proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/11/2005]     Приоритеты в проведении структурных реформ в России

А.Г.Аганбегян, академик РАН, зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, лауреат медали В.В.Леонтьева 2004 г.

Настало время переосмыслить структурные реформы, проводимые в нашей стране. Подумать над тем, те ли реформы мы проводим, и так ли надо их проводить.

Эти вопросы связаны со спецификой нашего социально-экономического развития. По официальным данным мы развиваемся достаточно высокими темпами. Прирост ВВП в 2003 г. составил 7,3%, в 2004 – 7,1%. Почти по 10% в год возросли реальные доходы. Значительно увеличились инвестиции. Выросли золотовалютные резервы, по которым мы уже уступаем только США и Японии. Вряд ли можно найти страну, в которой шесть лет подряд бюджет выполняется с профицитом.

Но как экономисты, владеющие аналитическим мышлением, говоря о темпах роста, мы должны задать себе вопрос, а с какого уровня этот рост происходит.

Если за 100% принять докризисный 1989 г., то по уровню ВВП мы находимся на отметке 80%. По уровню инвестиций – 35% от 1989 г., т.е. в три раза меньше. Аналогичная ситуация по реальным доходам. Современная история не знает случая, чтобы в большой стране в мирное время докризисный уровень достигался за двадцать лет. Даже после войны экономика была восстановлена за 10–12 лет. Чтобы уровень 1989 г. был достигнут к 2009 г. при условии сохранения сегодняшних темпов роста, таких прецедентов история не знает.

Второй вопрос, на который необходимо ответить: за счет каких факторов происходит этот рост. Некоторое ускорение социально-экономического развития в 2003–2004 гг. на 70% обусловлено высокими экспортными ценами на нефть, которые от нас совершенно не зависят. За счет внутренних факторов в лучшем случае мы растем на 3%. И этот рост наблюдается уже в течение шести лет (после кризиса 1998 г.). Но на сегодняшний момент этот ресурс уже исчерпан. И в ближайшие несколько лет нас ждет неизбежное сокращение темпов экономического развития. Это замедление практически уже началось со второй половины 2004 г., особенно по инвестициям. В расчетах бюджета на 2005 г. уже заложено существенное сокращение темпов. И если уровень экспортных цен вернется к своему среднему долговременному состоянию, то наши темпы экономического развития резко уменьшатся.

Анализ эффективности структурных реформ, проводимых сегодня в России, подтверждает пессимистический вывод экспертов, что многие из этих реформ заходят в тупик. В первую очередь речь идет о реформе естественных монополий, социальных реформах, административной реформе, реформе местного самоуправления.

А главные реформы, которые могли бы определить наше движение вперед, не только не проводятся, но даже не упоминаются и не обсуждаются.

Прежде всего, необходимо определить, какие цели в своем социально-экономическом развитии мы преследуем? С моей точки зрения, основной смысл стратегии социально-экономического развития страны заключается в том, чтобы в исторически обозримое время, при жизни ныне живущего поколения за 20–30 лет достичь по основным социальным и экономическим показателям уровня самых развитых стран мира.

Эта формула содержится и в послании Президента Федеральному Собранию.

Понятие «развитые страны» имеет четкое определение ООН и Мирового Банка. К ним относятся 35 стран, в которых проживает 1 млрд чел., т.н. «золотой миллиард». Это авангард мировой экономики с самым высоким уровнем экономического развития, уровнем жизни, наибольшей продолжительностью жизни и самым здоровым населением, высоким уровнем образования и культуры.

Для такой большой значимой страны как Россия важно быть в составе этого авангарда человечества. И не только по уровню вооружений, значимости в мировой политике, в разрешении международных конфликтов. Сегодня мы на законных основаниях входим в «восьмерку» этих стран. Но по социальным и экономическим показателям мы отстаем не только от первой восьмерки, а вообще от всех развитых стран, где ВВП на душу населения по паритету покупательской способности превышает 15 тыс. долл. США. Этот нижний уровень характерен для Португалии, Греции, Чехии, Словении. Близки к ним Южная Корея и Тайвань. В Испании, Италии, Англии этот показатель равен 20–25 тыс. долл. И самый высокий уровень (25–32 тыс. долл.) в Германии, Японии, США.

В России ВВП на душу населения сегодня составляет 9 тыс. долл. США. Это в 1,5 раза меньше нижней границы данного показателя для развитых стран и в 3,5 раза меньше, чем в США.

По данному экономическому показателю по рейтингу Мирового Банка Россия занимает 33 место среди стран мира. А вот по социальным показателям мы отстаем намного больше. Главный социальный показатель – индекс социального развития – формируется из следующих параметров:

• уровня реальных доходов. Здесь мы близко к ВВП на душу населения, потому как большая часть ВВП – это потребление.

• средней продолжительности жизни. Меньше, чем в России средней продолжительности жизни нет не только ни у одной из развитых стран, но даже и у развивающихся. По этому показателю (средняя продолжительность жизни российских мужчин 58 лет) мы не входим даже в сотню стран мира. Для сравнения, маленькая Куба занимает 27 место. Состояние нашего здравоохранения ужасающее по всем показателям.

• по образованию хоть мы и пятимся назад, но пока еще входим в тридцатку самых развитых стран. Еще не все растеряли, что имели.

В среднем по индексу социального развития мы входим в восьмой десяток. Если хотим войти в авангард развитых стран, мы должны не просто наращивать экономическую мощь, производительность, эффективность, но и направить развитие в сторону социальных приоритетов.

В этом направлении наше отставание от развитых стран достигает 15–20 лет. Число погибших на дорогах в 6 раз больше, чем в Европе (на 100 машин). Число убийств за последние 15 лет возросло в шесть раз, самоубийств – в два раза. Смертность из-за сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с лучшими показателями за советский период возросла на 58%. И этот список социальных проблем бесконечен. В социальной сфере перед нашей страной стоят огромные задачи.

Какие структурные реформы могли бы существенно продвинуть наше общество в решении этих проблем? Если мы будем развиваться с точки зрения экономической по 6% в год (рост ВВП), то за двадцать лет за счет некоторого сокращения численности населения в 3,5 раза увеличим ВВП на душу населения и выйдем по этому показателю на нижнюю границу развитых стран. А за тридцать лет достигнем нашей цели по экономическим показателям. При условии удвоения ВВП за десять лет (что, конечно, не реально) мы достигнем этой цели быстрее. Решить поставленные задачи возможно при условии существенного прогресса в экономике и социальной сфере.

Экономическая динамика в первую очередь зависит от инвестиций. Можно развиваться за счет использования действующих основных фондов, но из-за кризиса они очень сильно устарели. Средний возраст оборудования в стране достигает 21 года, а старым считается оборудование, проработавшее свыше 10 лет. Мы нуждаемся в массовом обновлении всего парка основного оборудования. На массовом уровне за счет действующих фондов добиться развития мы не сможем.

В России очень низкая норма инвестиций – 18% от общего объема ВВП. Ни одной стране мира при такой норме инвестиций не удавалось развиваться с темпом роста хотя бы 5% в год в течение длительного времени. Для сравнения, Китай имеет 50% норму инвестиций. В Японии этот показатель равнялся 40%. Южная Корея, Ирландия последние десять лет имеют 35% норму инвестиций. Если мы хотим развиваться за счет собственных, рукотворных факторов, а не зависеть от временных конъюнктурных мировых цен на энергоресурсы, нам необходимо поднять норму инвестиций хотя бы до 25–30%.

Необходимо ускорить их рост, но для этого у нас в стране не создано соответствующая инфраструктура. Инвестиции – это фонды длинных денег. А в России таких фондов нет. Какие существуют источники для формирования фондов длинных денег?

• Накопительные пенсии. Во всех развитых странах – это главный фонд. У нас он равняется 4 млрд долл., а после сокращения социального налога этот фонд расти практически не будет.

• Средства страховых компаний. Страховые компании во всем мире намного богаче банков. Во всех развитых странах действует правило обязательного страхования источников повышенной опасности. У нас только недавно ввели страхование автомобилей. Капитал всех российских страховых обществ не превышает 14 млрд. А объем инвестиции в России 110 млрд/год.

• Паевые фонды. В них также аккумулируется денег больше, чем в банках. Основная масса населения в развитых странах хранит деньги в паевых фондах, т.к. они дают прирост в 3–4 раза больше, чем самый лучший процент в банках. В России паевые фонды стали развиваться только последние три года. И в них накопилось чуть больше 3 млрд долл.

• Банки. Отечественные банки у нас очень слабые. Сумма активов всех российских банков составляет 43% ВВП. Для сравнения, в Китае – 180%, в развитых странах – 200% ВВП. Если сложить активы всех наших банков и Сбербанка, то сумма будет в два раза меньше актива Дрезденбанка, который не входит в десятку самых крупных мировых банков.

Наши маломощные банки не в состоянии финансировать развитие народного хозяйства России. Длинные деньги (которые лежат более трех лет) составляют всего 4% активов.

В настоящее время мы развиваемся и инвестируемся за счет собственных средств. Это 70% инвестиций. Чтобы сделать ощутимый рывок, этих средств недостаточно.

Остальные 30% -- это долги, кредиты зарубежных фирм и корпоративные облигации, размещаемые на зарубежных рынках.

Внешний долг предприятий и организаций на сегодняшний день составляет 80 млрд долл. и растет он быстрее, чем сокращается государственный долг. Общий долг России – 200 млрд долл. Это очень опасная величина. Не дай бог, уменьшатся экспортные цены на энергоносители. Сократится прибыль. Станет дефицитным бюджет. И многие организации, в первую очередь, Газпром, Роспромнефть, Связьинвест станут банкротами. Долгов у них выше крыши. При выручке 25 млрд/год, долг Газпрома – 18 млрд долл. Причем долги очень плохие – под высокий процент и на небольшие сроки. Их не переструктурируешь, как государственные долги. Очень большие долги накоплены в корпоративных облигациях.

Безусловно, страну ждут финансовые потрясения, включая банковскую систему, которая гарантировала все эти обязательства.

С учетом представленного анализа социально-экономического состояния России, какими же должны быть реформы для достижения поставленной Президентом РФ цели. Если главным двигателем социально-экономического развития являются инвестиции, то, прежде всего, должна быть проведена реформа финансовой системы, реформа по форсированному созданию фонда длинных денег, реформа, позволяющая резко повысить нормы инвестирования.

Для этого необходимо, чтобы население, как в Казахстане, 10% своих доходов в обязательном порядке отдавало в накопительный фонд на пенсии, наряду с государством и предприятиями. Тогда Пенсионный фонд начнет быстро расти по 10 млрд долл./год. И через пять лет начнется более-менее нормальная жизнь. В отличие от наших 18% в Казахстане норма инвестирования больше 30%.

Кроме того, ежегодно необходимо принимать законы об обязательном страховании. Все публичные здания, шахты, газопроводы, газовые сети домов, электросети должны быть застрахованы.

Что касается паевых фондов. Для России экономическое развитие несравненно важней, чем для Америки. Но не российский президент, а президент США поставил задачу освободить население от капитального налога в том случае, если средства вкладываются в развитие хозяйства страны. Деньги, которые проедаются, облагаются налогом. Те же, что вкладываются в акции, в паевые фонды, имеют налоговые преференции. Как говорил Кеннеди: «Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны».

Мы тоже могли бы освободить от налогов, стимулируя тем самым население к содействию развитию экономики страны.

Наше экономическое положение можно назвать парадоксальным. За счет высоких экспортных цен страна получает большие деньги. По моим расчетам, начиная с 2000 г., когда экспортные цены резко подскочили, от мирового рынка мы получили дополнительный подарок по 30 млрд долл. в 2000–2002 гг., 40 млрд – в 2003 г. и 55 млрд – в 2004 г. В сумме дополнительный приток валюты в страну составил 180–200 млрд долл. И если в 1999 г. федеральный бюджет России равнялся 18 млрд долл. (меньше бюджета Нью-Йорка), то сегодня он уже достиг 110 млрд.

Но, к сожалению, не в коня корм. Огромные деньги лежат мертвым грузом в виде профицита бюджета, который вкладывается в ценные бумаги США с 3%-ным годовым приростом, и в золотовалютные резервы (примерно 130 млрд долл.). Вокруг бедность, нищета. Нет денег на обновление оборудования. А у нас стоят ящики с золотом, и мы, как скупой рыцарь, любовно их пересчитываем, гордимся своим накоплением.

Даже на сегодняшний день существует масса способов как интенсифицировать развитие экономики России. Например, почему бы Центробанку не заняться банковской деятельностью. Давать кредиты на инвестиционные цели под низкий процент коммерческим банкам, с соответствующим контролем. Имея такие резервы, 30 млрд долл. в год спокойно можно выделять на эти цели. Когда-то у нас был бюджет развития, который занимался инвестициями. Сейчас все это сведено к минимуму.

Кроме соответствующих шагов по бюджетной линии параллельно можно было бы сократить долю государства в ВВП. За счет уменьшения налогов на несколько процентов сократилась и доля государства в ВВП. Но все равно, она остается слишком высокой для страны, которая хочет быстро развиваться. Долю государства в ВВП мы могли бы сократить до 30%. Это дало бы предприятиям дополнительно примерно 50 млрд долл., из которых 30 млрд они могли бы потратить на развитие.

За счет чего можно сократить бюджетные расходы? Прежде всего, за счет социальных расходов, которые у нас идут, в основном, не бедным, а богатым. Богатые получают льгот больше, чем бедные, потому что основные льготы – жилищно-коммунальные, а именно богатые люди имеют большие квартиры, дачи и пр.

Реформа монетизации льгот – дело нужное, но не первостепенное. По сравнению с проблемой здоровья нации – это ничто. 300 млрд руб., которые государство выделило для монетизации льгот, могли бы спасти жизнь 500 тыс. людей.

Главная социальная реформа, в которой нуждается наша страна, это повышение заработной платы. В современной России очень низкая заработная плата. По данным международной организации труда, на первом месте по часовой зарплате находится Дания. Если взять ее за 100%, то почасовая зарплата россиян составит 4% от этого уровня. Мы, конечно, много ниже Дании по уровню экономического развития, уровню реальных доходов. Но не в 25 же раз, а только в 4 раза. Такая огромная разница связана с очень низким уровнем нашей зарплаты, совершенно не соответствующей рыночному уровню. Существенный рост заработной платы можно было бы осуществить в несколько этапов, одновременно вводя 100%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг по рыночным ценам. На фоне повышения зарплаты можно было бы ввести 10%-ное обязательное отчисление в пенсионный фонд, нормальный налог на недвижимость. Правительство же не только монетизацией льгот вызвало ненависть у народа, но и рекордным повышением тарифов ЖКХ на 23,5% без всякой компенсации плюс повышение тарифов за электроэнергию, водоснабжение и пр. Это неправильная линия. Социальные расходы, которые составляют основную часть госбюджета, могут быть существенно уменьшены при сохранении гораздо больших адресных расходов для бедных. Это позволило бы сократить долю государства в ВВП, увеличить инвестиции, сделать налоговую систему нормально стоящей «на двух ногах». Сегодня она у нас «одноногая». Мы единственная страна в мире, где 90% налогов взимается с бизнеса и только 10% – с населения. В США это соотношение 30:70.

Оплата всей социальной сферы производится за счет предприятий, в т.ч. и льготы богатым. Другого источника нет. Налоговой петлей удушаются предприятия. Компенсируя низкую зарплату различными льготами, мы дестимулируем производительность труда и получаем соответствующий результат.

По подсчетам Экспертного института Е.Г.Ясина 55% собственности в России принадлежит государству. С учетом стратегической, оборонной инфраструктуры, важнейших социальных объектов государственная собственность не должна превышать 20%. Зачем неработающее с 2001 г. автопредприятие «Москвич» находится в федеральной собственности? И кто ответит за то, что в километровом здании стоимостью в 1 млрд долл. ничего не производится? А в приспособленных помещениях Ижевского завода на гораздо худшем оборудовании частная компания производит 90 тыс. автомобилей в год и купается в прибылях. Она уже скупила 20% акций ВАЗ’а и планирует на вырученные деньги приобрести ВАЗ в полную собственность. Подобных примеров сотни.

Половина государственной собственности не участвует в экономическом росте. Из предприятий, находящихся в частной собственности, 35% также убыточны и не участвуют в экономическом росте.

Необходимо провести серьезнейшую реформу новой рыночной, открытой приватизации. Приобретение полуубыточной собственности можно стимулировать таможенными, налоговыми льготами под определенные обязательства инвестирования, развития производства. Необходимо раскассировать неэффективную государственную и частную собственность.

Третье направление – это малый бизнес. На его долю приходится всего 11% ВВП. В развитых странах – больше 50%. Малый бизнес очень чувствительно откликается на любые меры поддержки. И его можно быстро «раскрутить».

Также очень важным, на мой взгляд, является проведение региональной реформы. Хуже, чем система дотаций, мир не придумал. И этот худший вид антистимулирования применяется к регионам, приводя к незаинтересованности региональных структур в социально-экономическом развитии. Сегодня чем лучше вы работаете, тем меньше вам дают. Каждый год налагаются дополнительные обязанности и в результате представители регионов с протянутой рукой вынуждены ходить к федеральным чиновникам. Заинтересованность регионов, если ее задействовать, является мощным фактором социально-экономического развития страны. Но для этого необходима серьезная региональная модернизация. Возможностей у страны достаточно, главное правильно и своевременно ими воспользоваться.

Доклад представлен на конференции «Актуальные проблемы экономического развития страны» на Леонтьевских чтениях в феврале 2005 г. при вручении медали В.В.Леонтьева (за 2004 г.)  

 
Связанные ссылки
· Больше про Экономика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Экономика:
Создание ядерного щита Отечества

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru