proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/11/2005]     Монополистическое поведение

В.Савин, экономист, Москва

Многочисленные публикации о «неправильном» поведении монополий, о «злых намерениях» олигархов и т.д. кажутся экономисту попыткой неадекватного описания действительно существующих проблем. К экономическим проблемам пытаются применить неэкономические (в данном случае, психологические) методы и критерии.

Тот факт, что любой монополист, как правило, заинтересован в понижении объема предоставляемых услуг (или выпускаемой продукции) и в повышении цен на услуги (продукцию), выглядит благодаря подобным публикациям как некое волюнтаристское решение "злокозненного" монополиста или следствием его «плохости». Экономист не может с этим согласиться, не может видеть основную причину такого поведения монополиста только в личности конкретного человека (хотя принципиально верно, что в «олигархи» попадают в основном люди с несентиментальным складом характера).

Скорее все вместе: и личность (природа) человека, и ситуации монопольного положения на рынке, – заставляют монополиста ограничивать предоставление услуг (выпуск продукции) и увеличивать расценки на них (на нее). «Плохость» практически любого человека, ставшего монополистом и играющего по правилам максимизации прибыли (частной выгоды), предсказуема.

Микроэкономические основы поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции фирмы являются слишком маленькими для того, чтобы увеличивая или уменьшая предоставление услуг или выпуск продукции, в какой бы то ни было степени влиять на цену, существующую на рынке. Какое бы количество продукции или услуг фирма ни поставила на рынок, она продаст это количество по имеющейся рыночной цене р (по большей цене никто не купит, а по меньшей цене фирме в условиях совершенной конкуренции не имеет смысла продавать). В силу этого в условиях совершенной конкуренции рыночная цена р воспринимается фирмами как нечто заданное, и фирмы для того, чтобы максимизировать прибыль, вариируют (увеличивают) объем выпускаемой продукции.

Максимум прибыли достигается при таком выпуске (Q* единиц продукции), при котором функция f=p•Q–c(Q)==>maxQ достигает максимума, а предельные издержки равны рыночной цене, МС(Q*)=р, здесь р – цена, Q – объем выпускаемой продукции, Q* – оптимальный объем выпускаемой продукции, с(Q) – функция издержек, МС=dC(Q)/dQ – предельные издержки и максимизация происходит по Q. Если средние издержки АС(Q)=с(Q)/Q при этом меньше рыночной цены р, то фирма получает положительную экономическую прибыль (рис. 1), что привлекает на рынок новые фирмы и уменьшает экономическую прибыль, если средние издержки с(Q)/Q больше рыночной цены р, то экономическая прибыль меньше нуля, и некоторые фирмы покидают рынок, что увеличивает экономическую прибыль. В долгосрочные плане при совершенной конкуренции рыночная цена равна средним издержкам в отрасли. При этом экономическая прибыль равна нулю (рис. 2).

Рис. 1. Фирма (очень маленькая часть рынка) в условиях совершенной конкуренции (источник: Замков и др. (1995))



Рис. 2. Рынок совершенной конкуренции (источник: Замков и др. (1995))



Микроэкономические основы поведения монополиста

Если фирма является монополистом и вход возможных конкурентов на рынок по тем или иным причинам невозможен, то количество выпускаемой и поставляемой фирмой на рынок продукции (услуг) влияет на цену продукции (услуг). В этом случае фирма максимизирует прибыль, вариируя цену выпускаемой продукции и оптимизируя функцию f=p*Q(p)–c(Q(p))==>maxp.

Легко показать, что в результате монополист увеличивает цену и соответственно уменьшает количество поставляемой на рынок продукции (услуг).

Поведение монополиста логично и закономерно «злонамеренно», так как следует законам рынка (рис. 3).

Рис. 3. Монополистический рынок (источник: Замков и др. (1995))



Подобное поведение монополиста не является Парето-эффективным и ведет, во-первых, к уменьшению благосостояния общества, и, во-вторых к перераспределению общественных доходов, делая потребителей беднее относительно и абсолютно, а монополиста богаче относительно, а часто и абсолютно. В силу этого, большинство правительств стараются, регулируя рынки и создавая условия для более-менее справедливой конкуренции (сюда относятся такие меры, как антимонопольное законодательство, раздробление монополистов, создание условий для беспрепятственного входа на рынок большого числа относительно маленьких и независимых друг от друга производителей, регулирование цен (т.е. законодательное установление цены исходя из МС(Q)=р) и т.д.), не допустить появления на рынке монопольных структур.

Проблемы естественных монополий

Многие стандартные антимонопольные действия правительства зачастую невозможны, если отрасль, например, в силу большой минимально оптимальной величины производства или в силу возможности получения прибыли/выживания производителями сырья только в условиях вертикальной интеграции и т.д., характеризуется склонностью к появлению в ней так называемой естественной монополии.

Рис. 4. Иллюстрация неприменимости стандартных методов антимонопольного регулирования к естественным монополиям (источник: Замков и др. (1995))



Если применять к естественной монополии стандартные антимонопольные меры, например, законодательно установить цены, исходя из МС(Q)=р, то естественная монополия станет убыточной, так как в этом случае средние издержки будут больше цены выпускаемого монополистом товара, АС(Q)>р (рис. 4).

Если не регулировать естественную монополию, то в силу MR(р)=р*[1+1/e(p)]=МС(р) в полной мере проявятся описанные выше эффект ухудшения благосостояния общества из-за увеличения цены и уменьшения выпуска, а также эффект перераспределения общественных доходов (относительное и абсолютное ухудшение благосостояния потребителей и относительное (часто и абсолютное) обогащение монополиста (рис. 3).

В теории, как правило, обсуждаются два решения: 1. национализация естественного монополиста и 2. государственное (на федеральном или на региональном уровне) его регулирование.

1. При национализации производство естественной монополии субсидируется государством, за счет чего становится возможным установление цены МС(Q)=р и увеличение объема продукции до уровня Q(к). Однако национализация, как правило, сопровождается в долгосрочном плане коррупцией и неэффективностью производства. Национализация естественных монополистов часто нецелесообразна, так как государственной бюрократии легче избежать государственных же проверок, необходимых для подсчета средних и предельных издержек производства отрасли естественного монополиста (рис. 5).

2. При государственном регулировании государственные субсидии отменяются, но антимонопольная комиссия ежегодно анализирует издержки естественного монополиста и назначает цену р*, исходя из уровня средних издержек, т.е. МС(Q)Q*=Q(ср)>Q(м). Этот случай считается так называемый субоптимальным решением (second best solution) проблемы естественного монополиста. При таком регулировании, в случае если возможен некоррумпированный подсчет средних издержек естественного монополиста, общество достигает минимальных потерь благосостояния (рис. 5).

Рис. 5. Оптимальное регулирование естественного монополиста (источник: Замков и др. (1995))



Таким образом, основная проблема заключается в том, как осуществить некоррумпированный подсчет средних издержек производства естественного монополиста, а также заинтересовать естественного монополиста в снижении своих средних издержек? С первой задачей должны справиться Счетная палата и органы правопорядка, вторая задача решаема только динамически, например, с помощью «zero base budgeting».

В идеальном случае меры антимонопольного регулирования работают. Стандартное антимонопольное регулирование не срабатывает в случае так называемых естественных монополий. В этом случае необходимо не запретительное, но регулирующее вмешательство государства (общества).

Литература
1. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н.: Математические методы для экономистов, ч. 1, 2, Уфа, 1995, (1995).
2. Gruber U/, Kleber M.: Grundlagen der Volkswirtschaftslehre, 4., akt. u. uberarb., Aufl., Munchen, Vahlen, 2000, (2000)/
3. Varian H.R.: Grundzuge der Mikrookonomik, 5., uberarb. Aufl., Munchen – Wien, Oldenbourg, 2001, (2001).


Журнал «МОСТ», № 58, 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Экономика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Экономика:
Создание ядерного щита Отечества

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.6
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru