proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Атомный год 2016
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Сроки строительства блоков АЭС в РФ выросли до 10 лет. Причины?
Спешка не требуется
Плохая организация на площадке
Слабый контроль со стороны Заказчика
Некачественный проект
Брак комплектующих в поставках
Другое

Результаты
Другие опросы
Актуальная тема
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.

[15/11/2005]     Налоговая политика как инструмент финансового оздоровления

Ю.А. Шагинов, к. э. н., финансовый директор ООО «Эскаро Кемикал АС»

Среди множества возможностей поддержки деятельности предприятий со стороны государства немалое значение имеют возможности, предоставляемые налоговым законодательством.

Так как основные положения о налогах и сборах заложены в федеральном законодательстве, то и действия, предпринимаемые властями, должны находится в пределах выделенных полномочий. Тем не менее, местным властям также оставлены определенные рычаги налогового регулирования.

Мы не рассматриваем возможности налоговой политики в сфере специальных налоговых режимов, так как, хотя в них и заложены максимальные возможности налогового регулирования со стороны местных властей, но они в большей мере направлены на развитие малого предпринимательства, нежели крупного бизнеса.

Итак, рассматривая часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, сразу обратим внимание, что, согласно статьи 4 «Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления… издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах…». Этим федеральные власти существенно ограничивают полномочия исполнительных властей, хотя не в последнюю очередь этот шаг был направлен на предотвращение возможных злоупотреблений.

Возможности государственной поддержки сужает также и требование статьи 56 о том, что «Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера». Это требование с одной стороны ограничило возможности лоббирования льгот для конкретных предприятий, но с другой стороны делает невозможным прямые действия на поддержку проблемных предприятий, предполагая установку определенных критериев, под которые могут попадать и проблемные, и процветающие предприятия, не нуждающиеся в поддержке государства.

Тем не менее, часть первая Налогового кодекса предполагает и возможности индивидуальной работы с предприятиями, заложенные в главе 9, определяющей изменение срока уплаты налоговых платежей в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Этой главой предусмотрены достаточно широкие полномочия местных властей -- решение об изменении срока уплаты налога и сбора по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам, в части сумм, поступающих в региональный и местный бюджет (если федеральное законодательство предусматривает перечисление федерального налога в бюджеты разного уровня), принимают соответствующие финансовые органы субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Напомним, что отсрочка и рассрочка может быть предоставлены по одному или нескольким налогам на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой сумм задолженности, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинения предприятию ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа, угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налогов и если производство и/или реализация товаров, работ предприятия носит сезонный характер (в последнем случае перечень сезонных отраслей определен постановлением Правительства Российской Федерации). Прочие основания в данной работе нам не интересны. Причем, Налоговым кодексом предусмотрена нулевая ставка процента по первым двум основаниям изменения срока, и одна вторая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по остальным основаниям.

Тем не менее, «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов».

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинения предприятию ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа, угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налогов. Причем и в этом случае процентная ставка (равная ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) предусмотрена только для третьего основания предоставления кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет при наличии следующих условий:

• проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Ограничение по сумме кредита имеется только для первого основания: она составляет 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для обозначенных целей.

Ставка процента по инвестиционному налоговому кредиту должна быть не меньше одной второй и не больше трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но, опять же местными властями могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия кредита и ставки процентов.

Таким образом, часть первая Налогового кодекса определяет возможности льготного кредитования конкретных предприятий, хотя, на практике, получение изменения срока налоговых платежей достаточно проблематично, так как региональные законодательные органы обставляют предоставление отсрочек, рассрочек и кредитов различными дополнительными условиями: дополнительные экспертизы, включение сумм кредитов в бюджет и тому подобные.

Что касается предоставления преференций в части конкретных налогов, то отметим, что в настоящее время налоговая система РФ состоит из пятнадцати федеральных, четырех региональных и четырех местных налогов.

Федеральные налоги

НДС и акцизы

В отношении указанных налогов полномочий у региональных властей нет, однако, определенное вмешательство облегчает возврат переплаченных налогов, возникающих как правило, при экспорте продукции. Статьи 176 и 203 Налогового кодекса фактически устанавливают срок возврата переплаченных налогов в четыре месяца, но, при определении конкретных налогоплательщиков, чей экспорт не вызывает сомнений, срок возврата по ним может быть сокращен до трех месяцев, за счет «ускорения» работы налоговых органов и органов федерального казначейства.

Единый социальный налог

В отношении данного налога полномочия региональных властей также ограничены, но законодательными актами субъектов Российской Федерации могут быть установлены определенные виды пособий и компенсационных выплат, которые не будут подлежать налогообложению. Кроме того, в целях снижения затрат проблемных предприятий местные органы власти могут предложить перевод части сотрудников на договоры гражданско-правового характера, что в определенной мере снижает социальную защиту работников, но уменьшает ставку единого социального налога в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования (в общем случае на четыре процента).

Налог на прибыль

25 глава Налогового кодекса устанавливает, что налог на прибыль распределяется в три уровня бюджета: 5% -- в федеральный, 17% -- в региональный и 2% -- в местный. Причем, региональные законодательные органы имеют право сократить свою ставку, но не более чем на четыре процента. Увязка предоставления данной льготы с определенными условиями (для проблемных предприятий, для инвесторов и т.п.) может позволить региональным властям повысить налоговую базу в будущем.

Плата за пользование водными объектами

Плата за пользование водными объектами установлена федеральным законом №71-ФЗ от 6 мая 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями), тем не менее, конкретные ставки налога (в федеральных пределах, где установлен достаточно широкий диапазон ставок) устанавливаются региональными законодательными органами, причем законом установлено также право предоставления льгот для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм, поступающих в бюджет субъекта (60 процентов от налогового платежа).

Региональные налоги

Налог на имущество

30 глава Налогового кодекса устанавливает, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2%, причем «допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения». Более того, сроки уплаты налога на имущество также определяются местным законодательством.

Налог на имущество достаточно существенен для крупных промышленных предприятий, поэтому регулирование данного налога может значительным образом повлиять на деятельность предприятий.

Например, освобождение от налога на имущество нового оборудования, приобретаемого в целях технического перевооружения производства, в первые годы его работы позволит предприятиям с меньшими потерями обновлять свои фонды. Также от налога на имущество можно было бы освобождать основные средства, по тем или иным причинам не используемое предприятиями. Таким образом, региональные власти могли бы в какой то мере компенсировать потери предприятий от ликвидации с 2002 года «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль.

Местные налоги

Что касается местных налогов, предприятия являются плательщиками двух из них: земельного налога и налога на рекламу.

Земельный налог

Земельный налог установлен федеральным законом «О плате за землю» №1738-1 от 11 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), но региональные законодательные органы и органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки для отдельных плательщиков. Более того, сам размер земельного налога в определенной мере зависит и от местных властей, определяющих кадастровые зоны.

Налог на рекламу

Налог на рекламу устанавливается местными законодательными или представительными органами и составляет, как правило, 5% от суммы затрат на рекламу.

Проблема данного налога не столь актуальна для проблемных предприятий, но и льготирование данного налога позволит поддержать предприятия, которые желают через рекламу расширить сбыт своей продукции.

Отметим, что, конечно, финансовая поддержка предприятий может осуществляться не только предоставлением льгот по отдельным налогам, но и предоставлением бюджетного финансирования в пределах сумм уплаченных налогов. Так, предприятие, начинающее свою деятельность, могло бы получать субсидии в размерах сумм налогов на прибыль и на имущество, уплаченных в первые годы своей работы, что повысило бы заинтересованность в развитии бизнеса в отдельных регионах. Подобное финансирование могли бы получать и проблемные предприятия на период финансового оздоровления при условии наличия реально выполнимого бизнес-плана.

Таким образом, региональные власти наделены значительными полномочиями в области поддержки предприятий с помощью налоговой политики, что может позволить снизить налоговую нагрузку на проблемные предприятия. Главное, чтобы любые налоговые преференции были направлены именно на финансовое оздоровление предприятий и появление дополнительной налоговой базы в будущем. Разработка программы использования налоговой политики для финансового оздоровления предприятий, снятие ненужных ограничений по использованию возможностей действующего налогового законодательства может помочь региональным властям не только помочь бизнесу, но и увеличить налоговые поступления и количество рабочих мест в будущем.

Журнал «МОСТ» № 58, 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Бухгалтерский учет
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Бухгалтерский учет:
Перспективы интеграции атомно-энергетических комплексов России и Казахстана

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.11
Ответов: 9


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru