proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[12/02/2010]     «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих»

М.А.Кунаев, к.т.н., ст.н.с. ЦНИИ им.ак.А.Н.Крылова, Санкт-Петербург, e-mail: sbiz@inbox.ru

(ответы читателям сайта)

02/02/2010. Не так давно развитие серьезно сдерживалось аппаратной частью,  на сегодняшний момент архитектурные аппаратные решения позволяют очень многое реализовать. Об передаче управления говорить само-собой рано, но вот отдать системе право диагностировать и сообщить оператору о предстоящем нарушении, вполне реально. Зачастую последствия нарушений можно сократить за счет своевременного оповещения оператора.


Причем разработка не так  и сложна... есть две причины мешающие заниматься построением такой системы на практике:
- закрытость протоколов и информационных потоков от АСУ, этому способствует разработчик АСУ;
- у людей далеких сразу возникает вопрос, а кто будет за правильность ее функционирования отвечать, ведь оператора можно всегда подставить и отодрать.

«Разработка» … совсем не сложна. До сегодняшнего дня было несколько причин, тормозивших внедрение этих систем. Подробнее об этих причинах расскажу на последующих, если потребуется, дискуссиях, а о выше сказанных причинах можно сообщить следующее:

- Закрытость протоколов и информационных потоков от АСУ существует только для «внешнего мира» или «сторонних организаций» - на первом этапе. Для оператора, управляющего с центрального пульта управления энергоблоком, реактором, гидротурбиной, атомной установкой и т.д. информация вся открыта. Вопрос может стоять так: как он воспользуется этой информацией, успеет ли, домыслит её, хватит ли у него времени, воли, опыта, интеллекта принять правильное решение.

- О том, кто будет отвечать за правильность решений: как всегда, сам оператор. Система ТД на первом этапе внедрения её в управление выступает в роли советчика, помощника, интеллектуального робота, постороннего мозга. Человеку-оператору только решать: действовать так или иначе, или никак не действовать и ждать гибели своей системы (как на Саяно-Шушенской ГЭС).

На последующих этапах развития этих систем: доверить отдельные функции управления энергосистемой, когда складываются чрезвычайные ситуации невозможности вмешательства человека-оператора по каким-либо причинам или его гибели (Саяно-Шушенская ГЭС, атомная подводная лодка «Курск» и другие).

03/02/2010. …Человеческий фактор формализуется безразмерным численным  значением, называемым ВЕС (обозначается омегой), и вес этот изменяется от нуля до единицы, но отрицательных значений не принимает. Это работы американа Сперлинга, он для атомников США решал задачу надежности человеческого фактора. Ядерщик

Американский учёный Сперлинг действительно решал задачу человеческого фактора для атомных энергетических установок США. Количественная величина оценки надёжности человека-оператора получается … разной  для различных используемых методик. В данной статье величина надёжности человека не рассматривается. На основании множества выполненных теоретических и экспериментальных исследований человек-оператор, как специфическое звено в системе управления объектом, интегральное, интеллектуальное гибкое звено, к сожалению, всегда имеет показатель надёжности меньше 1.

Этот факт принят как данность, заставившую разработать методику, позволяющую человечеству в последующем избавиться от аварийных ситуаций и даже катастроф.
Должен же человек научиться создавать такие системы управления сложными техническими объектами, которые не повлекут за собой аварий.ъ

03/02/2010 ... Лет 25 назад мы отказались от такого подхода, решили работать ветвящимися структурами Яглома -Колмогорова, в них возможно учесть ветвением ошибку оператора и правильное действие оператора... но тогда были 486 компики на 33МГц... не тянули объем задач. Ядерщик

Ветвящиеся структуры Яглом-Колмагорова позволяют в конечном итоге приходить к правильному определению принципа нарушения работоспособности объекта. Но, по сути, эта методика присутствует и в данной статье и работает более чётко, а значит быстрее, надёжнее и безошибочнее.

Когда в одном из технических проектов АЭУ для плавучего энергоблока (ЦКБ «Айсберг») рассматривались модели АЭУ и алгоритм оперативной диагностики Кунаева М.А., специалисты московского НИКИЭТ дали отрицательное заключение.
Автор алгоритмов для участия в дискуссии пригашен не был. По мнению оппонентов, метод недостаточно точен, нужна более тонкая методика, которая по слабым отклонениям параметров решает эту же задачу. Что имеем сегодня? Алгоритмов оперативной диагностики в АЭУ ПЭБ нет никаких: ни грубых, ни тонких. Такая же ситуация и на тепловых установках. Руководство станций на предложения внедрения  оперативной диагностики, отвечали: «Вы предлагаете нам искусственный электронный мозг. Нам это не нужно. У нас достаточно рабочих, которые замеряют, переключают то, что нужно. А с километрами лент, напечатанных ЭВМ, мы не знаем что делать».

Так отвечали на Чернобыльской АЭС (до аварии, 1984 г.), Балаковской АЭС, на Южной ТЭЦ Санкт-Петербурга. По-видимому, общество ещё не созрело для понимания проблемы.

04/02/2010 Занимаюсь диагностикой на АЭС 18 лет, к.т.н., главный специалист. Как можно связаться с автором - имею интерес.
04/02/2010 Если возможно, сообщите свои почтовые координаты.Есть профессиональный интерес и опыт по раннему распознаванию отказов оборудования АЭС

Готов сотрудничать, дискутировать, разрабатывать алгоритмы, внедрять в практику эксплуатации, не упираясь в стоимость работ и не опасаясь ответственности и риска при внедрении алгоритмов на реальных объектах.

Михаил Андреевич Кунаев, ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова,: тел.рабочий (812) 723-6748; моб.+7(921)325-3748 
e-mail: sbiz@inbox.ru

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
Стратегия обеспечения энергетической безопасности России

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2010
Михаил Андреевич!

Большое спасибо за точные разъяснеия в статье по отдельным вопросам. Выкрою время и непременно встречусь с вами. Тема раннего распознаания аварий на АЭС и своевременного их предупреждения архиважная, жаль не все руководители это понимают.

С уважением,
Ядерщик


[ Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2010
В предоставленной статье изложена небольшая часть вопросов оперативной диагностики. Причём эти вопросы даны в общей постановке. Конкретные технические решения, допущения, методы построения алгоритмов изложены в "Методике ...", разработанной коллективом авторов ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. Это открытый материал, по которому может быть открыта дискуссия или заключены деловые отношения. Автор


[
Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2010
Автор алгоритмов для участия в дискуссии пригашен не был.
--------------------------------------------------------------------
Как обычно - отчет и расчет делает профи, а решение принимают непричастные к теме лица!


[ Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2010
Действительно, в свей статье я приглашал всех заинтересованных "профи" к дискуссии по изложенным в статье вопросам и по всей проблеме в целом. По содержанию публикаций можно сделать вывод, что научная общественность и управляющие структуры дозревают до понимания актуальности проблемы и необходимости её решения. На следующих этапах общения возможно обсуждение конкретных положений методики построения алгоритмов оперативной диагностики. Автор


[
Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2010
Продолжение...
Чиновники от науки так и не поняли главного – нас напрочь не устраивает ни ВАБ ни ОАБ ни ДАБ, потому что мы не знаем плотности распределения вероятности отказа по времени следующих элементов АЭС РО:
арматура электроприводная                                                        1537 штук
арматура ручная                                                                            5486 штук
насосы                                                                                             103 штуки
клапаны регулирующие                                                                62 штуки
теплообменники                                                                             101 штука
привода СУЗ                                                                                   61 штука
шкафы УСБ                                                                                    415 штук
датчики аналоговые                                                                                  5700 штук
д

Прочитать остальные комментарии...


[ Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2010
Да, действительно, в наших российских условиях сегодня трудно найти показатели надёжности многих видов отдельных элементов энергетического оборудования: разных типов арматуры некоторых типов насосов, некоторых типов теплообменников, регулирующих и коммутирующих устройств и т.д. Разработки излагаемой методики пошли по другому пути построения алгоритмов ТД: для построения диагностической модели объекта использован метод структурного деления его на отдельные функционально-самостоятельны элементы и т.д. Далее по разработанной методике. Автор


[
Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2010
Продолжение... для В-320 1990г. разлива...

 
Таблица №1
 
табло сигнальных                                    778
приборов стрелочных                              167
приборов пишущих                                               10
дисплеев графических                            11
ключей управления                                  1093
ламп-индикаторов положения                            554
фрагментов информационных                            132
ключей управления авторегуляторами                         23
по неоперативному контуру управления соответственно:
Таблица №2
 
табло сигнальных                         54
приборов стрелочных                  13
приборов пишущих                                   20
дисплеев графических                 ----
ключей управления                                  191
ламп-индикаторов положения                 166
фрагментов информационных                ----
контуров управления авторегуляторами          61
из чего видно, что если перевести это все БЩУ–шное безобразие в биты, да продифференцировать по времени протекания аварии, а что получилось сравнить со скоростью обработки информации в башке оператора, то получим абсолютно точный, доказательный и расчетный ответ – оператор не справится. Почему? Разные производные по скорости прихода информации и по скорости ее обработки. Дельта этих производных и порождает ошибки оператора, т.е. аварию.


[ Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2010
Правильно, эта ситуация в науке называется "проклятие размерности". Для объектов 2-ого и 3-его поколения мы да всех информационных средств на пультах оператора, управляющего установкой посчитали количественные характеристики в битах, вводя практически оправданные допущения. Посчитали, с какой скоростью меняются информационные потоки, поступающие на пульт управления при нормальных условиях эксплуатации, когда всё оборудование исправно и работоспособно, и при появлении поломок, неисправностей, когда складываются нештатные или пред аварийные ситуации. Оказалось, что на на пультах управления корабельной АЭУ в нормальных условиях оператор должен перерабатывать 3,7 бит/сек, а при аномальной - 37 бит/сек, т.е потребная переработка информации увеличивается в 10 раз больше. А в тяжёлых аварийных ситуациях она возрастает в 100 раз - а это уже Чернобыль. В этих условиях ни 1 вундеркинд не справляется с безошибочной обработкой поступающей информации. А эргономические исследования показал
 и, что при этом у среднего человека количество ошибок, которые он допускает при обработке, увеличивается примерно по экспоненте от скорости.
Такой же анализ необходимо сделать для Вашего БЩУ, а результат вынести на обсуждение технического или научного совета предлагается с участием ЦКБ-проектанта и формировать предложения по внедрению других принципов формирования пультов управления по внедрению диагностики систем на средствах персональных компьютеров (таких сегодня выпускается сколь угодно много), и ... разработке оперативной диагностики объекта. Одновременно встают вопросы оного обучения операторов установки на БЩ постоянно действующих тренажёров и изменении режимов работы операторов. Вот путь, на котором удаётся в будущем обеспечить любым объектам, самым сложным и специфически защиту от нападения в аварии и катастрофы.
Человечество должно, наконец, научиться строить энергетические и всякие специальные объекты безаварийными. Автор




[
Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2010
На основании множества выполненных теоретических и экспериментальных исследований человек-оператор, как специфическое звено в системе управления объектом, интегральное, интеллектуальное гибкое звено, к сожалению, всегда имеет показатель надёжности меньше 1.
-----------------------------------------------------------------
ответ ясен и предельно понятен!
Вывод - передать тактику распознавания аварий автомату, а право принятия стратегических решений оставить за оператором... пока... на начальном этапе развития средств технической диагностики...
Но поймет ли кто спецов в этом деле?
Навряд ли...

Ядерщик


[ Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2010
Согласятся ли специалисты с высказанным предложением в статье, с её выводами? Я думаю, согласятся, если ещё раз посмотрят статистику и ход развития средних, крупных и крупнейших аварий и техногенных катастроф в мире (не только в России, но и в США, Японии и д.р.). Причём, ни о какой передаче решения по распознаванию аномальных или пред аварийных ситуаций автомату оперативной диагностики речи не может. На первом этапе реализации соответствующих алгоритмов будет только помощь этого автомата для оператора пульта управления. Этот автомат сначала, как школьник - будет только учиться, и его нужно будет учить и корректировать в течении N лет. И только после этого он на равных будет допущен к анализу "туманных" ситуаций с перспективой стать в будущем надёжнейшим гарантом без аварийности объекта управления и последним спасательным звеном при катастрофических ситуациях. Автор


[
Ответить на это ]


Re: «Электронный мозг? У нас достаточно рабочих» (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2010
"Этот автомат сначала, как школьник - будет только учиться, и его нужно будет учить и корректировать в течении N лет. И только после этого он..."

У девушек это называется конфетно-букетный период, и они тоже не прочь его продлить. На месте женихов напрашивается следующая реакция: обучение автоматов - за свой счет, и на своей площадке, когда дозреет, будем говорить об покупать.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.17 секунды
Рейтинг@Mail.ru