proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/11/2005]     Что такое ''олигарх'' и как это лечится!?

В.В.Савин, экономист, Москва

Многочисленные публикации о российско-североевразийских олигархах экономисту представляются попыткой неадекватного описания реально существующих проблем: к экономическим вопросам пытаются применить неэкономические (психологические, политические и т.д.) методы и критерии.

Необходимо осознать тот факт, что любой олигарх (если он подчиняется только законам рынка) заинтересован в сокращении объема производимой продукции, а также во "взвинчивании" цен. Причем этот факт следует не из волюнтаристского решения злокозненного олигарха, но является закономерным следствием функционирования рынка при отсутствии (эффективного) государственного (и/или общественного) регулирования. «Плохость» практически любого человека, ставшего олигархом и играющего по правилам максимизации прибыли (частной выгоды), предсказуема и закономерна.

Микроэкономические основы поведения производителя в условиях совершенной конкуренции

Согласно модели рынка в условиях совершенной конкуренции, производитель слишком мал для того чтобы, увеличивая или уменьшая количество предоставляемых услуг или продукции, в какой бы то ни было степени влиять на рыночную цену. Какое бы количество продукции или услуг фирма ни поставила на рынок, она продаст свой товар по имеющейся рыночной цене: по большей цене никто не купит, а по меньшей цене не имеет смысла продавать. Поэтому рыночная цена воспринимается производителями, как нечто заданное, и для того, чтобы максимизировать прибыль, производители варьируют (как правило, увеличивают) объем выпускаемой продукции.

Максимум прибыли достигается в этом случае при таком выпуске продукции, при котором производители (участники рынка) много и плодотворно работают.

Формально это означает, что функция прибыли достигает максимума, а предельные издержки равны рыночной цене. В символьной форме данные утверждения записываются, как: f=p*Q-c(Q)==>maxQ при МС(Q)=р, где р – цена, Q – объем выпускаемой продукции, с(Q) – общие издержки, МС(Q) – предельные издержки, МС(Q)=dC(Q)/dQ.

Модель совершенной конкуренции предсказывает, что в долгосрочном периоде рыночная цена сама по себе (вследствие законов рынка) уменьшается и становится равной средним издержкам в отрасли, что и препятствует образованию чрезмерных олигархических состояний и возникновению коррупции, и способствует социальной справедливости хотя бы в силу того, что "несправедливая" экономическая прибыль [1] становится равной нулю.

Формально действует следующий механизм:

• если средние издержки в долгосрочном периоде меньше, чем актуальная рыночная цена, то фирмы начинают получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, привлекает на рынок новые фирмы и уменьшает экономическую прибыль уже работающих на данном рынке фирм;

• если средние издержки в долгосрочном периоде больше рыеночной цены р, то экономическая прибыль отрицательна, что, опять же ведет к тому, что некоторые фирмы покидают рынок и увеличивает экономическую прибыль оставшихся;

• если средние издержки в долгосрочном периоде равны рыночной цене, то экономическая прибыль равна нулю, и, следовательно, отсутствуют стимулы как входить на данный рынок, так и покидать его.

В символьнойформе, это можно записать так:

• АС(Q) число фирм растет, экономическая прибыль падает

• AC(Q)>c(Q)/Q ==> число фирм уменьшается, экономическая прибыль растет

• AC(Q)=c(Q)/Q ==> число фирм неизменно, экономическая прибыль равна нулю.



Рис. 1. Фирма (очень маленькая часть рынка) в условиях совершенной конкуренции [1]



Рис. 2. Рынок (совокупность всех очень маленьких фирм) в условиях совершенной конкуренции [1]

Весьма сложно привести пример совершенного рынка, так как все реально существующие в человеческих социумах рынки в той или иной степени отклоняются от модели совершенной конкуренции. Поэтому исходить при решении реальных экономических проблем из модели совершенной конкуренции бессмысленно и опасно. В лучше случае данная модель может быть идеалом, к которому можно стремиться, но практически невозможно достичь.

Микроэкономические основы поведения олигарха

Действуют ли описанные выше механизмы социальной справедливости, если рынок становится монополистическим и не является более рынком совершенной конкуренции, т.е. если некоторый производитель становится олигархом, контролирующим весь рынок? Увы нет! В случае монопольного положения на рынке олигарх максимизирует свою прибыль, варьируя (как правило, повышая) цену выпускаемой продукции и одновременно уменьшая объем выпускаемой продукции. Максимум прибыли получается при этом в том случае, если олигарх мало работает и только "взвинчивает" цену.

Поведение олигарха логично и закономерно «злонамеренно» в том смысле, что следует законам нерегулируемого монополистического рынка.



Рис. 3. Монополистический рынок

К чему же ведет такое поведение олигарха для всего общества? Во-первых, оно ведет к уменьшению благосостояния общества, и, во-вторых, к перераспределению общественных доходов в пользу олигарха, т.е. делает потребителей беднее относительно и абсолютно, а олигарха богаче относительно, а часто и абсолютно [3].

Примером здесь может служить либерализация цен, осуществленная в высокомонополизированной российско-североевразийской экономике 1 января 1992 года. Данная либерализация фактически отменила государственное регулирование ценообразования предприятий-монополистов, позволила им резко поднять цены (вызвав впоследствии гиперинфляцию) и резко уменьшить количество выпускаемой продукции, создав тем самым условия для "ловкачей" из второго эшелона советской номенклатуры (будущих олигархов) получить бесконтрольную власть. В результате либерализации создавался не свободный рынок совершенной конкуренции, а монополистический рынок, свободный от какого-либо регулирования: "свобода рынка" заключалась в свободе олигархов от какого-либо контроля.

Фактически были достигнуты прямо противоположные цели тем, которые декларировались разработчиками программы либерализации и «шоковой терапии» под руководством Е. Гайдара и либеральных экономистов. Фактически можно говорить о реализации фантастической программы.

В теории данные слова звучат просто: падение платежеспособного спроса, сокращение количества выпускаемой продукции, уменьшение благосостояния общества, перераспределение общественных доходов. Однако на практике за этим скрывается начавшееся с января 1992 года нищенское и полуголодное существование основной части населения нашего российско-североевразийского пространства, исковерканная динамика развития производительных сил, попытки слома российско-североевразийской культурной матрицы, компрадорство «семьи» олигархов и т.д. На взгляд автора, в январе 1992 года была успешно осуществлена попытка противообщественного конструирования социальной реальности.

Проблема естественных монополий

Во всем "мире цивилизаций": в североамериканско-англосаксонском мире, в Объединенной Европе, в Китае, в Индии и т.д., – олигархи воспринимаются как серьезное общественное зло и как одна из основных причин ухудшения общественного благосостояния. Для предотвращения издержек олигархического поведения большинство стран стараются регулировать рынки и создавать условия для более-менее справедливой конкуренции, имея в качестве идеала модель совершенной конкуренции. К таким методам регулирования относятся антимонопольное законодательство (слияние компаний разрешается только в отдельных случаях), законодательное решение о разделении компании олигарха на несколько отдельных компаний (пример, Микрософт), создание условий для беспрепятственного входа на рынок большого числа относительно маленьких и независимых друг от друга производителей, регулирование цен.

Однако многие "стандартные" антиолигархические действия правительств невозможны в случае так называемых естественных монополий, к которым относятся, например, система водопроводов в отдельно взятом городе, метрополитен, системы энергоснабжения, газоснабжения, системы нефтедобычи и нефтетранспортировки и т.п. Если применять к естественной монополии стандартные антиолигархические меры, например, законодательно установить низкие цены, то естественная монополия будет убыточным предприятием и, возможно, вообще откажется от производства данной продукции.



Рис. 4. Иллюстрация неприменимости стандартных методов антимонопольного регулирования к естественным монополиям [1]

Именно этим обстоятельством воспользовались российско-североевразийские олигархи, утверждающие даже после либерализации 1992 и дефолта 1998 необходимость отсутствия государственного регулирования по отношению к таким естественным монополиям, как РАО «ЕЭС», Газпром, МПС, «ЮКОС» и т.д. Фактически олигархи заинтересованы в создании монополистического рынка без какого-либо государственного (общественного) регулирования.

Однако, при полном отсутствии регулирования в полной мере проявляются характерные следствия деятельности олигархов: эффект ухудшения благосостояния общества (из-за "взвинчивания" цен и сокращения производства), а также эффект перераспределения общественных доходов в пользу олигарха.

Проблема естественных монополий и связанные с этим попытки олигархов легитимизировать свое антиобщественное поведение широко обсуждались в мировой экономической науке, в том числе и в связи с внедрением генераторов электроэнергии из возобновляемых (ветер, биомасса и т.д.) источников, чему, как известно, компании-монополисты активно противодействовали. Выход из этой ситуации видели в национализации естественных монополий и государственном (на федеральном или на региональном уровне) и общественном контроле за ценами на продукцию естественных монополий.



Рис. 5. Сравнение национализации и контроля за естественной монополией [1]

Национализация (деприватизация). В этом случае в идеале устанавливаются низкие цены и высокий объем производства, характерные для отрасли с совершенной конкуренцией. Но тогда естественная монополия должна субсидироваться государством (или региональными органами власти), так как именно за счет субсидий становится возможным установление низких цен, а следовательно и увеличение объема продукции до уровня производства, как при совершенной конкуренции. Рынок при этом устраняется, и прямую ответственность за функционирование естественной монополии берет на себя государство.

Проблема национализации заключается в том, что деприватизация, как правило, сопровождается в долгосрочном плане коррупцией госуправляющих естественной монополией и отсутствием стимулов к повышению эффективности производства, что происходит в силу того, что управляющая естественным монополистом государственная бюрократия относительно легко может избежать государственного контроля за средними и предельными издержками естественной монополии и не заинтересована в сокращении средних издержек производства и в модернизации. Вопрос о целесообразности национализации естественной монополии должен решаться отдельно в каждом конкретном случае.

Государственный контроль за ценами естесственной монополии. В этом случае государство (и общество) в лице антимонопольной комиссии и иных органов ежегодно анализирует издержки олигарха (издержки естественной монополии) и назначает цену на продукцию естественной монополии, несколько более высокую, чем при совершенной конкуренции, но менее высокую, чем та, которую бы установил олигарх при полном отсутствии регулирования его деятельности.

Формальная цена должна быть установлена на уровне средних издержек, или в символьной форме: АС(Q)=р*, при этом Q(к)>Q*>Q(м) и р(к)<р*<р(м), где Q(к) – выпуск продукции при совершенной конкуренции, Q* – выпуск продукции при государственном регулировании деятельности олигарха, р(к) – цена при совершенной конкуренции, р* – цена при государственном регулировании деятельности олигарха, р(м) – цена при отсутствии регулирования деятельности олигарха.

Государство осуществляет постоянный мониторинг текущей деятельности олигарха с помощью различных проверок. При эффективном государственном (и общественном) контроле за поведением олигарха (за ценообразованием естественной монополии), допускаются (модифицированные) законы рынка и минимизируются общественные потери от действий олигарха.

Естественно государственный контроль за олигархами остается проблематичным. Проблема заключается, во-первых, в построении эффективной системы слежения за ценообразованием естественных монополий; во-вторых, в предотвращении коррупции (сращивания интересов олигархов и контролирующих их госслужащих).

Таким образом, при отсутствии регулирования деятельности олигарха, он будет паразитировать на обществе, используя для этого законы рынка.

Общество, не желающее контролировать олигархов и осуществлять постоянный мониторинг их деятельности, должно "пенять" на самое себя и расплачиваться за это потерей жизненных сил и ресурсов.

Если российско-североевразийское общество не будет поощрять олигархов за конструктивную деятельность, в долгосрочном плане оно обречено на внутреннее ослабление и, в конечном итоге, смерть от невозможности соответствовать требованиям внешней среды.

Литература
1. Замков О.О.; Толстопятенко А.В.; Черемных Ю.Н.: Математические методы для экономистов, Ч. 1, 2, Уфа, 1995, (1995)
2. Gruber U.; Kleber M.: Grundlagen der Volkswirtschaftslehre, 4., akt. u. berarb., Aufl., M?nchen, Vahlen, 2000, (2000)
3. Varian H.R.: Grundz?ge der Mikro?konomik, 5., ?berarb. Aufl., M?nchen – Wien, Oldenbourg, 2001, (2001)

Журнал «МОСТ» № 57, январь 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Экономика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Экономика:
Создание ядерного щита Отечества

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru