| Пункт
ОПБ-
88/97
| | |
1.
| Нет
| В новой редакции ОПБ необходимо шире отразить обеспечение не только ядерной и радиационной, а всех «Видов безопасности АС», определённых Федеральными законами и нормативными документами:
Культура безопасности (персонал, квалификация персонала) (ОПБ-88/97; № 75-INSAG-4, 1990г. МАГАТЭ).
Безопасная эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасное использование прилегающих к ним территорий (Федеральные законы №184-ФЗ; №384-ФЗ).
Безопасность гидротехнических сооружений (Федеральный закон №117-ФЗ).
Безопасная эксплуатация и утилизация машин и оборудования
(Федеральный закон №184-ФЗ).
Ядерная безопасность (Федеральный закон 170-ФЗ; НП-082-07; НП-061-05).
Радиационная безопасность (Федеральные законы №170-ФЗ, №3-ФЗ).
Техническая безопасность (Федеральный закон №170-ФЗ).
Механическая безопасность (Федеральные законы №184-ФЗ; №384-ФЗ).
Промышленная безопасность (Федеральный закон №116-ФЗ).
Пожарная безопасность (Федеральные законы №170-ФЗ, №123-ФЗ; №69-ФЗ).
Экологическая безопасность (Федеральные законы №170-ФЗ, №7-ФЗ).
Взрывобезопасность (внутренних и внешних объектов) (Федеральные законы №170-ФЗ, №184-ФЗ).
Электрическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).
Электромагнитная совместимость (Федеральный закон №184-ФЗ).
Молниезащита (НП-064-05; СО 153-34.21.122-2003).
Безопасность при опасных природных процессах и явлениях (Федеральный закон № 384-ФЗ).
Безопасность излучений (кроме радиоактивных) (Федеральный закон №184-ФЗ).
Биологическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).
Химическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).
Термическая безопасность (Федеральный закон №184-ФЗ).
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) (Федеральные законы №170-ФЗ; №68-ФЗ; №151-ФЗ; №116-ФЗ).
Планирование и выполнение мероприятий гражданской обороны (ГО) (Федеральный закон №28-ФЗ).
Сохранность ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (Федеральный закон №170-ФЗ).
Экономическая безопасность.
Физическая защита (Федеральный закон №170-ФЗ; Постановление Правительства от 19.07.07г. №456; НП-034-01; НП-053-04; НП-083-07).
Специальная безопасность и антитеррористическая устойчивость.
Защита информации (НД приведены в «Указателе…» п.1.7).
Охрана труда (Федеральные законы №197-ФЗ; №181-ФЗ).
| За пошедшее время принят ряд новых федеральных законов и государственных регламентов, определяющих безопасность АС.
На федеральном уровне, на уровне законов безопасность АС рассматривается шире, чем узкий взгляд старого ОПБ-88/97 только на радиационную безопасность.
В проекте Федерального закона Статья 7 п.1.2 «О государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии»» Ростехнадзор уже контролирует не 2 как раньше, а уже 12 видов безопасности.
Остальные виды безопасности контролируют другие государственные и регулирующие органы.
Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС было оформлено и реально имеется 36 лицензий и разрешений от разных надзорных и регулирующих органов РФ.
|
2.
| Нет
| В новом ОПБ необходимо привести в одном абзаце весь перечень видов безопасности, чтобы каждый читатель видел, что это такое – безопасность АС.
| Если всё виды безопасности разбросать по разным разделам и пунктам, то явно не видна будет общая картина обеспечения безопасности и чтобы понять необходимо будет каждому читателю самому делать общую выборку из текста.
|
3.
| Нет
| В новом ОПБ необходимо конкретно указать – чем в основном и конкретно должен обеспечивается каждый «Вид безопасности АС».
| Распределение и перемешивание разной информации по разным видам безопасности по всему тексту ОПБ не даёт общей комплексной стройной картины обеспечения безопасности АС.
|
4.
| Нет
| Раздел «Термины и определения» необходимо дополнить терминами и определениями других видов безопасности, не учтенных ОПБ-88/97.
| Определены новые виды безопасности АС.
|
5.
| 1.1.2
| Необходимо дополнить и записать: «Настоящие Общие положения устанавливают цели, ориентиры и основные критерии безопасности, а также основные принципы и характер технических и организационных мер, направленных на достижение безопасности. Объем, полнота и глубина реализации этих принципов и мер должны соответствовать федеральным законам, федеральным регламентам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также другим нормативным документам и государственным стандартам (далее по тексту — нормативные документы), обоснованность применения которых для конкретных АС должна подтверждаться Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзором России) Ростехнадзором при лицензировании.
| За прошедшее время принят ряд федеральных законов и регламентов, определяющих безопасность АС.
|
6.
| 1.1.4
| Необходимо записать, например, в редакции:
«Введение в действие настоящих Общих положений не влечет за собой прекращение действия или изменение срока действия лицензий и разрешений Госатомнадзора России Ростехнадзора и других надзорных и регулирующих органов Российской Федерации на право ведения работ в области использования атомной энергии.
| Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС было оформлено и реально имеется 36 лицензий и разрешений от разных надзорных и регулирующих органов РФ.
|
7.
| 1.2.1
| Ниже приведённое определение безопасности АС неполное и неправильное, так как учитывает обеспечение только радиационной безопасности, а не учитывает обеспечение остальных 27-ми «Видов безопасности АС».
Не учитывает и умалчивает исключение ядерных взрывов в реакторе, тепловых взрывов в реакторе, взрывов водорода в реакторе, взрывов водорода в герметичных объёмах АЭС.
| Безопасность АЭС не определяется только радиационной безопасностью.
В проекте Федерального закона Статья 7 п.1.2 «О государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии»» Ростехнадзор уже контролирует 12 видов безопасности.
|
8.
| 1.2.3
| Безопасность АЭС обеспечивается не только «барьерами на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ», а всем тем, чем обеспечивается безопасность всех 28 «Видов безопасности АЭС».
| Неполная редакция пункта.
|
9.
| 1.2.3
| В «Уровень 1 (Условия размещения АС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации) шестую точку необходимо записать в редакции:
« • поддержание в исправном состоянии систем (элементов), важных для безопасности, путем своевременного определения дефектов, принятия профилактических мер, выполнения технического обслуживания и ремонта, модернизации, замены выработавших ресурс систем и оборудования и организация эффективно действующей системы документирования результатов работ и контроля;».
| Забыты «техническое обслуживание и ремонт», «модернизация» и «системы» АС.
|
10.
| 1.2.3
| В «Уровень 4 (управление запроектными авариями)» необходимо дополнить:
- наличие на АС руководств по управлению запроектными и тяжёлыми авариями;
- наличие в проекте АС элементов, используемых только для управления запроектными и
тяжёлыми авариями;
- наличие на АС передвижных противоаварийных технических средств для возможности
их использования при управлении запроектными и тяжёлыми авариями.
| Это всё уже внедряется по результатам аварии на АЭС Фукусима.
|
11.
| 1.2.3
| В «Уровень 5 (Противоаварийное планирование)» необходимо дополнить:
- наличие на отраслевом уровне «Ситуационно-кризисного центра» ГК «Росатом»;
- наличие на отраслевом уровне специализированного «Аварийно-технического центра»
для управления запроектными и тяжёлыми авариями и ликвидацией их последствий;
- наличие на уровне эксплуатирующей организации «Кризисного центра»;
- наличие защищённых пунктов управления противоаварийными действиями АС, города
и районов эвакуации;
- наличие технических средств и формирований в ЭО и АС для обеспечения выполнения
противоаварийных мероприятий на площадке АС.
| Это всё уже есть в реальности.
Реально имеется НФ ФГУП АТЦ СПб (бывший Нововоронежский АТЦ).
|
12.
| 1.2.9
| Пункт об определении эксплуатирующей организации неполный, так как не учитывает обеспечение всех 28 «Видов безопасности АС».
| Не обеспечивается выполнение всех видов безопасности определённых федеральными законами, нормами и правилами.
|
13.
| 1.2.11
| Определение неполное, так как не учитывает получение лицензий и разрешений на все виды деятельности АС от всех надзорных и регулирующих органов РФ, а не только от Ростехнадзора.
| Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС было оформлено и реально имеется 36 лицензий и разрешений.
|
14.
| 1.2.12
| Принцип единичного отказа необходимо записать не в «зашифрованном», а в более понятном для всех виде, например:
- один канал СБ в ремонте;
- второй канал отказал по принципу единичного отказа;
- третий канал отказал из-за длительно необнаруженного отказа;
- и только четвёртый канал выполнит свою функцию в полном проектном объёме.
| Например, СПбАЭП по этой причине проектирует четырёхканальные АЭС по системам безопасности:
- Ловииза-1,2;
-Тянь-Вань;
- ЛАЭС-2;
- Балтийская -1.
|
15.
| 1.2.15;
| Необходимо дополнить: «…путём выполнения требований руководств по управлению запроектными и тяжёлыми авариями и планов…».
| Реально разрабатываются РУЗА и РУТА.
|
16.
| 1.2.16
последний
абзац
| Необходимо дополнить и записать в редакции:
«Анализ последствий запроектных аварий, приведенный в проекте АС, является основой для составления планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварий, а также для разработки руководств по управлению запроектными и тяжёлыми авариями».
| Реально разрабатываются РУЗА и РУТА.
|
17.
| 1.2.18
| Неправильно записано, что ООБ АС разрабатывается ЭО как отдельный документ.
ООБ АС – это составная часть проекта и разрабатывается проектными организациями в составе проекта.
| -.
|
18.
| 1.2.18
| В новом ОПБ необходимо записать, что в ООБ АС должна быть приведена информация по обеспечению всех видов безопасности АС определённых федеральными законами, государственными стандартами, нормами и правилами.
| Обеспечение выполнения федеральными законами, государственными стандартами, нормами и правилами.
Действующие требования НД к составу и содержанию ООБ АС видимо устарели.
|
19.
| 1.2.18
| Необходимо исключить второе предложение
| -
|
20.
| 3.1; 3.2;
3.3;
3.4
| Необходимо записать про ГК «Росатом».
| Минатома России уже нет.
|
21.
| 3.2
| Необходимо записать, например, в редакции:
«Государственная корпорация «Росатом» создаёт эксплуатирующую организацию для эксплуатации АС и осуществления собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации АС».
| Фраза «пригодная» ЭО или «непригодная» недопустима.
|
22.
| 3.5
| Государственное регулирование осуществляется не только «ядерной, радиационной ,технической и пожарной безопасности». Например, в проекте в проекте Федерального закона Статья 7 п.1.2 «О государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии»» Ростехнадзор выполняет регулирование не 2-х, а 12-ти видов безопасности, а в государстве ещё много надзорных и регулирующих органов, т.е. есть еще 16 видов безопасности.
| Например, для обеспечения физического пуска 4 блока КАЛАЭС на АС оформлено и имеется 36 лицензий и разрешений.
|
23.
| 3.7
| В проекте закона о Ростехнадоре, он выполняет регулирование не 2-х, а 12-ти видов безопасности.
| Устарели прежние функции Госатомнадзора России.
|
24.
| 4.1.1
| Забыты федеральные законы, указанные конкретно в первом пункте настоящих «Предложений…». Забыты государственные технические регламенты.
| Не учтены новые выпущенные документы – законы и регламенты.
|
25.
| 4.1.2
| Не учтены следующие из основных функций безопасности:
«- обеспечения постоянного и непрерывного контроля состояния ядерного реактора;
- аварийного отвода тепла от бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива (БВ);
- аварийного отвода тепла от хранилищ отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ);
- обеспечения постоянного и непрерывного аварийного электроснабжения потребителей
первой категории надёжного питания постоянного и переменного тока и второй
категории надёжного питания переменного тока».
| Недопустима потеря контроля состояния реактора оператором в любой ситуации.
Недопустима потеря охлаждения БВ и ХОЯТ.
Недопустимо, чтобы везде погас свет, погасли панели БПУ и РПУ, было обесточено всё, что есть на АС
(аккумуляторных батарей на на разных блоках АС, как правило, хватает от 0,5 до 3-х часов).
Для обеспечения аварийного электропитания закупаются аварийные передвижные дизельгенераторы.
|
26.
| 4.1.4 последняя
точка
| Ошибка, необходимо записать: «поверки метрологических характеристик измерительных каналов…». Необходимо дополнить про поверку контрольно- измерительных приборов.
| Ошибка и дополнение, так как есть измерительные каналы и есть контрольно-измерительные приборы.
|
27.
| 4.1.5
| Приведено слишком мало природных и техногенных явлений, а в соответствии с п.2.1 НП-064-05 «Учёт внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии» в проекте АС необходимо учитывать 30 природных и техногенных воздействий.
| Указаны не все воздействия требуемые НД.
|
28.
| 4.1.8
| Здесь или отдельным пунктом необходимо жёстче записать, что для исключения ошибок оператора и сокращения времени выполнения технологических операций необходимо внедрять:
- автоматизацию систем и оборудования;
- автоматизацию испытаний каналов систем безопасности;
- автоматизацию контроля работоспособности УСБ;
- автоматизацию контроля концентраций борной кислоты;
- автоматизацию химконтроля;
- автоматизацию СВО.
| Многое из этого было внедрено ВТИ, СПбАЭП и «Сименсом» на АЭС Ловииза-1,2.
Для обеспечения работы автоматики и дистанционного управления без вмешательства оператора по месту, например, на АЭС «Ловииза-2» было только в реакторном отделении (РО, СВО, ХЖО) врезано 257 дроссельных шайб (согласно, сохранившегося проектного «Перечня…»).
Только одной «информатизации», недостаточно, нужна автоматизация.
|
29.
| 4.2
| В разделе «Конструкция и характеристики активной зоны» не приведены требования к системам и КИП контроля состоянии активной зоны (контроль нейтронного потока, внутриреакторный контроль, контроль температур, контроль уровня теплоносителя).
| Отсутствуют требования к системам контроля активной зоны.
|
30.
| 4.3
| В разделе «Контур теплоносителя реактора» не приведены требования:
- к периодическому контролю металла оборудования и трубопроводов;
- образцам свидетелям металла корпуса реактора;
- к оснащению контрольно измерительными приборами и измерительными каналами;
- к оснащению боромерами;
- к оснащению приборами автоматического химконтроля;
- к оснащению гидроамортизаторами;
- к оснащению аварийными ограничителями;
- к ведению водно-химического режима (что может привести к разрушению твэл, т.е.
ядерной и радиационной аварии);
- к оснащению предохранительными клапанами;
- недопущению взрывов водорода в реакторе, компенсаторе давления или деаэраторе
подпитки (при разуплотнении после неправильного режима расхолаживания); - к использованию безопасной теплоизоляции (для исключения вывода из строя систем безопасности при попадании фрагментов изоляции в СБ). | Неполны требования к 1 контуру.
|
31.
| 4.4.2.4;
4.4.3.2
| Необходимо дополнить, что БПУ и РПУ должны иметь средства связи с защищёнными пунктами управления противоаварийными действиями АС и города.
| Появились новые объекты ЗПУ ПД АС и города.
|
32.
| 4.4.2.4;
4.4.3.2
| Необходимо дополнить, что БПУ, РПУ и рабочие места эксплуатационного персонала АС должны быть оснащены всем необходимым для обеспечения возможности эксплуатационному персоналу выполнять свои функции при аномальных природных явлениях, пожарах, проектных, запроектных и тяжёлых авариях.
| Безопасность АС не может быть обеспечена, если эксплуатационный персонал в трудной ситуации не сможет выполнять свои производственные функции из-за отсутствия чего либо.
Письмом ЭО № ЦА/04/7698 от 22.12.2010г. рекомендовано АС иметь дополнительно к проекту:
- на БПУ 42 поз. оснащения;
- на РПУ 48 поз. оснащения;
- на остальных рабочих местах
оперативного персонала по решению руководства АС.
|
33.
| Нет
| В ОПБ необходимо привести основные требования к защищённому пункту управления АС, в том числе о необходимости иметь системы связи с «Кризисным центром» ЭО.
| Такие пункты уже имеются на всех АС и связаны с «Кризисным центром» ЭО.
|
34.
| Нет
| В ОПБ необходимо привести основные требования к АСКРО.
| АСКРО имеются на всех АС.
|
35.
| Нет
| В ОПБ необходимо привести основные требования к ловушке расплава ядерного топлива.
| Есть в новых проектах АС.
|
36.
| Нет
| В ОПБ необходимо привести основные требования к современным системам диагностики.
| Есть на АС.
|
37.
| Нет
| В ОПБ необходимо привести основные требования к системам телевизионного контроля территории АС, помещений, систем и оборудования АС.
| Важный элемент визуального контроля на АС.
|
38.
| 4.6
| В разделе «Локализующие системы безопасности» нет требований к системе сброса и очистки от радиоактивных загрязнений газовой смеси, сбрасываемой, при необходимости, из герметичного объёма при запроектных и тяжёлых авариях.
| Разрабатываются проекты по результатам аварии на АЭС Фукусима.
|
39.
| 4.6
| В ОПБ нет требования в герметичном объёме и местах возможного взрыва газов необходимо применение взрывобезопасного или взрывозащищённого освещения и другого электрооборудования для исключения инициирования взрывов потенциально взрывных концентраций газов.
| Обеспечение взрывобезопасности на АС. Пример взрывов взрывных концентраций газов при аварии на АЭС Фукусима.
НП-010-98 пункт 4.5.1. – «…предотвращение появления источника инициирования взрыва в ЗЛА…».
|
40.
| 4.6.6
| Вместо ссылки на «проект АС» необходимо давать ссылку на ООБ, т.к. это единственный проектный материал, который соответствует реальному состоянию блока в период всего срока эксплуатации.
| Данное замечания относится ко всем пунктам ОПБ, где дается ссылка на «проект АС»
|
41.
| 5.1; 5.2
второй абзац
| Устарели названия Госатомнадзор России и Минатом России.
| -
|
42.
| 5.1.2
| Необходимо дополнить, что в технологическом регламенте есть и «эксплуатационные пределы».
| -
|
43.
| 5.1.5
| Необходимо дополнить, что разрабатывается и документация по периодическим испытаниям и проверкам систем и оборудования, важных для безопасности.
| Без испытаний невозможно гарантировать безопасность АС.
|
44.
| 5.1.4
первый
абзац
| Необходимо дополнить про тяжёлые аварии.
| Упущены тяжёлые аварии.
|
45.
| 5.1.11;
5.1.14
| Необходимо записать «Ростехнадзор».
|
|
46.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к ЭО выполнять поверку КИП и измерительных каналов с установленной нормативной, проектной и эксплуатационной документацией периодичностью.
| Без поверок невозможно гарантировать безопасность АС.
|
47.
| 5.
| В разделе 5 нет требования к ЭО иметь «Указатель технических документов, регламентирующих обеспечение безопасной эксплуатации энергоблоков АС».
| Он есть в реальности.
Недопустимо эксплуатировать АС, если неизвестен конкретный объём действующей нормативной документации в ЭО, которую необходимо выполнять.
|
48
| 5.
| В разделе 5 нет требования к ЭО иметь программу обеспечения качества при эксплуатации.
| Есть в наличии.
|
49.
| 5.
| В разделе 5 нет требования к ЭО иметь инструкцию по эксплуатации АС при землетрясении.
| Пока нет на АС.
|
50.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к ЭО иметь мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации АС при прохождении паводка, грозоопасного периода, пожароопасного периода, штормовых предупреждениях, значительной ветровой нагрузки, низких и высоких температур наружного воздуха, сильных снегопадов и осенне-зимнего максимума нагрузок.
| «Типовая программа…» разработана и находится на согласовании.
По паводку, грозовому периоду и осенне-зимнему максимуму нагрузок типовые документы действуют с 2005 года.
|
51.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к ЭО иметь:
- декларацию пожарной безопасности;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности;
- инструкцию по безопасному выполнению
огневых и других пожароопасных работ;
- план тушения пожаров.
| Требуются в соответствии с федеральными законами и НД.
|
52.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к ГК «Росатом» иметь на отраслевом уровне специализированный аварийно-технический центр для ликвидации последствий запроектных и тяжёлых аварий.
| Реально имеется НФ ФГУП АТЦ СПб (бывший Нововоронежский АТЦ).
|
53.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к ЭО иметь на АС «Перечень ядерно-опасных работ» и программ для безопасного выполнения ядерно-опасных работ.
| На АС реально имеются.
|
54.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к ЭО иметь на АС «Перечень радиационно-опасных работ» и технологий для их безопасного выполнения.
| На АС реально имеются.
|
55.
| 5.
| В разделе 5 нет требований к комплекту документации по техническому обслуживанию и ремонту (нормативная документация, организационно-техническая, производственная)
| Эта документация во многом определяет безопасность АС.
|
56.
| 5.1.1
второй абзац
| В разделе 5 нет требований к ЭО периодически выполнять комиссией ЭО:
- комплексные проверки АС (в том числе безопасности АС);
- проверки ядерной безопасности;
- проверки качества капитальных ремонтов;
- проверки выполнения программ обеспечения качества при эксплуатации;
- расследование нарушений в работе АС.
Не указано точно - какие акты ЭО должна представлять в Ростехнадзор в соответствии с требованием п.5.1.1 второй абзац?
| Это реально выполняется ЭО.
|
57.
| 5.5.5
| Необходимо записать: «защищённые пункты управления противоаварийными действиями АС и города».
| Реально имеются
|
58.
| 5.5.8;
5.5.9
| Необходимо дополнить про «Комплексные противоаварийные учения», проводимые на АС по графикам ЭО.
| Реально выполняются.
|
59.
| Нет
| В ОПБ нет требования, чтобы на АС было достаточно источников воды пригодной для её использования при управлении запроектными и тяжёлыми авариями.
| Без запаса, наличия источников или систем аварийной подачи воды из вне невозможно обеспечить управление запроектными и тяжёлыми авариями.
Например, на Балтийской АЭС трубопроводы подачи пресной воды от береговых насосных до АЭС имеют длину из реки Неман -12,6 км, из реки Шешупе - 6,6 км.
|
60.
| Нет
| В ОПБ нет требований к наличию в проекте АС «Аварийного КИП».
| Разрабатываются проекты по результатам аварии на АЭС Фукусима.
|
61.
| Нет
| В ОПБ нет требований к наличию в проекте «Аварийного пробоотбора».
| Разрабатываются проекты по результатам аварии на АЭС Фукусима.
|
62.
| Нет
| В ОПБ нет требований по обеспечению контроля уровня (наличия газового объёма) в реакторе ВВЭР при запроектных и тяжёлых авариях.
| Такие системы внедрены на ряде блоков в России и за рубежом для ликвидации аварий типа Три Майкл Айленд.
|
63.
| Нет
| В ОПБ нет требований по контролю и учёту количества циклов срабатывания систем и оборудования, количество которых ограничено проектом.
| Новое требование Главных конструкторов.
|
64.
| Нет
| В ОПБ нет требований по безопасному вывозу или утилизации чёрных и цветных металлов, химреагентов, отработанных масел и смазочных материалов, ядовитых негорючих турбинных масел и других отходов.
| Обеспечение экологической безопасности АС.
|
65.
| Нет
| В ОПБ нет требований по обеспечению рыбоохраны на водоёмах и реках, используемых АС для отвода тепла.
| Обеспечение экологической безопасности АС.
Например, на АЭС Ловииза-1,2 у водозаборов с моря установлены рыбоотпугивающие устройства. Сбросы тёплой воды огорожены на значительном расстоянии от берега и около сбросов запрещён лов рыбы.
На некоторых наших АЭС в летнее время до предельных значений повышается температура в водоёмах из условий выживаемости рыбы и остальной водяной живности.
|
66.
| Нет
| В действующих ОПБ в нескольких пунктах разных разделов указано - что требуется выполнить до завоза свежего ядерного топлива на АС. Необходимо сделать отдельный раздел, где привести всё, что требуется выполнить до завоза ядерного топлива на АС.
| Удобство и полнота использования информации.
|
67.
| Нет
| В ОПБ нет требования на отраслевом уровне иметь научную организацию для сопровождения и обеспечения безопасной, надёжной и экономически эффективной эксплуатации АС.
| Реально есть ОАО ВНИИАЭС.
|
68.
| Нет
| В ОПБ нет требований по выполнению углубленных оценок безопасности и периодических оценок безопасности АС.
| Оценка реальной безопасности АС.
|
69.
| Нет
| В ОПБ нет требований к запасу аварийного запаса дизельного топлива для проектных и передвижных аварийных дизель-генераторов.
Проектные баки запаса дизельного топлива для дизель-генераторов АЭС имеют запас топлива, как правило, на 3-е суток работы дизелей, что катастрофически мало. В кризисной ситуации сложно в такой короткий срок найти поставщика, загрузить, доставить и разгрузить значительные объёмы дизельного топлива. Особенно это сложно сделать при панике на автомобильных и ж/д дорогах, а так же вблизи реактора при высоком радиационном фоне на площадке АЭС.
По запасу и местонахождению дизельного топлива для передвижных аварийных дизель-генераторов вопрос ещё не рассматривался.
| Обеспечение ядерной безопасности АС (обеспечение работы систем контроля реактора и систем безопасности).
ОАО СПбАЭП в проекте Балтийской АЭС предусмотрел запас дизельного топлива на АЭС не на трое суток, как на действующих АЭС с ВВЭР-1000, а уже на семь суток работы дизельгенераторов, что более приемлемо для ликвидации или управления авариями.
|
70.
| Нет
| В ОПБ необходимо указать, что проверка работоспособности предохранительных устройств проводится с периодичностью, установленной заводом-изготовителем.
| -
|
71.
| Нет
| В ОПБ нет требований к федеральным органам власти об исключении возможности военных нападений на АС с применением обычного, химического, бактериологического и ядерного оружия для исключения возникновения запроектных и тяжёлых аварий. | Реально на АЭС «Бушер» защитная оболочка уже была побита ракетой.
|