proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/03/2013]     Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ

Алексей БЛЯШКО, начальник отдела машзалов ВВЭР-ТОИ ОАО «НИАЭП»

Начиная с мая 2011 года ОАО «НИАЭП», Alstom Power Systems и ООО «АЛЬСТОМ Атомэнергомаш» (ААЭМ) совместно выполняли проектирование машинного зала (здания турбины) для нового проекта АЭС с реактором ВВЭР (Проект «ВВЭР-ТОИ»). Проект машзала ВВЭР-ТОИ выполнен с применением тихоходной турбоустановки мощностью 1255 МВт. Данная установка обеспечивает отборным паром ТФУ, мощностью до 300 МВт и собственные нужды блока до 45 т/ч. Турбоустановка имеет КПД не менее 37,5 %.


Высокие показатели турбоустановки обеспечиваются за счет применения рабочей лопатки последней ступени высотой 1739 мм, аналогов которой в России и СНГ на сегодня нет.

Срок службы турбоустановки – 60 лет.

В конструкции турбины наиболее эффективным образом реализовано однопоточное расширение пара. Однопоточная схема расширения пара обеспечивает больший КПД за счет сокращения вторичных потерь, возникающих в корневой и периферийной зонах проточной части. В такой однопоточной турбине расширение пара реализовано с начального давления 6,8 МПа до конечного около 0,3 МПа. Таким образом, более 60 % расширения происходит с наивысшим КПД.


В турбине реализован ряд конструктивных особенностей, являющихся основой концепции компании Alstom, а именно:

• тихоходная активного типа трехцилиндровая паровая турбина, состоящая из комбинированного ЦВСД и двухпоточного ЦНД;

• однопоточное расширение пара в частях ВД и СД в одном цилиндре обеспечивает оптимальные показатели и компактную конфигурацию;

• применение вала ротора ЦВСД из сварных элементов, состоящего из двух основных частей:

– первая часть – моноблочный вал, выкованный из цельной поковки, на который крепятся рабочие лопатки ВД. Диски, к которым крепятся лопатки, получены путем фрезеровки;

– вторая часть, к которой крепятся рабочие лопатки СД, составлена из трех поковок, сваренных вместе. Данный сборный элемент затем приваривается к цельнокованой части вала ВД, образуя тем самым вал ротора ЦВСД;

• применение сварных роторов для ЦНД, изготавливаемых из небольших отдельных поковок;

• демпфирование рабочих лопаток за счет организации трения в бандажах, позволяющее исключить необходимость установки демпферной проволоки в проточной части. Такая конструкция рабочих лопаток обеспечивает высокую вибрационную надежность роторов и в то же время экономичность лопаточного аппарата;

• использование лопаток последней ступени ЦНД максимальной длины, снабженных демпфирующими устройствами, общий контакт которых усиливается при вращении под действием сил, возникающих при центробежном раскручивании рабочих частей лопаток;

• использование лопаток предпоследней ступени ЦНД, имеющих прямые хвостовики елочного типа и концевой бандаж шевронной формы;

• использование кольцевого паровпуска в часть ВД;

• исключение вибрации в потоке плотной двухфазной жидкости во всем диапазоне открытия клапана за счет отработанных и опробованных профилей чашек клапанов, используемых для регулирования на трубопроводах свежего пара и греющего пара СПП;

• выполнение электрической части системы регулирования на микропроцессорной технике.

В конструкции турбины реализован (помимо промежуточной сепарации и перегрева пара) ряд пассивных и активных мероприятий для защиты деталей турбины от эрозии:

• для ЦВСД, обойм и диафрагм применена нержавеющая сталь, что позволяет полностью решить проблему щелевой эрозии, исключить значительные затраты на ремонтные работы во время эксплуатации;

• использование рабочих лопаток ступеней и направляющих лопаток диафрагм ЦВСД и ЦНД, изготовленных из 13% хромистой стали;

• использование лопаток последней ступени ЦНД, также имеющих защиту от эрозии: верхняя часть их передник кромок подвергается механическому упрочнению.




Тепловая схема

Свежий пар поступает в здание турбины по четырем ниткам паропроводов Ду700. В здании турбины трубопроводы свежего пара направляются к стопорно-регулирующим клапанам турбины, а также объединяются в общий коллектор, на котором установлены редуцирующие установки различного назначения: БРУ-К (в конденсатор), БРУ-СН (в коллектор собственных нужд), БРУ-Д (в деаэратор), БРУ-У (на уплотнения и вакуумирование). Свежий пар через четыре блока стопорных и регулирующих клапанов поступает в ЦВCД турбины. После расширения на лопатках части высокого давления пар поступает в два сепаратора-пароперегревателя (СПП).

Система СПП расположена на выхлопе части ВД корпуса ЦВСД турбины для удаления влаги из пара и перегрева его перед подводом к ЦСД турбины. Каждый СПП состоит из сепаратора и двух ступеней перегрева.

Перегретый пар на первую ступень СПП поступает из отбора «А» части ВД корпуса ЦВСД турбины. Перегретый пар на вторую ступень поступает из главного парового коллектора системы трубопроводов «свежего» пара в границах здания турбины. Сконденсированный пар во II ступени подогревателя СПП сливается в конденсатный бак II ступени и затем поступает в межтрубную зону подогревателя питательной воды № 7 (ПВД-7). Сконденсированный пар с первой ступени подогревателя СПП сливается в конденсатный бак I ступени и затем поступает в межтрубную зону подогревателей питательной воды № 6 (ПВД-6). Влага, удаляемая из сепараторов, сливается в бак сбора сепарата СПП, а затем насосом перекачивается в бак запаса питательной воды (при работе в нормальном режиме) или в конденсатор (при работе в аварийном режиме).

После промперегрева поток пара, пройдя по четырем трубопроводам, в каждом из которых последовательно установлены по одному стопорному и дроссельному клапану промперегрева, входит в часть СД корпуса ЦВСД, где продолжает расширяться.

Два трубопровода с поперечными связями, оборудованные температурными компенсаторами, направляют пар из выхлопа СД к паровпуску НД. На входе в каждый корпус ЦНД поток пара разделяется на два равных потока и расширяется в конденсатор.

На выхлопе каждого из двух ЦНД установлены два конденсатора для конденсации отработавшего в турбине пара.

Конденсаторы соединены последовательно по охлаждающей воде. Каждый конденсатор состоит из двух половинок.

Из конденсатосборников конденсаторов конденсат отводится и перекачивается конденсатными насосами в бак хранения и деаэрации питательной воды через систему подогревателей низкого давления.

Для подачи конденсата установлены три конденсатных насоса по 50% производительности (два рабочих, один резервный). На напоре конденсатных насосов устанавливается узел регулирования уровня в деаэраторе турбины, состоящий из двух основных регулирующих клапанов 50% пропускной способности и одного пускового 10% пропускной способности.

Установка подогревателей низкого давления (ПНД) включает в себя четыре ступени подогревателей, предназначенных обеспечивать постепенный нагрев конденсата в любых рабочих режимах блока. Все теплообменники ПНД горизонтальные поверхностного типа.

Система регенерации низкого давления включает в себя группу из двух дуплексных подогревателей по 50% производительности ПНД-1/ПНД-2, установленных в конденсаторах, и группу подогревателей ПНД-3 и ПНД-4 100% производительности.

Конденсат греющего пара ПНД-1 сливается в конденсатор турбины через гидрозатвор.

Конденсат греющего пара ПНД-2, 3 и 4 сливается в баки сбора дренажей соответствующего ПНД, а затем дренажными насосами возвращается в тракт основного конденсата за свой ПНД. Баки сбора дренажей ПНД-2, 3 и 4 оснащены линиями аварийного слива дренажа в конденсатор турбины.

После регенерационного подогрева в ПНД основной конденсат подается в деаэратор турбины. Деаэратор турбины в режимах нагрузки турбины от 26 % до 100 % питается паром от отбора турбины. В режимах сниженной нагрузки (менее 26 % от номинальной) деаэратор питается паром через два БРУ-Д от главного парового коллектора системы трубопроводов свежего пара.

После деаэрации из бака запаса деаэратора питательная вода питательными насосами подается через систему регенерации высокого давления в парогенераторы.

Для подачи питательной воды установлены четыре электронасоса по 33 %, три из которых рабочие, один резервный.

Каждый питательный насосный агрегат состоит из бустерного и питательного насосов. Для регулирования частоты вращения питательного насоса и соответственно расхода питательной воды используется гидромуфта. Также в системе установлен вспомогательный питательный насос.

Установка ПВД состоит из двух ступеней подогревателей, предназначенных обеспечивать при любых рабочих режимах блока последовательный подогрев питательной воды перед ее подачей к парогенераторам.

ПВД расположены в двух группах 50% производительности. Схема позволяет полностью отсекать одну группу ПВД-6/ПВД-7. Когда одна из групп ПВД изолирована, при полной

нагрузке турбины, оставшаяся в работе группа ПВД рассчитана на работу с перегрузкой для подогрева всех 100 % расхода питательной воды.

Конденсат греющего пара из ПВД-7 каскадом отводится в ПВД-6 и затем в бак запаса питательной воды.

После подогрева в ПВД питательная вода через узел регулирования уровня ПГ подается собственно в парогенераторы.

Узел регулирования уровня ПГ оснащен одним основным и пусковым регулирующими клапанами.

Структура системы регенерации представляет собой: 2 хПНД-1+2 хПНД-2+ ПНД-3+ПНД-4+Д+2 хПВД-6+2 хПВД-7.



Турбина имеет отборы от ЦВСД на деаэратор, на пиковые подогреватели сетевой воды и на коллектор собственных нужд блока. От коллекторов между ЦСД и ЦНД предусмотрен отбор пара на основные подогреватели сетевой воды.

Корпуса цилиндров турбины, стопорно-регулирующие клапаны (СРК) и трубопроводы турбины оснащены дренажными клапанами или конденсационными баками для удаления конденсата в процессе пуска и в ходе работы на неустановившихся режимах. Уплотнение вала турбин, а также уплотнения СРК оснащены соединениями с системой пара уплотнений.

Вакуум в конденсаторах НД и ВД турбины набирается и поддерживается за счет системы вакуумирования конденсаторов, состоящей из четырех водокольцевых насосов и двух эжекторов.

Для каждого конденсатора предусмотрены два водокольцевых насоса и один эжектор. Пар на эжекторы подается от коллектора собственных нужд блока или от главного парового коллектора в режиме снижения нагрузки турбины через соответствующее БРУ.

Подача пара на уплотнения турбины для запирания вакуумных камер роторов (в ЦНД) и для предотвращения присосов воздуха при пуске (в ЦВСД, а также по штокам СРК турбины) производится от коллектора собственных нужд блока или главного парового коллектора в режиме снижения мощности турбины от соответствующего БРУ. Паровоздушная смесь из последних камер концевых уплотнений турбины и уплотнений штоков клапанов парораспределения турбины отводится в конденсатор пара уплотнений (КПУ), конденсируется и возвращается в конденсатор турбины. Несконденсированные газы отводятся вентиляторами в атмосферу.

Для режима пуска и останова блока, а также для режима байпаса турбины при резком сбросе электрической нагрузки используются БРУ-К. Общая производительность БРУ-К составляет 60% номинальной производительности парогенераторов. Сброс пара по байпасу турбины производится в каждый из двух конденсаторов ВД и НД. В пароприемном устройстве предусмотрен впрыск основного конденсата для охлаждения сбрасываемого пара.

Для очистки турбинного конденсата перед пуском блока после ремонта и/или поддержания качества конденсата в процессе эксплуатации предусмотрена блочная обессоливающая установка (БОУ), рассчитанная на 30 % производительности основного конденсата в контуре. Для подачи конденсата на БОУ установлены два отдельных конденсатных насоса по 50 % производительности каждый. После БОУ конденсат возвращается обратно в конденсатор турбины.

Система подогрева сетевой воды (установлена в отдельном, пристроенном к машзалу здании) включает в себя двухступенчатый подогрев сетевой воды по двум ниткам подогревателей сетевой воды (ПСВ). Общая мощность теплофикационной установки 300 МВт. Расчетный температурный график сетевой воды 150/70 °C. Каждая нитка оснащена одним основным ПСВ и одним пиковым ПСВ. Конденсат греющего пара ПСВ отводится конденсатными насосами в тракт основного конденсата турбоустановки, в рассечку между ПНД-3 и ПНД-4. В режимах пониженной мощности ТФУ конденсат ПСВ отводится в конденсатор турбины. Паровоздушная смесь из ПСВ также отводится в конденсатор турбины.

Компоновочные решения

Паровая турбина и оборудование машзала размещены в здании турбины с габаритами 92 х57,2 м. Здание выполнено однопролетным, с оперативной отметкой обслуживания турбоустановки +18.2 м и отметкой пола подвала – 6,2 м, шаг колонн каркаса здания (макс.) 12,57 м.



3D-модель здания турбины

На оперативной отметке +18,2 м расположена собственно турбоустановка и деаэратор с баком запаса питательной воды. Расположение на оперативной отметке перед турбиной деаэратора и бака запаса питательной воды позволило отказаться от дополнительного пролета, в котором традиционно располагалось деаэраторное отделение. Это позволило значительно уменьшить габариты здания турбины, сократить протяженность ряда основных трубопроводов, улучшить гидравлику данных трубопроводов, снизить потери, улучшить геометрию в части симметричности трубопроводов, что также позволило более равномерно распределить потоки сред.

Также на отм. +18,2 м вдоль оси турбины с каждой стороны ЦВСД расположены два СПП горизонтального типа. Дренажные баки СПП расположены на отм. 0,0 м.

Маслобаки и насосное оборудование систем маслоснабжения и регулирования расположены в изолированных противопожарных помещениях на отм. +13,29 м и +13,64 м. Маслосистемы турбины и генератора находятся в своих собственных изолированных противопожарных помещениях. Трубопроводы маслосистемы прокладываются в защитных коробах «труба в трубе».

Кожуха, закрывающие фланцевые соединения маслопроводов, собирают возможные протечки масла, которые потом отводятся в бак грязного масла.

Ниже на отм. +8,5 м расположены ПНД 3,4-го горизонтального типа.

На отметке 0,0 м установлены ПВД 6,7-го горизонтального типа.

В подвальном помещении на отм. –6,2 м расположены:

• четыре основных и один вспомогательный питательных электроприводных насоса. Фундаменты питательных насосов изолированы один от другого, чтобы вибрация от работающего насоса не вызвала повреждения соседнего агрегата;

• три конденсатных насоса в приямках. Отметка установки конденсатных насосов выбрана из условия обеспечения необходимого подпора на всасе насосов. Вся арматура обвязки насосов сгруппирована в единой зоне и обслуживается с площадки, что удобно для эксплуатации и ремонта. Отметка подвала –6,2 м определена в соответствии с размерами конденсаторов турбины.

Главный конденсатор представляет собой конденсаторную группу, состоящую из двух двухходовых по охлаждающей воде конденсаторов, расположенных под каждым ЦНД турбины. Каждый конденсатор поверхностного типа, допускающий возможность отключения одной половины для обслуживания при работе турбины.

Компоновка конденсаторов выполнена подвальной с поперечным расположением относительно оси турбины. Каждый корпус конденсатора устанавливается на своих пружинных опорах.

Напорные и сливные трубопроводы циркуляционной воды условным диаметром 3100 мм входят в турбинное отделение на отметке –10,0 м и выходят четырьмя нитками (две – подающие, две – сливные). Конденсаторы снабжены системой непрерывной очистки трубок конденсаторов резиновыми шариками и фильтрами предварительной очистки, установленными также на отметке –6,2 м.

Отсос воздуха из цирксистемы производится из верхних точек напорных водяных камер водокольцевыми насосами, которые в количестве четырех штук установлены на отметке 0,0 м.

Для охлаждения потребителей здания турбины в здание подается охлаждающая вода неответственных потребителей по трубопроводу Ду900 на отметке –3,6 м.

Там же проложен и сливной трубопровод Ду900. Два теплообменника замкнутого контура охлаждения установлены на этой же отметке.

На отметках –6,2 м и 0,0 м предусмотрены специальные зоны для передвижения транспортных средств к монтажному проему (электрокары г/п 2 т).

В здании предусмотрены лестницы для передвижения по всем отметкам, включая подвал, а также местные площадки для обслуживания оборудования и арматуры.

Впервые в проекте российской АЭС предложено использовать бескрановый метод монтажа статора генератора массой 400 т. Данное решение позволяет уменьшить стоимость объекта за счет снижения металлоемкости каркаса здания турбины и отказа от второго крана большой грузоподъемности.

Монтаж статора генератора предусмотрен бескрановым методом с использованием гидравлической такелажной системы.

При работе над проектом также была проделана большая работа по снижению пожарной нагрузки. Кроме стандартных мер по пожаробезопасности, требуемых нормами и правилами, в проекте предусмотрены следующие решения:

– масляные баки, насосы, маслоохладители, арматура компактно расположены в пожарозащищенных зонах (изолированных помещениях);

– маслопроводы выполнены в защитных кожухах (труба в трубе), исключающих протечки и розлив масла по площади помещений при разгерметизации трубопроводов;

– основные кабельные потоки на отм. –6.2 м и 0,0 м заключены в кабельные тоннели.



Расположение кабельных тоннелей на отм. –6,2 м

Данные решения позволили классифицировать здание турбины по взрывопожарной и пожарной опасности по категории «Г».

В результате сотрудничества НИАЭП/Альстом/ААЭМ были получены успешные проектные решения по машинному залу с турбиной ARABELLE™, которая обладает конкурентоспособностью для внутреннего и перспективных для РФ внешних рынков атомной энергетики.


Журнал РОСЭНЕРГОАТОМ №12-2012
www.rosenergoatom.info
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомная энергетика:
Атомная энергетика России. Время упущенных возможностей

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.21
Ответов: 14


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 55 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
А Силовые Машины тихо умрут


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
Альстом и АЭМ разные звери и у них разные задачи. Дитя на бумаге красивое, жалко, что в живую нам его не увидеть, по крайне мере в Российском исполнении... 


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
"А Силовые Машины тихо умрут"Эти буржуинские мечты не сбудутся.

Турбинист


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
Ну вот один «ларчик из дворца» проекта АЭС ВВЭР-ТОИ наконец открылся. НИИАЭП «сдал без боя» машзал французам. Это – только начало очередной полномасштабной капитуляции по проектированию АЭС. Тихоходная турбина «Alstom»? Где турбина там и генератор, о котором «скромно» умалчивает начальник отдела машзалов ВВЭР-ТОИ ОАО «НИАЭП». В конце статьи гордо написано: «В результате сотрудничества НИАЭП/Альстом/ААЭМ были получены успешные проектные решения по машинному залу с турбиной ARABELLE™, которая обладает конкурентоспособностью для внутреннего и перспективных для РФ внешних рынков атомной энергетики.» Ой ли??? Каких внутренних и каких внешних рынков? А машзал это только турбина? Или еще кое-что? Место хоть оставили для генератора? О ремонтных площадях в машзале не забыли? Понимаю – Франция, заграница, командировки, Европа …. А где 100 раз хваленые, перехваленые «Силовые машины»??? Три с лишним года (а я думаю и более чем три года, пока «пробивали» идею ВВЭР-ТОИ) – срок достаточный, чтобы придумать, рассчитать, спроектировать, создать в «металле» и даже испытать свой отечественный конкурентоспособный тихоходный турбогенератор. Неужели наши конструкторы настолько не компетентны, что в итоге идем на поклон в «Европу»? Не компетентны или окончательно импотентны? Вот и будем в очередной раз кормить заграничных инженеров-конструкторов, финансово стимулировать работу «серого вещества» в их головах, финансировать их промышленность. Попытаюсь перефразировать военную поговорку: «Кто не кормит своих инженеров, тот кормит заграничных». Пока набирал текст, возник один закономерный вопрос. А с «Турбоатомом» проектанты пробовали контактировать? Или для кого-то французы ближе? Как для кого (можно вспомнить 1812 год). Тогда зачем ноябре-декабре 2012 "Росатом" рассматривал возможность интеграции с "Турбоатомом"? Вывод только один – срочно нужна конкурентоспособная тихоходная турбина для «тысячников», т.е. для АЭС. И не удивительно. Посмотрите «географию поставок», на скольких блоках стоят «тысячники» Турбоатома и на какие новые блоки поставляется их продукция? Цитата с сайта Турбоатома: «На Ростовской АЭС работают 2 энергоблока с турбинами мощностью 1000 МВт, изготовленными ОАО "Турбоатом": блок № 1 пущен в 2001 г., блок № 2 – в 2010 г. С пуском блока № 3 Ростовской АЭС в 2014-2015 гг. это будет уже 19-я турбина-«миллионник», изготовленная ОАО "Турбоатом" и введенная в эксплуатацию. Всего на данный момент успешно работают 18 аналогичных турбин на АЭС Украины, России и Болгарии (Южно-Украинская, Запорожская, Калининская, Балаковская, Ростовская АЭС и АЭС Козлодуй). Эти агрегаты хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, первые турбины уже отработали около 200 тысяч часов. Отличительная особенность турбин мощностью 1000-1100 МВт – тихоходное исполнение (1500 об/мин), что дает целый ряд преимуществ по экономичности, надежности, безопасности, удобству в эксплуатации и ремонтопригодности». На сайте ЗАО "Группа Компаний КомплектЭнерго" указано следующее: «В феврале 2013 года в рамках контракта ООО «КомплектЭнерго» и ОАО «Турбоатом» началась отгрузка первой партии оборудования для блока № 4 Ростовской АЭС, сообщили в пресс-службе ОАО «Турбоатом». Специалисты украинского предприятия изготовили и предъявили заказчику опоры и камеры блочно-модульного конденсатора турбины К-1100-60/1500. Оборудование прошло контроль геометрии и сварных швов, о чём подписан соответствующий акт. Все контролируемые параметры отвечают условиям контракта. Оборудование готово к отгрузке на станцию. До конца февраля планируется предъявить заказчику и отгрузить конденсатосборники, патрубки и связи, а так

Прочитать остальные комментарии...


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
ГАЗ был построен Фордом, а ВАЗ Фиатом. Никто не плакал по советской промышленности. Турбоатом такая же зарубежная компания, как и Альстом, только последняя лучше.


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
Рассматривалось 4 варианта: СМ, Турбоатом, Сименс и Альстом. Выбрали лучшее и очень референтное. Турбоатому не надо было выпендриваться, когда им предложили контракт по Бушеру. Вели себя, как махровый монополист. 


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
И чтов итоге в Бушер "засунули" СМ? Поинтересуйтесь


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
А Турбоатом это по Вашему те самые "свои инженеры"?


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
это какого ж размера нужно иметь ТЕПЛОПЕРЕДАЮЩИЕ ПОВЕРХНОСТИ В СПП, чтобы паром 283.9 С догреть промпар до 275 С? И какие при этом там будут потери на трение! 


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
Коллега, Вы ошиблись температура за СПП  - 270град., т.е. температурный напор 13-14град.


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
Непонятно, что за ЧВД и ЧСД на схеме, и почему в таблице и в тексте давление в Паскалях, а на схеме какие-то бары. Может я придираюсь, но вот из-за такой небрежности техническая ценность статьи значительно падает. По-моему даже при подготовке презентации надо быть аккуратнее.


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
Отличать цилиндр от части на 2-м курсе энергоуниверситета учат


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
1 бар= 10^5 Па. криминала не вижу


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
как же ремонтировать ЦВСД, ремонтная компания только увеличится-уверен на 100%!


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
1. Выбор турбины Арабелла это, мягко говоря, нехороший поступок со стоны Росатома. С политической точки зрения надо было договариваться с союзной Украиной или поддерживать «Силовые машины», которые хоть и принадлежат прошведскому буржуину Мордашову, но все-таки больше свои, чем французы, которые нам реальными союзниками-то в последний раз были во времена Наполеона Бонапарта и Павла I.
2. Ничего нового и хорошего по сравнению с АЭС-2006, кроме тихоходной турбины и бескранового монтажа статора генератора, я не вижу. Но бескрановый монтаж генератора к французской турбине и машзалу отношения не имеет и может быть реализован везде. Тихоходную турбину могут сделать «Силовые машины».
3. Выделение отдельной группы конденсатных насосов для подачи конденсата на БОУ прорабатывалось отечественными отраслевыми институтами уже давно.
4. Предлагать читателям описание 2-го контура в текстовом виде без принципиальной схемы – это неуважение к этим читателям.
5. Подвод пара к ЦВСД сверху – это прошлый век.
6. Машзал стал ещё на 1 ось короче по сравнению с АЭС-2006 и на 2 оси короче по сравнению с блоками ВВЭР-1000. Учитывая горизонтальное расположение СПП, даже при наличии меньшего количества ЦНД (2 шт.) раскладка оборудования при ремонте может быть затруднительной. Не будем забывать о больших размерах облопаченных роторов ЦНД данной турбины.
7. ПЭНы с гидромуфтами… Предложения по применению гидромуфт на ПЭН в проекте АЭС-2006 (НВАЭС-2 и ЛАЭС-2) были не приняты АЭПами, несмотря на то, что ТЗ/ТУ на ПЭН ещё находились на этапе согласования и могли быть откорректированы. Цена вопроса собственно по гидромуфтам была смешная, учитывая, за сколько приходится покупать хотя бы трубопроводную арматуру в исполнении «для АЭС». Причины отказа от гидромуфт: значительное увеличение габаритов оборудования и снижение КПД насосных агрегатов при работе в базовом режиме работы АЭС, который используется и, скорее всего, будет и дальше использоваться в российских проектах АЭС. Так что же собственно изменилось? Машзал стал еще короче и уже, режим скорее всего будет базовым. Где логика?
8. Отсос воздуха из цирксистемы водокольцевыми насосами – это решение неприемлемо при использовании испарительных градирен.
9. В статье не указан тип применяемой смазочной жидкости в системах смазки и регулирования турбины. Также не указана возможность унификации смазочной жидкости для всего оборудования машзала. Не указано наличие/отсутствие необходимости сооружения баков аварийного слива масла, что тоже влияет на кап. затраты.
10. Как привести альстомовское оборудование СВБ и оборудование не влияющее на безопасность по классификации и изготовлению к нашим федеральным нормам и правилам в атомной энергетике? В АЭС-2006 присутствует беспорядок в классификации систем турбоустановки и элементов по ОПБ-88/97. Желаю НИИАЭП успеха на этом поприще в проекте ВВЭР-ТОИ. Думаю, что дело это непростое. Да и французам надо начинать учить ПНАЭ Г.

Вместо выводов риторический вопрос: на фига козе баян? (прим. - в смысле французская турбина).

Турбинист


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
Турбинисту  спасибо. Грамотно. 


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
Турбинисту респект, но боюсь до этих тонкостей турбина не доживет, слишком плохая внутренняя обстановка на АЭМ, что бы продуктивно решать такие крупные и сложные задачи. Они даже вопрос с ДГУ для ЛАЭС 2 решить не в состоянии, хотя по сложности это даже близко не Арабель!  


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Турбинисту по пунктам.
Все-таки в период 1941-1945 французы были реальными союзниками.
Украина, к сожалению, не является союзным государством: люди там наши, а руководство - нет.
Не надо забывать, что альстомовская турбина дешевле.
Альстом поставляет весь машзал, а наши выпендриваются.
Альстомовская турбина имеет лучшие показатели надежности и готовности, чем турбина СМ, что подтверждено практикой.
Менеджмент харьковский показал себя похабно, когда им предлагали поставить турбину на Бушер. В результате, туда пошло оборудование СМ. В свою очередь, менеджмент СМ вел себе также в рамках проекта Белене. Получил в ТОИ то, что заслужил. Сначала надо в консерватории кое-что подправить, а потом с французами соревноваться.
Как я понимаю, французы построят завод в России, на котором будут работать наши люди. Что в этом плохого? Упомянутому Вами Наполеону сначала не дали устроиться на российскую службу, потом не дали жениться на сестре Императора - получили войну. Как-то такЪ.
АЭПовец


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Отвечаю АЭПовцу по пунктам.

Где, за кого и как воевала Вишисткая Франция все знают. Результаты деятельности Де Голя, находившегося в Англии, и подчинённых ему французских войск не впечатляют. Я вот, к примеру, союзник Сирии, и что им от этого легче? Кроме того, Франция стояла у истоков НАТО после WW2, а 2011 году вообще растоптала российские интересы в Ливии на несколько миллиардов баксов. С такими союзниками и врагов не надо...

Говорите, что руководство в Украине «не наше». Так руководство России тоже не все наше («киприоты» России и прочая шушера).

«Альстомовская турбина дешевле» - не знаю? что почём, но верится в это с трудом. 

«Альстом поставляет весь машзал, а наши выпендриваются» - есть административные рычаги, надо их использовать. Даже коммерцев можно убедить административными мерами.

«Альстомовская турбина имеет лучшие показатели надежности и готовности, чем турбина СМ, что подтверждено практикой» - на бумаге или на практике?

Остальное мелочи - не комментирую.

Турбинист



[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
По поводу руководства России и Украины - это в десятку!


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Турбинисту. Намного лучшие показатели надежности и готовности подтрерждены практикой.
По поводу Великой Отечественной - осенью 1941-го года (!) Де Голь официально предложил СССР послать на наш фронт(!) вооруженную(!) французскую дивизию. Наши отказались. У меня есть книга со всеми документами нашего МИД. Это медицинский факт


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
АЭПовцу...Пусть бы Де Голь этой своей дивизией во Франции или в Африке с немцами воевал. Мог бы попробовать в Италии или ещё где-нибудь. На хрена нам столько потенциальных интервентов? Нам достаточно чехословацкого корпуса в Гражданскую войну.
Так что тов. Сталин поступил мудро, отказавшись от такого предложения.

Турбинист



[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2013
А Нормандия-Неман тоже при Павле 1 была?


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2013
Нормандия -Неман, это мелочи.

Турбинист


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2013
Где, за кого и как воевала Вишисткая Франция все знают. ====================
В истории все сложнее. Вот, например, власовцы освободили Прагу от немцев 7 мая 1945 года во время восстания, а наши войска встали в пригороде Варшавы с одноименным названием и не стали освобождать столицу Польши, дав захлебнуться польскому восстанию в крови.


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
мудакувато и наивно
вначале должно быть дело а потом словоблудие- начнем с малого, когда французы обещали завод построить... сегодня март 2013 на дворе- и где завод и когда он будет, языком плясать не завод строить..
студент


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
Китайцем в Daya Bay французы впарили свои PWRы. Там при мощности реакторов 2900 МВт (т) альстомовские турбины там имеют мощность 900 МВт. Делим последнее на первое и получаем:
     900 / 2900 =  0.31
Итак КПД турбогенератора брутто 31%. Если повести все возможные мероприятия по уменьшению всякого рода потерь, то можно поднять эту цифру до 33 (спекулятивно и до 33,4%). Но ведь товарищи французы компостируют мозг, что их большие турбины достигают КПД 38%. Это чистой воды фальсификация. Они развели наших лохов из росатома, как котят.




[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
И кстати требуют денежку за каждую бумажку, хотя вроде одно дело делаем...


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 26/03/2013
"Высокие показатели турбоустановки обеспечиваются за счет применения рабочей лопатки последней ступени высотой 1739 мм, аналогов которой в России и СНГ на сегодня нет."Но и у фирмы "Альстом" нет ни одной турбины с такой лопаткой, более того, нет даже публикаций о конструкции ЦНД с такой лопаткой, нет данных об испытаниях такой лопатки. НИАЭП кушает французскую лапшу!


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Хватит трендеть:  есть такие данные


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
"Хватит трендеть:  есть такие данные..."

Слово "трындеть" (в отличие от слова "пердеть") пишется через "ы"  !!!


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
На ТГК9 Сименс выиграл поставку турбин по цене дешевле наших, но потом запросил на сервисный контракт(естественно после подписания договора) 200 лямов в год!!! И теперь на денежки уральских работяг будет обкатывать турбинку и смотреть как работают те или иные узлы в режиме реальной эксплуатации. А у себя им бы пришлось кучу денег потратить на подобные эксперименты, а в России за это им еще доплачивают, благодаря некомпетентности руководителей. Ну если даже не было у Альстом такой лопатки, да к за счет Росатома будет! Только к сроку все равно не успеют.  


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
" Ну если даже не было у Альстом такой лопатки, да к за счет Росатома будет! Только к сроку все равно не успеют.  "

+100500


Турбинист


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
В Е-бурге говорят трЕндеть (проверочное слово трЕнд и Е-бург). Гы - вот это слово пишется через Ы))


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Да, Ге - это художник такой был


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
"НИИАЭП «сдал без боя» машзал французам..."

Сдал, скорее всего Комаров и Ко. А в остальном - прямо в точку. Альстом будет поставлять не отдельно турбину, а так называемый "пакет" турбоустановки, т.е. все оборудование паросилового контура.
И тогда получается, что типовой реактор ВВЭР-ТОИ, который предлагается размножать по всем странам и континентам будет с французским 2-ым контуром. При этом все ремонты и замену своего оборудования на всех ТОИ-блоках будет осуществлять АЛЬСТОМ. Это стратегический прорыв французов на "наши" рынки.


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
А чего же тогда украинцы и СМ открещиваются от пакета, как от черта лысого (не путать с Березовским)?


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Как показал Бушер, СМ - это сплошная головная боль... Бедный генератор латают который месяц, уплотнения не могут на турбине настроить уже два года... Ужас.. Сплошная некомпетенция... Девочкиси и мальчики лет 25-28 пытаются продвинуть на рынок оборудование. которое спроектировали, сами не понимая, что у них будет на выходе и самое главное, не знающие как это будет работать. Кроме всего прочего засилие людей, привлеченных в Бушер, никогда не видевших в глаза атомной станции, не говоря о каких-либо элементарных принципах безопасности... Короче, как показывает опыт последних лет, от начала строительства АЭС до принятия ее в эксплуатацию проходит не менее 12-15 лет(Тяньвань не в счёт - строительством занимались китайцы). Откуда берутся цифры в 4-5 лет?  Новоронеж-2 уже 7 лет строят, а воз и ныне там.  Если года через три-четыре будет физпуск - то памятник людям нужно будет поставить. А после физпуска еще и этапы освоения мощности, и принятие в эксплуатацию. Я думаю лет так в двенадцать легко влезет. 


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
Да, на СМ или специалисты лет 70-ти, которые комп в глаза не видели, или мальчики 25-ти лет, которые турбину в галаза не видели, плюс эффективные манагеры


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
А турбинист - это не Толя Козенюк?


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
"А турбинист - это не Толя Козенюк?"

Не Толя и тем более не Козенюк.

Турбинист


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
жаль


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2014
а вы знаете толю козенюка???


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
СПАСИБО !!! НАКОНЕЦ ПОНЯЛИ !!!


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 27/03/2013
"стратегический прорыв французов на "наши" рынки"СПАСИБО !!! НАКОНЕЦ ПОНЯЛИ !!!Это даже не прорыв, а захват территории.Предполагаю, что в будущем вариант офранцуженного ВВЭ-ТОИ будет применен в Армении. Можно говорить и о других вариантах.А это - уже захват выхода на внешние рынки. Пусть тогда АЭП сразу переезжает во Францию. Так хотя бы станет ясно кто в какой команде играет, точнее на кого работает.


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2013
Оплошали французы, как 1812 под Москвой, с АЭМ нормальный бизнес еще ни у кого не получался.


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2013
"А это - уже захват выхода на внешние рынки..."
Дошло, наконец! А ведь у нас и своя тихоходка есть - К-1000-60/1500 (если уж так приспичило). Только делать из 1000-ка 1200-ку - это все равно, что из Лады Мерседес (поставить спидометр до 220 км/ч - и можно жать на газ, покуда машинка не развалится!). 


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 28/03/2013
Так где же наши проектанты / конструкторы со своими (нашими) конкурентными разработками ???? Или только научились чужое копировать и приспосабливать ?!?!?"Неужели наши конструкторы настолько не компетентны, что в итоге идем на поклон в «Европу»? Не компетентны или окончательно импотентны?"


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 29/03/2013
Мы здесь. Всю Азию скоро своими АЭС застроим


[
Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 30/03/2013
Засилье импортного оборудования на АЭС бросается в глаза, открывая инструкции по эксплуатации и видя в них сплош импортные названия. Экономическая безопасность - АУ!!! Утеря национального суверенитета.
Эксплуатационник 


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 30/03/2013
"Мы здесь. Всю Азию скоро своими АЭС застроим"Не лстите себе. Советую заглянуть на сайт - seogan.ru. Много полезного найдете для себя. Особенно в разделе "Строительство". Только сперва запаситесь валидолом и настойкой валерианы.Советую всем без исключения читателям также посетить этот сайт. Занимательно и поучительно. Что-то там часто в стоящихся АЭС встечается "оборудование фирмы Ariva", "разработки французкой фирмы Ariva", блоки мощностью 1200 МВт и т.д. и т.п. Основная часть строительства - АЭС в Китае.И что вы можете предложить??? Поднебесная развела Вас "как котят", получив доступ к технологиям наших ВВЭР-1000. И теперь будут сами и без вас, а может с кем-то другим строить свои китайские АЭС у себя и зарубежом. ДО СИХ ПОР ЭТОГО ЕЩЕ НЕ ПОНЯЛИ ???


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 10/04/2013
1. Перепускные трубы и СПП убрать вниз. Выглядит позорно и не красиво.
2. Зачем гидромуфта если существует ЧРП.
3. Безкрановый монтаж - после улета статора "на нулевую" на Арканзасе - нафиг не надо.
4. Проблема наших заводов - низкая культура производства.


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 10/06/2013
Спасибо за такую дискуссию... Узнал много, что нового!!! 


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2014
Бог ты мой, сплошные критиканы собрались.. Ч-фактор в действии. Строем никто не ходит правда... Если вы такие все компетентные - пригласите НИАЭПовских специалистов на совещание и объяснимте им в чем они не правы, подискутируйте по науке. И не забудьте упомянуть свой статус , ученые степени и практический опыт работы


[ Ответить на это ]


Re: Машзал проекта АЭС ВВЭР-ТОИ (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2014
И заодно про ваши заслуги перед отечеством расскажите - какой ваш вклад в отечетсвенную науку, проектирование и стройку


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.33 секунды
Рейтинг@Mail.ru