proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/06/2011]     По следам «Атомэкспо 2011»


М.В. Михайлов,  эксперт-участник Круглого стола на тему «Законодательное обеспечение развития атомной отрасли»
Г.А.Новиков, эксперт-участник Круглого стола на тему «Законодательное обеспечение развития атомной отрасли»


В ходе очередного Международного форума «Атомэкспо 2011» прошла специализированная выставка, а также обсуждение ряда актуальных вопросов, имеющих определяющее значение не только для развития атомной отрасли, но и для социально-экономического развития нашей страны в целом.


Обсуждения были проведены в рамках нескольких тематических круглых столов, участниками одного из которых, проведенного под председательством Т.Л.Ельфимовой, сопредседатели А.П.Торшин, К.Б.Зайцев на тему «Законодательное обеспечение развития атомной отрасли», были и авторы данного материала. Нам также довелось быть участниками прошлогоднего форума «Атомэкспо 2010» и соответствующего круглого стола, принявшего важные рекомендации в сфере совершенствования атомного законодательства и мы хотим отметить определенный прогресс в этой сфере, возросшую актуальность обсуждавшихся вопросов и некоторые, важные для нас проблемы, отмечавшиеся в выступлениях ряда докладчиков и последовавшей за ними дискуссии, которые требуют своего скорейшего решения.

Госкорпорация «Росатом» в последние годы активизировала свою деятельность в этом направлении, что отмечалось в выступлениях К.Б. Зайцева, Т.Л.Ельфимовой, О.В.Черниковой и др. Однако последние события на АЭС Японии обострили эту проблему и поставили вопрос о необходимости анализа и возможной модернизации системы международного ядерного права. Заявления о необходимости ужесточения нормативно-законодательного регулирования деятельности в области использования ядерной энергии на государственном уровне и повышения требований к обеспечению безопасности на уровне норм, правил и технических регламентов были сделаны государственными и политическими руководителями нашей страны; проблема обсуждалась в конце мая на саммите G8 и планируется ее дальнейшее обсуждение и принятие решений на сессиях МАГАТЭ 24 июня 2011 г. и ООН 24 сентября 2011 г. в штаб-квартире в Нью-Йорке.

В этой связи необходимо ускорить реализацию рекомендаций Круглого стола «Атомэкспо 2010», в которых, в частности, указывалось на необходимость разработки концепции ядерного права, на что был сделан акцент в докладе Г.А.Новикова и О.А.Супатаевой на круглом столе «Атомэкспо 2011», тем более, что участники нынешнего круглого стола практически единодушно высказались за разработку Концепции, а Т.Л.Ельфимова и О.В.Черникова говорили о планировании такой работы в Госкорпорации «Росатом» на ближайшее время.

С учётом проведенного обсуждения  представляется целесообразным изложить позицию авторов по данному вопросу, обратив внимание на возникшие дискуссионные моменты .

Прежде всего мы приведем несколько модернизированный слайд из доклада Г.А.Новикова и О.А. Супатаевой на круглом столе (1), чтобы далее обсудить некоторые дискуссионные вопросы.



Первым аспектом разрабатываемой Концепции названа необходимость унификации терминологии, нашедшая поддержку у участников дискуссии. Однако здесь проявились и разные подходы и понимание сущностей основных терминов, таких как ядерная безопасность и радиационная безопасность.

Авторы хотели бы продолжить, хотя бы и заочно, начатую дискуссию и изложить свое понимание, неоднократно высказывавшееся ранее, по этому и другим вопросам дискуссии на круглом столе.

1. На наш взгляд, понятие «радиационная опасность» логически восходит к понятию природного радиационного воздействия на человека (будем рассматривать его как «царя зверей» и главного субъекта социо-природной системы, не в обиду всем прочим субъектам окружающей среды), который тысячелетиями и даже миллионами лет формировался и вырастал из природы в условиях естественного, необходимого для его жизни, природного радиационного воздействия.

В некоторых местах, которые сейчас являются курортными зонами, природное радиационное воздействие было чрезмерным для приезжающих в эти места людей, но не аборигенов, что приводило к вредному воздействию на приезжающих, например, к раку кожи. Однако и сейчас люди стремятся получить повышенную дозу солнечной или «внутриземной» радиации и испытывают от этого удовлетворение (рис.1).



Рис.1. Естественная радиоактивность

По-настоящему вредное широкомасштабное радиационное воздействие стало проявляться с момента открытия рентгеновских лучей и радиоактивных элементов и использования радиационных техногенных источников. Тогда и возникло понятие «радиационная опасность» как радиационное воздействие, превышающее уровень природного радиационного воздействия, и понятие «радиационная безопасность» как защищенность человека от такого чрезмерного радиационного воздействия, пагубно влияющего на здоровье человека.

Таким образом, понятия «радиационная опасность/безопасность» являются по своей сути понятиями медико-биологическим, а точнее – санитарно-гигиеническим.

Напомним в связи с этим, что санитария (от лат. sanitas - «здоровье») представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий жизни людей в быту и на рабочем месте с целью укрепления и сохранения их здоровья.

По словам выдающегося гигиениста Г. В.Хлопина: «Если гигиена - наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария - практическая деятельность, при помощи которой это достигается».

Таким образом, обеспечение радиационной безопасности относится к сфере обеспечения санитарно-гигиенического благополучия человека и достигается организационными, техническими и социальными мерами, направленными на ограничение длительности и уровня воздействия радиации.

Понятия «ядерная опасность/безопасность)» возникли существенно позднее, с момента открытия деления ядер и представляют собой принципиально иные понятия. Ключевым, инициирующим событием понятия «ядерная опасность» является несанкционированное (аварийное) энерговыделение в процессе протекания цепной ядерной реакции в делящемся материале, находящемся в ядерном объекте (установке, аппарате, упаковке и т.п.).

Одним из компонентов ядерного энерговыделения является ионизирующее излучение сложного состава, которое и приводит к повышенному радиационному воздействию на окружающую среду, включая конструкцию установки, аппарата, упаковки, а также людей, находящихся в зоне действия этого излучения.

Кроме того, несанкционированное ядерное энерговыделение может разрушить саму установку, аппарат, упаковку в процессе взрыва и воздействия его поражающих факторов, и привести к выбросу (разбросу) в окружающую среду находящегося в установке, аппарате, упаковке ядерного материала и продуктов его деления, которых первоначально не было в составе делящегося материала, но которые также являются источниками радиационного воздействия.

Как видим, ядерная опасность представляет собой опасность неконтролируемого ядерного энерговыделения – теплового или ядерного взрыва, что характерно для ядерного оружия в первую очередь и главным образом, и вторичную опасность радиационного поражения как в момент ядерного энерговыделения, так и после него вследствие разрушения защиты и выброса делящегося материала с образовавшимися осколками деления, причем именно осколки деления представляют наибольшую опасность радиационного воздействия сразу после взрыва и в течение более или менее длительного времени в зависимости от периода полураспада осколков деления.

Поэтому ядерная опасность как опасность неконтролируемого ядерного энерговыделения -взрыва фактически совпадает с понятием промышленной опасности в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Этот закон определяет аварию как «разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ», чему соответствует и понятие «ядерная авария», а промышленную безопасность как состояние защищенности от таких аварий.

Таким образом, понятия «ядерная авария» и «ядерная безопасность» являются в значительной мере частными случаями понятий «авария на опасном производственном объекте» и «промышленная безопасность» соответственно, где под выбросом «опасных веществ» понимается выброс делящегося материала и осколков его деления, опасность которых заключается в их радиоактивности.

Следовательно, обеспечение ядерной безопасности это обеспечение отсутствия аварии на ядерной установке с определенной вероятностью для предельной величины ядерного энерговыделения. Однако, так как ядерная опасность всегда сопровождается и радиационной опасностью, на всех ядерных установках предпринимаются меры обеспечения радиационной безопасности как при нормальной эксплуатации, так и при возникновении аварии.

Собственно же для обеспечения ядерной безопасности применяются особые, специфические меры, отличные от мер обеспечения радиационной безопасности. 

Ядерная опасность/безопасность установки, также как ее промышленная и пожарная опасность/безопасность, существуют независимо от присутствия на ней человека как предмета воздействия соответствующих факторов (не путать с человеком-оператором) и поэтому соотносятся только с установкой, но не с организмом человека.

С понятием «радиационная безопасность» ситуация прямо противоположная, т.к. радиационная опасность/безопасность учитывается только потому, что радиация оказывает прямое воздействие на организм человека, и вне гуманитарного аспекта понятия радиационная опасность/безопасность просто не существуют (рис.2) /12,13/.



Рис.2. Безопасность при использовании атомной энергии

В этом смысле понятия «ядерная опасность/безопасность» и «радиационная опасность/безопасность» должны быть разделены, определены терминологически в соответствии с их физическим смыслом и регулироваться различными специальными законами, что должно быть отражено в Концепции в качестве одной из первоочередных задач.

2. Следующим вопросом дискуссии был вопрос о связи Федерального закона «О техническом регулировании» с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и о необходимости разработки специального закона о государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности.
О фактическом совпадении на сутевом уровне понятий, которыми оперируют два указанных закона, их параллелизме (рис.3), мы писали и ранее в /14, 15/.


Рис.3. Техническое регулирование ЯРБ

Давайте посмотрим на определение понятия «техническое регулирование в Федеральном законе «О техническом регулировании»:

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ).

В этом определении перечислены все работы, присущие и атомной отрасли.

А какое определение понятию «государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности» могло бы быть предложено в новом законе? По сути, это будет то же самое правовое регулирование тех же работ, но с использованием терминологии Федерального закона «Об использовании атомной энергии». За разной словесной формой стоят одни и те же сущности, например, «обязательные требования» и «требования безопасности». «оценка соответствия» и экспертиза безопасности» и т.д.
В Федеральном законе «О техническом регулировании» есть положения, непосредственно относящиеся к сфере ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, в статье 5 этого закона прямо указано, что он целиком и полностью распространяется на объекты использования атомной энергии и на деятельность, связанную с этими объектами, при этом, правда, используется несколько иная терминология, чем в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии». Однако, с помощью других документов легко устанавливается адекватность этих терминов. Например, в ИСО-9000 процессный подход, при котором любую деятельность следует рассматривать как процесс (термины Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и Федерального закона «О техническом регулировании» соответственно).

Как видно, регулирование ядерной и радиационной безопасности представляет собой частный случай технического регулирования и необходимо только привести в соответствие различающуюся терминологию, используемую для названия одних и тех же сущностей, и учесть специфику оценки соответствия в атомной отрасли. Кстати, Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает механизмы учета особенностей регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Нам представляется, по результатам наших бесед с коллегами из Ростехнадзора, что Ростехнадзор просто хотел бы иметь для себя некий аналог закона о Госкорпорации «Росатом», что не лишено смысла. Но тогда надо прямо говорить, что следует разработать Федеральный закон «Об органе государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии», четко определить в нем функции, права, обязанности и ответственность этого органа за обеспечение безопасности, включая административную, гражданскую и уголовную, как это высказывалось некоторыми участниками дискуссии.

3. Весьма остро дискутировался вопрос о понятиях «максимальная безопасность» и «абсолютная безопасность», вопрос, противоречащий логическому, физическому, техническому и экономическому смыслу. Ну не бывает абсолютной безопасности для человека и для любой технической системы, являющейся источником потенциальной опасности. Не надо обманываться и обманывать общественность, не надо ставить заведомо нереальные задачи.

Даже безобидный кирпич, безопасно лежащий на земле, когда он падает с крыши, перестает быть «абсолютно безопасным» и, попадая на голову мечтающего об абсолютной безопасности, способен стать весьма опасным с трагическим исходом для мечтателя.

Рассуждая о «максимальной безопасности», следует помнит о том, что безопасность является, в числе прочего, экономической категорией, поскольку она не присуща изначально любому техническому объекту (установке, системе предприятию) – источнику потенциальной опасности, а специально создается человеком и требует для своего создания затраты определенных ресурсов. В обществе с ограниченными ресурсами (возможностями) затраты на обеспечение безопасности являются важным фактором, вступающим в противоречие с задачей получения максимальной выгоды.

Безопасность в атомной отрасли должна быть не «абсолютной» или «максимальной», а такой, которая не создает жизни, здоровью и имуществу людей риск, превышающий риск от других источников, например, риск от автомобильного транспорта (около 30 тысяч погибающих на дорогах России в год) или риск гибели от пожара (25 тысяч погибающих в год).

«Максимальная безопасность» делает объект не полезным и приносящим благо человеку, а обузой, пожирающей ресурсы. Абсолютная безопасность – это неработающий объект, предприятие.

Еще древние греки понимали это, говоря, что «безопасные корабли – это корабли, вытащенные на берег».

Это поняли и МКРЗ и МАГАТЭ, заменив принцип ALAPA (As Low As Possible Achievable) на принцип ALARA (As Low As Reasonably Achievable) - «настолько низко, насколько разумно достижимо», т.е. социально и экономически приемлемо с учётом соотношения затраты-выгода.

Именно МАГАТЭ ввело дифференцированный подход к оценке и регулированию безопасности, при котором жесткость применяемых мер должна соответствовать степени потенциальной опасности. Это является одной из главных задач совершенствования государственного регулирования безопасности, которая предусмотрена в Концепции атомного права как модернизация механизмов разрешительной деятельности и экономическая (и социальная) оптимизация требований с учетом степени потенциальной опасности.

Мы считаем, что «абсолютно безопасная» атомная отрасль = это утопия, это неработающие предприятия и установки атомной отрасли, а в идеале – ликвидация отрасли, следуя мудрости древних греков.

Максимальная безопасность – слова, лишенные смысла до тех пор, пока не установлена количественная мера «максимальности».

«Абсолютная» или «максимальная» безопасность любого технического объекта (устройства) в принципе достижима лишь путем устранения такого объекта, к чему, собственно, и призывают наиболее радикальные «зеленые» движения и эксперты.

Очевидно, что для реальных технических объектов и устройств всегда существует некоторая вероятность возникновения неисправности, неправильных действий персонала или иных причин, которые могут привести к той или иной аварии и ее последствиям, т.е. к причинению вреда. Именно значение этой вероятности и размер вреда являются естественными и единственными объективными мерилами опасности/безопасности объекта.

С этим сопряжено использование понятия риска - вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон «О техническом регулировании»).

Выбор значения допустимой вероятности аварии и методы его подтверждения, а также оценки возможных последствий являются сложнейшей задачей, рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи.

Укажем, однако, что степени риска причинения вреда для различных объектов (таблица 1) и человека (таблица 2) в настоящее время установлены федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и санитарными нормами и правилами (соответственно) и их выполнение контролируется уполномоченными органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.


Таблица 1. Степени риска причинения вреда по ядерной опасности.

Объект

Риск
Вред
Вероятность, не более

Атомная станция /2/

Тяжелая запроектная авария (повреждение активной зоны)

10-5 на реактор в год

Эвакуация населения за пределы зоны планирования защитных мероприятий

10-7 на реактор в год

Исследовательский ядерный реактор /3/

Аварийный выброс, требующий принятия решений о защите населения

10-7 на РУ в год

Ядерная энергетическая установка судна /4/

Предельный аварийный выброс радиоактивных веществ

10-7 на РУ в год

Объект ядерного топливного цикла /5/

Эвакуация населения за пределы зоны планирования защитных мероприятий

10-6 на объект в год


Таблица 2. Степени риска причинения вреда по радиационной опасности

Объект

Индивидуальный пожизненный риск
в условиях нормальной эксплуатации
для облучения в течение года
Вред

Вероятность, не более

для персонала[1]

для населения

Хранилище радиоактивных отходов после закрытия ,6,

Возникновение у человека
или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате облучения

1,0 ´ 10-3

(20 мЗв)

5,0 ´ 10-7

(0,01 мЗв)

Хранилище радиоактивных отходов при эксплуатации /7/

5,0 ´ 10-6

(0,1 мЗв)

Атомная станция проектируемая или строящаяся /8/

5,0 ´ 10-6

(0,1 мЗв)

Атомная станция действующая /8/

1,25 ´ 10-5

(0,25 мЗв)

Объект ядерного топливного цикла (кроме хранилищ РАО) /9/

5,0 ´ 10-5

(1 мЗв)

Транспортирование ЯМ и РВ /10/

1,5 ´ 10-5

(0,3 мЗв)

Радиационные источники /11/

5,0 ´ 10-5

(1 мЗв)



Реальное  состояние с облучением персонала контролируется системой АРМИР.

В настоящее время безопасность атомной отрасли находится на высоком уровне по сравнению с другими отраслями деятельности человека, удовлетворяет отечественным и международным требованиям и не дает оснований для идеалистического отхода от принципа ALARA.
 
Сегодня главной задачей является поддержание достигнутого уровня эксплуатационной безопасности на действующих и строящихся объектах, предотвращение возможных аварий, обеспечение готовность к снижению и ликвидации их последствий, модернизация системы контроля объектов и реагирования при отклонениях в их работе, которые невозможно исключить полностью. Кроме того, остаются задачи по ликвидации негативного «ядерного наследия».

Таким образом, мы хотим видеть атомную отрасль динамично развивающейся в условиях непременного обеспечения социально приемлемого уровня безопасности, приносящую людям полезную продукцию, предоставляющую услуги, необходимые для жизнедеятельности государства и населения, и повышающую качество жизни людей.

4. Весьма интересным оказался вопрос, затронутый нашим законодателем о ЗАТО и одним из мэров ЗАТО, который можно обозначить так: кадры атомной отрасли как важнейшее наследие СССР (вместе с мощнейшим ядерным наследием в виде предприятий, установок, технологий и т.п.)».

К сожалению, кадры, как и другое ядерное наследие, стареют и требуют замены, и это должно быть отражено в ядерном законодательстве, как  предусмотрено Концепцией.

Кадры атомной отрасли целенаправленно создавались постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР, обязательным распределением молодых специалистов, отбором опытных инженерно-технических работников и рабочих со всех предприятий СССР, их тщательным фильтрованием кадровой службой и добровольно-принудительным направлением на объекты ядерной индустрии. Подчиненные жесткой производственной и технологической дисциплине, непосредственно участвующие в создании объектов, установок и технологий, они превратились в когорту высочайших профессионалов, спаянных общими государственными и отраслевыми интересами, впитавшими идеологию и освоившими практику культура безопасности. В результате получилось то, что Е.П.Славский с гордостью называл и собственной академией наук, и артелью.

Кстати, оперативный персонал Фукусимы, наученный грамотно нажимать на кнопки пульта управления, но не прошедший школу создания ядерных установок «с нуля», не вникший в  физику их работы, совершенно растерялся во время аварии, не смог влиять на ее развитие и проявил беспомощность при ликвидации аварии.

Не придет ли атомная отрасль России в целом к такому же финалу после ухода старых кадров и замене их новыми, не стремящимися в отрасль ради научного, технического да и финансового интереса, поскольку молодой специалист с физическим образованием может заработать гораздо большие деньги в финансово-банковской сфере и сфере торговли.

Атомное законодательство должно стимулировать приход в атомную отрасль рабочих и инженерно-технических работников, которые хотели бы работать именно в этой отрасли, расти профессионально и развивать эту отрасль. Одновременно атомное законодательство должно ограничить процесс насыщения отрасли менеджерами общего профиля, не имеющими не только специального атомного, но и общетехнического образования, стремящимися попасть на высокооплачиваемые управленческие должности.

Необходимо обеспечить высокий профессионализм персонала, высокую надёжность и персональную ответственность каждого работника за результаты своей деятельности. И это тоже одна из важнейших задач Концепции ядерного права.

5. Мы специально ограничились здесь только своими размышлениями, не цитируя других участников «круглого стола» и не ссылаясь на них, чтобы не исказить смысл их высказываний. Пусть каждый говорит за себя и у каждого есть возможность высказаться на этом сайте.


Ссылки

/1/ Г.А.Новиков, О.А.Супатаева. К вопросу о необходимости совершенствования законодательства в области использования атомной энергии на основе современной Концепции ядерного права России для обеспечения инновационного развития атомной отрасли (http://www.atomic-energy.ru/articles/2011/05/13/22194)
/2/ «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» НП-001-97, п. 4.2.2 и 1.2.17 соответственно
/3/ «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» НП-033-01, п.3.1.2 (2)
/4/ «Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов» НП-022-2000, п.2.5
/5/ «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла» НП-016-05, п.6.1.8
/6/ «Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)» СП 2.6.6.1168-02, п.10.4.3
/7/ Там же, п.2.6.
/8/ «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций» СанПин 2.6.1.24-03, п.5.2 и 5.6
/9/ «Обеспечение радиационной безопасности предприятий ОАО «ТВЭЛ» (СП ТВЭЛ-03) СанПиН 2.6.1.34-03, п.7.2
/10/ «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)» СанПиН 2.6.1.1281-03"
/11/ Нормы радиационной безопасности» НРБ –99/2009, СанПиН 2.6.1.2523 - 09
/12/ Правовое обеспечение безопасности инновационного развития ядерных технологий в Российской Федерации (http://www.atomic-energy.ru/node/10993)
/13/ М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. Re: К дискуссии о государственном регулировании безопасности (http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2255)
/14/ А.М.Агапов, М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. О техническом регулировании ЯРБ (http://www.atomic-energy.ru/node/5136)
/15/ А.М.Агапов, М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. Об оптимизации нормативного правового регулирования ядерной и радиационной безопасности в связи с реализацией федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (http://www.atomic-energy.ru/node/525)



[1] Приведены данные для персонала группы А. Для персонала группы Б эти данные должны быть уменьшены в 4 раза.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 16/06/2011
Мне вот интересно, знают ли эти горе-авторы английский язык и знакомы ли с работами на тему "Ядерное право", действующими в МАГАТЭ и в мире? Сегодня смешно выдумывать местечковое ядерное право, нужны единые для всего человечества нормы и стандарты. Тогда не будет Фокусим и Чернобылей, во всяком случае, каждая страна будет понимать ответственность и платить за ущерб.


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Знает ли автор комментария, что "лизать ... дяде Сэму" не всегда разумно с точки зрения здравого смысла. Ссылками на международное право несмешные апологеты "классических основ" освящают массовые убийства в Ливии и Югославии.
 Если бы наши предшественники дадеялисьна то, что "приедет барин, он нас и рассудит (Н.Некрасов)", то, думаю, критик вряд ли рассуждал о международном праве, а скорее чистил ботинки своим кумирам. 
Откуда это убожество и неверие в свои силы?


[
Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Кому нужны ваши сраные силы??? Сейчас построите братану Лукашенке АЭС, а он вам соорудит аварию с массовым выходом активности, да так, что на территории Кремля разовые дозы за 5 минут будете хапать выше 100 мЗв на рыло, тогда не только дяде Сэму, но и неграм в Африке лизать будете. Тогда поймете, что недвижимость на Западе зря покупали, нужно было в Африке или в Антарктиде брать... Поэтому атомное право должно быть международным.


[
Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 16/06/2011
И после такой чистой воды казуистики Ыксперты хотят, чтобы обыватель поверил в атомную энергетику???

Нельзя говорить о вероятностях, нужно говорить о риске ущерба. При вероятности 10^-7 ущерб от реактора в 10 км от Токио и в 300 км от Анадыря будет на несколько десятков порядков различаться.

Равно как ущерб от угольной станции. Расно как ущерб от солнечной. И сравнивать атомную энергетику с самой собою - самое гиблое дело. Обывателю нужно с цифрами в руках доказывать, что поступающее к нему из розетки "качество жизни" сопровождается минимальным ущербом. "Зелёные" такие доказательства выкладывают "на пальцах", "атомным" для таких доказательств требуются логарифмы. Из-за чего "атомные" всегда будут проигрывать по убедительности. Особенно при привлечении таких Ыкспертов.


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Из всего перечисленного ключевым является кадровый вопрос. Какие бы не создавали законы и правила, результаты аварий будут определяться действиями персонала. Фукусима - этому подтверждение. Причем под персоналом понимаются не только непосредственные исполнители, но и руководители, принимающие ключевые решения.

Как можно решить кадровый вопрос в современном мире, когда ГЛАВНЫМИ являются ФИНАНСИСТЫ и МЕНЕДЖЕРЫ, не понятно. Значительно хуже, чем в других странах, положение технических специалистов в сравнении с этими ГЛАВНЫМИ в России. Поэтому нужны не экспертные рассуждения, а политические решения.


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Да просто дядьки свои рабочие места защищают, хреново, говорят, сейчас безработным быть. Вот и выдумывают разную хрень, чтобы на окладе сидеть. И правильно!


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 17/06/2011
Абсолютно согласен с авторами,что законодательство в области использования атомной энергии мало того, что убогое, так еще в силу своей убогости не работающее. Необходимость его оптимизации давно назрела. И сейчас для ее реализации самое время. Атомный надзор практически развален, через год уйдут последние пенсионеры. Так под шумок не брать новых, а прикрыть шарагу под флагом ввода ядерного права. Правда есть риск что под этот же шумок Росатом соорудит фукусиму российского розлива.... ну это уж издержки ядерно-правого дела...


[ Ответить на это ]


Re: По следам «Атомэкспо 2011» (Всего: 0)
от Гость на 21/06/2011
Даёшь атомное право, с самостоятельным объектом регулирования и правовоым- механизмом воздействия.
Атомное право выросло из рамок административного/государственного.
Ждём с нетерпением появления алкогольного, металлургического, химического и прочего права.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru