proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[27/10/2010]     Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на «Атомфлоте»

А.Н.Абрамов, зам. гл. инженера, нач. управления спецпроизводством ФГУП «Атомфлот»

В соответствии с Указом Президента РФ № 369 от 20.03.2008 г. имущество государственного ремонтно-технологического предприятия ГУ РТП «Атомфлот», образованного в июне 1988 г., перешло в собственность Госкорпорации «Росатом».    Атомные ледоколы, атомный лихтеровоз и суда атомного технологического обслуживания (АТО) в  августе  2008 г. были  переданы в хозяйственное ведение ФГУП «Атомфлот».


Справка:
В настоящее время в состав  действующего флота входят: четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола - «Таймыр» и «Вайгач» - с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил, атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой аналогичной мощности. В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучих технических базы - «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля «Роста-1». В отстое находятся три атомных ледокола - «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» и две плавучих технических базы - «Лепсе» и «Володарский».

Базой ремонта и обслуживания атомного ледокольного флота является береговая промышленная структура предприятия «Атомфлот».   До реорганизации и перехода в систему Государственной корпорации «Росатом»  оно входило в систему Министерства транспорта России и именовалось как ремонтно-технологическое предприятие, а затем получило статус ФГУПа. Еще ранее, в момент создания в 1960 году как достроечной базы Адмиралтейского судостроительного завода, оно занималось обслуживанием первого атомного ледокола «Ленин». До 1988 года предприятие являлось структурным подразделением Мурманского морского пароходства и называлось «База-92» (92 - порядковый номер урана в периодической системе элементов).   Береговая инфраструктура ФГУП «Атомфлот» располагает всеми необходимыми производственными мощностями для комплексного ремонта, технологического обслуживания и стоянки судов (длина причальной линии - более тысячи метров).

Основной задачей  «Атомфлота» является «эксплуата­ция атомного ледокольного флота для обеспечения безопасности Российской Федерации и решения задач национальной политики на Арктическом региональном направлении».

Кроме эксплуатации и обслуживания «Атомфлот» осуществляет также модернизацию, ремонт и вывод из эксплуатации атомных ледоколов и судов атомного технологического обслуживания. Обращение с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО) является неотъемлемой составляющей  этих функций.

Радиоактивные отходы при эксплуатации атомного ледокольного флота формируются из узлов, деталей, приборов, механизмов, инструментов и материалов, имеющих радиоактивные загрязнения и наведенную активность, и потому не пригодны к дальнейшему использованию. При дезактивации в процессе ремонтных и регламентных работ с 1 и 3 контурами реакторной установки также образуются жидкие и твердые радиоактивные отходы. Сюда же относится и спецодежда, не пригодная для дальнейшего использования.

Технология обращения с РАО и ОЯТ

Технология обращения с РАО и ОЯТ создавалась в 1970-х гг., базируясь на следующих подходах:

- образующееся при  перезарядках реакторов атомных ледоколов ОЯТ выгружается на
плавтехбазу (ПТБ), где происходит его интенсивное охлаждение и выдержка от нескольких месяцев до 3 лет для снятия остаточного тепловыделения. Затем ОЯТ передается на ПТБ, где осуществляется его хранение до отправки на завод переработки. Топливо загружается в ТУКи в посту загрузки ТУК на ПТБ в контейнеры и отправляется на переработку на «ПО «Маяк».

- все образующиеся РАО (по возможности) должны быть переработаны, упакованы в контейнеры и установлены на хранение в хранилища предприятия до создания регионального хранилища ТРО.

Жидкие РАО перерабатываются на установке переработки ЖРО, горючие РАО сжигаются на установке сжигания твердых отходов. Отходы от переработки (сорбенты, зола) также поступают на хранение в хранилище ТРО.

Предприятие осуществляло:  отправку ОЯТ атомного ледокольного флота на «ПО «Маяк»; переработку ЖРО;  частичную переработку ТРО; временное хранение вторичных ТРО.

На практике «временное хранение»  оказалось весьма длительным.
Для хранения ТРО было создано хранилище твердых радиоактивных отходов (ХТО), в состав которого  вошли:

- хранилище выемных экранных сборок реакторов,
- установка сжигания горючих РАО,
- хранилище сборок 18, контейнеров ТРО СУЗ,
- хранилище высокоактивного крупногабаритного оборудования,
- крытая пристройка к ХТО для хранения крупногабаритного средне-активного оборудования,
- хранилище контейнеров ТРО средней и низкой активности,
- открытая площадка хранения контейнеров ТРО низкой активности,
- хранилище контейнеров с отвержденными РАО.

Жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) перерабатываются на установке переработки ЖРО. После очистки от радионуклидов (до санитарных норм) очищенная вода сбрасывается в Кольский залив. А образовавшиеся твердые отходы сдаются на хранения в ХТО.

ХТО рассчитано на временное хранение: годового объема ТРО, образующегося при перезарядке атомных ле­доколов; подготовки отходов к захоронению в море;  постоянного захоронения сб. 18; временного хранения сб. 03 с аварийными или частично отработавшими активными зонами.

Объем каньонов ХТО позволяет принимать сб. 18 и стержни СУЗ, поступающие в течение 5 лет. Первоначально  предусматривалось вывозить сб. 18 и СУЗ в Мурманский могильник, а остальные отходы захаранивать  в море.

ХТО было сдано в эксплуатацию в 1986 г. Таким образом, на предприятии были созданы условия для выполнения всего комплекса работ по ремонту оборудования атомных паропроизводящих установок с обеспечением временного хранения радиоактивных отходов, образующихся при ремонте и перезарядке АППУ атомных судов. На то время созданное производство удовлетворяло всем нормативным требованиям по обеспечению безопасности работ в атомной энергетике.

Но уже к концу строительства обозначились проблемы, с которыми пришлось столкнуться вплотную в начале 2005 г. Мурманский могильник до сих пор не построен, а затопление ТРО в море было запрещено Лондонской конвенцией. Поэтому твердые радиоактивные отходы пришлось хранить на предприятии длительный срок  (более 20 лет).

К  2005 г. все свободные объемы хранения ТРО оказались заполненными.

Свободных ячеек для приема сб. 03 оставалось всего 3, мест для хранения контейнеров ТРО СУЗ – 10, мест для хранения сб. 18 – 66, мест для хранения трубчаток ПГ – 8.
Чтобы как-то решить проблему, все крупногабаритное оборудование перегрузили из каньона № 2 в пристройку, оборудованную съемной крышей, заполнив её на  70%. Заполнение контейнерами с низко-активными ТРО в 3 раза превосходило проектное. Контейнеры пришлось разместить на открытых площадках под временными укрытиями. Такое состояние ХТО в дальнейшем могло привести к остановке функционирования атомного ледокольного флота.



Рис.1 Условия хранение ТРО в 2005 г.

Хранение такого количества ТРО на ограниченной площади без кондиционирования и спецподготовки к долговременному хранению повышало риск неконтролируемого выхода радиоактивных веществ в акваторию  Кольского залива.             

Средств на исправление создавшейся ситуации у предприятия не было.
                                                                                                                                              
В марте 2001 г. на совещании по проблемам хранения ТРО, инициированном руководством «Атомфлота» и ОАО «ММП», поддержанном губернатором Мурманской области, были намечены пути решения проблемы. Разработали план мероприятий по приведению технологий обращения с ТРО на «Атомфлоте» в соответствие с современными нормативными требованиями. В дальнейшем эти мероприятия по «Атомфлоту» вошли в ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.».

В ряд приоритетных была включена задача модернизации технологической схемы обращения со средне- и низко-активными ТРО, образующимися при эксплуатации атомного ледокольного флота, для решения которой требовалось модернизировать установку сжигания горючих ТРО; создать узел сортировки и компактирования средне - и низко-активных ТРО; обеспечить предприятие сертифицированными бетонными контейнерами.
           
В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России 2002-2010 гг.» в 2007-2009 гг. удалось частично реализовать предложения по корректировке проекта достройки  объекта 92.

В ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и период до 2015 г.» было включено 10 мероприятий по объектам береговой инфраструктуры и атомного ледокольного флота с общим объемом финансирования на сумму более 2 млрд руб.

Помимо проблем с накопившимися ТРО, в прог­рамму было включено финансирование вывода из эксплуатации и утилизации судов АТО, а также подготовка концепции утилизации атомных ледоколов, выводимых из эксплуатации. Программа предусматривала также создание современных технологических линий по кондиционированию ТРО и перевод (до конца 2015 г.) всех накопленных ТРО в безопасное состояние для долговременного хранения или захоронения. В отношении атомного ледокольного флота предусмотрена утилиза­ция отслуживших свой срок судов АТО: ПТБ «Лепсе» и «Володарский», а также подготовка к утилизации ПТБ «Лотта», срок эксплуатации которой заканчивается в 2012 г.

Кроме того, программой решается задача модернизации существующего комплекса перегрузки отработавшего ядерного топлива, обес­печивающего вывоз ОЯТ атомного ледокольного флота, а также береговых технических баз в г. Андреева и п. Гремиха.
В 2008 -2009 гг. «Атомфлот» осуществил подготовку производства и разработку технологической документации по кондиционированию низко-активных РАО,  разработал ТД на кондиционирование средне- и высоко-актив­ных ТРО. Были приобретены контейнеры для низко-активных и средне-активных ТРО, приобретено и смонтировано стандартное оборудование на участке кондиционирования низко-активных ТРО; осуществлено кондиционирование низко-активных ТРО в  контейнеры, установленные затем  на долговременное хранение в хранилища кондиционированных РАО.

В 2010-2011 гг. планируется разработать конструкторско-технологическую документацию для участков по обращению со средне- и высоко-активными ТРО; закупить серийное и изготовить нестандартизированное оборудование для участков по кондиционированию средне-активных и высоко-активных ТРО; приобрести дополнительные контейнеры для низко-активных и средне-активных ТРО; разработать и сертифицировать упаковочные комплекты для длительного хранения и транспортировки крупногабаритных ТРО, выполнить работы по кондиционированию и подготовке к длительному хранению ТРО.

На 2012-2015 гг. также запланирован большой объем работ, в том числе: завершение работ по кондиционированию контейнеров с низко-активными ТРО, оборудованию участка кондиционирования средне- и высоко-активных ТРО, закупке необходимого количества контейнеров для транспортировки и хранения сб. 03, проведение кондиционирования круп­ногабаритного оборудования, кондиционирование и упаковка в контейнеры средне-активных и высоко-активных ТРО. Запланировано начало работ по передаче кондиционированных ТРО на долговременное хранение в ПДХ Сайда.

Помимо работ, выполняемых в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и период до 2015 г.», «Атомфлот» выполняет целый ряд работ по обращению с РАО и ОЯТ, связанных с утилизацией судов атомного ледокольного флота и реабилитацией объектов Мурманского региона. В том числе:

- переоборудовано т/х «Серебрянка» для перевозки контейнеров с ОЯТ;
- вывезятся ОЯТ из п. Гремиха;
- проведено докование ПТБ «Лепсе» для обеспечения его безопасной стоянки;
- оборудованы у плавучего причала места отстоя выведенных из эксплуатации атомных ледоколов. В «холодный отстой» выведен атомный ледокол «Сибирь», аналогичные работы начаты по атомному ледоколу «Арктика»;
- оборудована «локальная зона» физической защиты ядерных и радиационно-опасных объектов;
- проведен капитальный ремонт санпропускников РТК «А»;
- в 2011 г. на 5 причале будет смонтирован специальный портальный монтажный кран КПМ 100/30 для работ с ядерными материалами.



Рис.2 Открытые площадки хранения ТРО в 2010 г.



Рис.3 Линия кондиционирования низко-активных ТРО

ФГУП «Атомфлот» продолжает развиваться, активно участвуя в программах продления ресурса действующего атомного флота,  повышения уровня ядерной и радиационной безопасности объекта. Система физической защиты предприятия отвечает всем современным международным требованиям по защите ядерных материалов. В вопросах мониторинга радиационного фона предприятие тесно сотрудничает с МАГАТЭ.

Принятие решения о строительстве серии атомных ледоколов нового поколения с началом финансирования в 2011 г. потребовало разработки новой программы по модернизации инфраструктуры в целом, строительству дополнительных объектов в связи с переходом на установки нового поколения и сменой ремонтно-технологического цикла. Поставленные задачи необходимо решать для того, чтобы гарантированно обеспечить защиту интересов Российской Федерации в Арктике на очередные 40-50 лет.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атом Today Новости
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атом Today Новости:
В Росатом пришли с обысками

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на «Атомфлоте» (Всего: 0)
от Гость на 27/10/2010
Ух ты!
Как здорово! А вот канадцы и штаты видать не читали эти грандиозные планы Аотмфлота! Потому что не видят  они территории России по северному шельфу дальше 200миль от берега. Укатайка с этих госпатриотов!


[ Ответить на это ]


Re: Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на «Атомфлоте» (Всего: 0)
от Гость на 01/11/2010
Это комментарий аналитического отдела проатома? Статья размещена тут для этого комментария?
Чтобы сказать что все плохо у нас?


[ Ответить на это ]


Re: Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на «Атомфлоте» (Всего: 0)
от Гость на 08/11/2010
Чего же с таким докладом на Атомэко-2010 автор не приехал?


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru