. 2-я категория по радиационной безопасности установлена для ПАТЭС «Академик Ломоносов».

С точки зрения ядерной безопасности к ним будут предъявлены особо жесткие требования. Упор должен быть сделан на максимальную реализацию в реакторах качества внутренне присущей безопасности. Проектная практика определила способы достижения этого качества.

С учетом современных террористических угроз, задача предотвращения распространения оружия массового поражения с применением ядерных материалов должна решаться для транспортабельных ядерных энергетических установок совместно с задачей предотвращения распространения оружия массового поражения с применением радиоактивных веществ как единая задача предотвращения распространения.

Для эффективного и безопасного функционирования атомной энергетики на основе транспортабельных ядерных энергетических установок требуется создание адекватной системы радиационного мониторинга окружающей среды и компьютерной системы учета, контроля и отчетности, как по ядерным материалам, так и по радиоактивным веществам.

При исключении перегрузок на площадке и осуществлении международного контроля Производителя со стороны МАГАТЭ требование о непревышении 20%-го обогащения ядерного топлива может быть откорректировано в сторону повышения уровня его обогащения.

На всех этапах жизненного цикла транспортабельной ядерной энергетической установки должно быть определено юридическое лицо, ответственное за возможный ядерный ущерб.

Вследствие малой мощности, возникающая реальность компенсации ущерба от аварии установки может превратить страховой фактор в важное конкурентное качество конкретного проекта атомных станций малой и средней мощности.

Физическая защита транспортабельной ядерной энергетической установки решается известными в атомной энергетике методами и средствами. Выполнение действующих норм и правил обеспечивает физическую защиту установки на всех этапах ее жизненного цикла. Особого внимания и специальной проработки требует вопрос обеспечения физической защиты от террористического воздействия на установку на территории Пользователя.

При крупномасштабном развитии атомной энергетики на основе ТАУ на базе подходов методологии ИНПРО целесообразно определить ориентиры для создания устойчивой к террористическому воздействию конструкции этих установок и системы атомной энергетики в целом на их основе.

С развитием атомной энергетики с использованием ТАУ становится актуальной постановка вопроса о заключении международной конвенции о ненападении на объекты гражданской атомной энергетики.

- При реализации такого масштабного энергетического проекта малозначимых вопросов быть не может. И всё-таки, какая проблема наиболее важная, с вашей точки зрения?

- Одной из самых важных среди технических и правовых проблем развития атомной энергетики в рамках международного проекта ИНПРО является решение проблем транспортировки ТАУ, полностью подготовленных к эксплуатации, и по завершению выработки кампании активных зон ядерных реакторов. В настоящее время отсутствует международно-правовое и институциональное обеспечение транспортных операций с наземными установками, в реакторы которых загружено ядерное топливо.

Частично решена, но требует уточнения задача международно-правового и институционального обеспечения транспортировки ПАТЭС с загруженным ядерным топливом, включая отработавшее ядерное топливо. ПАТЭС может рассматриваться в качестве ядерного судна, к которому применимы требования Кода ИМО по безопасности.

Для обеспечения международной нормативно-правовой базы морских транспортировок этих установок целесообразно включить в Международную Конвенцию СОЛАС-74 новое приложение: «Правила безопасной транспортировки транспортабельных ядерных энергетических установок» и внести необходимые изменения в «Венскую Конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб».

Необходимо также определить условия расхолаживания после останова реактора перед/или в процессе транспортирования этих установок. При этом приобретают особое значение межгосударственные соглашения по их транспортированию, являющиеся сегодня важной формой правового обеспечения морских транспортировок ядерных объектов и материалов.

- Кроме нормативно-правовой базы транспортировок ТАУ, по-видимому, потребуется и разработка самих транспортных средств для доставки и перебазирования ТАУ.

- Работы по созданию транспортных средств – специализированных судов, большегрузных судов на воздушной платформе проводятся в настоящее время ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Развитие этого направления атомной энергетики, представляется как составная часть процесса глобализации атомной энергетики.

- Не менее важен и вопрос подготовки кадров для развития этого направления атомной энергетики. Что предлагается ИНПРО для решения этой проблемы?

- Система подготовки кадров для атомной энергетики на основе ТАУ при достаточно широком ее развитии и с учетом ориентировки на развивающиеся страны может быть создана путем отбора национальных учебных заведений и организации на их основе международных центров подготовки и переподготовки кадров под эгидой МАГАТЭ.

Международная система подготовки кадров будет решать следующие задачи:

•          Подготовка кадров международной инспекции для контроля соответствия требованиям МАГАТЭ состояния и операций с ТАУ на всех этапах жизненного цикла в сферах ответственности, как Пользователя, так и Производителя;

•          Кадровое обеспечение разработки Пользователем необходимого национального законодательства, создания и функционирования национального Регулирующего Органа;

•          Подготовка и переподготовка эксплуатирующего персонала транспортабельных ядерных энергетических установок с сертификацией профессиональных знаний и навыков.
Эффективное и безопасное развитие атомной энергетики и на основе транспортабельных ядерных энергетических установок, может быть, осуществлено только в рамках международного сотрудничества.

- Насколько активно участие в проекте ИНПРО американских коллег?
- В совместном докладе «Курчатовского института»» и Гарвардского университета США («Promoting Safe, Secure and Peaceful Growth of Nuclear Energy: Next Steps for Russia and the United States», 2010), распространенном в Конгрессе США в 2010 г. к моменту рассмотрения американо-российского Соглашения 1-2-3, содержится идея многонационального консорциума, поставляющего реакторы заводского изготовления с высоким уровнем внутренне присущей безопасности, защищенности и устойчивости к распространению, что может стать центральным элементом АЭ будущего. Предлагаемый проект должен осуществляться на базе широкого международного сотрудничества, позволяющего странам-участникам проекта внести в него свои лучшие научные, технологические и производственные достижения, а также необходимые природные или финансовые ресурсы.

Ранее эта идея была высказана президентом НИЦ «Курчатовский институт» академиком Е.П. Велиховым и отражена в докладе IAEA Commission of Eminent Persons «Reinforcing the Global Nuclear Order for Peace and Prosperity: The Role of the IAEA to 2020 and Beyond» (2008).

- Сергей Павлович, спасибо за подробный рассказ о состоянии проекта ИНПРО. Надеемся на вашу помощь в освещении его реализации в дальнейшем.


Подготовила Т.А.Девятова
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Малая энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Малая энергетика:
Ядерные энергетические установки в космосе

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 3.18
Ответов: 11


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2013
Спасибо  за отличный материал!


[ Ответить на это ]


Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2013
Ранее, согласно ГОСТ 23082-78, был термин "передвижной". Что-то я не видел изменений к этому термину.


[ Ответить на это ]


Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2013
По тексту выходит, что транспортабельные ЯЭУ - будущий хлеб и скоркой для юристов.


[ Ответить на это ]


Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2013
Радость-то какая необыкновенная!!! - Пердеть в ухо неграмотному начальству!!!Предлагаю поделить всю ЯЭ на транспортабельную и не транспортабельную.Представитель не транспортабельной ЯЭ. 


[ Ответить на это ]


Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 25/04/2013
И это правильно! И учредить две премии РФ: "Глобальная не транспортабельная атомная энергетика" и "Глобальная транспортабельная атомная энергетика"!


[
Ответить на это ]


Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2013
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в 2006 году был уполномочен осуществлять научное руководство проектом ПАТЭС «Михаил Ломоносов».  Научные успехи НИЦ КИ в этой работе лежат в основе участия НИЦ КИ в международном проекте ИНПРО по транспортабельной энергетике.  Глубокие исследования правовых аспектов транспортировки ядерных и не ядерных модулей в нейтральных водах, а также проблем  страхования ядерных рисков имеют первостепенное значение для создания атомной энергетики малой мощности в российской промышленности. Дальнейших успехов вам товарищи ученые на этом поприще!


[ Ответить на это ]


Re: Транспортабельные ЯЭУ – будущее мировой атомной энергетики (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2013
Как только прочитал упоминание о  АЭУ ТЭС-3 и ПАМИР (СССР), перестал читать дальше. Стало грустно и не интересно.                                     Разве можно приводить их в качестве успешного примера? Первая не проехала и десяти метров а другая проработала 24 часа после которых стала непригодной к эксплуатации. У нас были уже готовые ТЯЭУ в виде списанных подводных лодок, которые могли бы обеспечивать прибрежные поселения на крайнем Севере. такая идея в своё время обсуждалась.Заинтересованность Китая вполне понятна.Как всегда задарма он получит научные разработки, технологии и большой практический опыт залатывания дыр перед МГАТЭ . (Пример-Тяньваньская АЭС). Ветеран


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.36 секунды
Рейтинг@Mail.ru