proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[30/11/2009]     Требуются действия

В.А.Перовский, главный специалист ОАО «ГИ «ВНИПИЭТ»

Под треск пропаганды о возрождении флота исчезают важные элементы базирования (начало здесь)

В июле 2009 г. в Северодвинске прошло совещание «О перспективах развития подводных сил ВМФ». Руководивший совещанием Президент Д.А. Медведев заверил, что даже в условиях кризиса «к 2020 году будет завершено строительство боевого ядра военно-морских сил Российской Федерации» («Российская газета», 27.07.2009 г.). Чуть позже, подводя итоги войсковых учений «Запад-2009», Президент не преминул коснуться флотских проблем, заявив: «Мы сможем за ближайшее десятилетие воссоздать ВМФ на том уровне, который нужен государству. А государству нужен сильный ВМФ» («Российская газета», 28.09.2009 г.).


В подтверждение сказанного начались ходовые испытания головной рпксн пр. 955 «Юрий Долгорукий», к 2015 г. флот должен получить 8 подобных кораблей. Там же на «Севмаше» 26.07.2009 г. заложена вторая многоцелевая ПЛА пр. 855 «Казань», предполагается постройка 7 таких ПЛА. Ведется модернизация атомного крейсера «Адмирал Нахимов». Существует проект целевой программы «Авианосное соединение» («ВПК». № 22, № 39, 2009 г.). И хотя судпром не достиг былой эффективности производства, налицо явные подвижки по строительству кораблей для атомной группировки ВМФ.

Остается открытым вопрос обновления базовых средств технологического обслуживания. Морально устаревшие и исчерпавшие свой ресурс БТБ ликвидированы. Из 11 плавучих баз перезарядки сохранилось лишь три. О каком-либо изменении в деятельности по технологическому обслуживанию действующих ПЛА в связи с созданием СевРАО и ДальРАО не может быть и речи.  Появившиеся на заводах в Северодвинске и Большом Камне две береговые базы выгрузки (БКВ) пригодны лишь для работ с утилизируемыми ПЛА, содержащими «холодное» топливо. Формально ВМФ располагает тремя плавучими заводами перезарядки реакторов (№ 412 на Кольском п-ве, № 422 в Северодвинске, № 110 в Приморье), но это только фасад трёх оставшихся ПТБ пр. 2020, срок службы которых к 2015 году составит 30 лет. Не случайно заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал О.Бурцев отметил, что при ремонте атомных крейсеров «Нахимов» и «Лазарев» проблемной является перезарядка их реакторов («Эхо Москвы», 30.10.2009 г.). В то же время в Технических управлениях СФ и ТОФ упразднены важные подразделения - отделы перезарядки реакторов. Статус флотских специалистов, координирующих деятельность в этой сфере, резко понижен. Приходится констатировать: под треск пропаганды о возрождении флота исчезают важные элементы базирования и управляющие структуры.

Разрыв между обновляемой группировкой атомных кораблей и исчезающими структурами технологического обслуживания грозит породить опаснейшие диспропорции при эксплуатации корабельных ЯЭУ. Реанимировать систему береговых технических баз прошлого века бессмысленно. Под вопросом фундаментальный принцип, гласящий, что «операции перегрузки топливных элементов активной зоны реактора в дальнейшем будут выполняться только силами и средствами ВМФ…» (цитируем по тексту акта приемки ПЛА «К-3», утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.01.1959). Облик будущей инфраструктуры в целом не просматривается, но некоторые приоритетные задачи можно сформулировать:


Переход на модель перезарядки реакторов на твердом основании с отказом от схем работ на плаву - родового дефекта 1960-х гг. Эллинги заводов «Звездочка», «Звезда», «Нерпа» позволяют совмещать ремонт ПЛА, перезарядку реакторов и упаковку ОЯТ на едином стапеле.


Справка В 1999-2001 гг. в эллинге ДВЗ «Звезда» были выгружены активные зоны из 16 реакторов, а в 2002 г. подобным образом на СРЗ «Нерпа» были разгружены 2 реактора «Курска». При создании громоздких БКВ в Северодвинске и Большом Камне проектанты предпочли вместо  твердого основания вернуться к архаичной модели работ на плаву.


Максимальная автоматизация процесса перезарядки реакторов с использованием модернизационного ресурса существующего перегрузочного оборудования.


обеспечение в проектах плавтехбаз нового поколения возможности хранения не менее 10 отработавших зон (7-8 зон размещать в охлаждаемых баках, 2-3 зоны - в контейнерах типа ТК-18).


Оценка  эффективности плавучего комплекса по переработке жидких РАО «Ландыш»
(Приморье, 2000 г.) с целью применения в местах базирования ПЛА в Заполярье и на Камчатке.

Но это лишь наброски к программным документам, ожидающим разработки.

Итоги конференции

На конференции, посвященной 50-летию первой перезарядки корабельного реактора, в апреле 2009 г. в С-Петербурге встретились военные моряки, представители промышленности, члены Ядерного общества, ветераны флота. Квалифицированное сообщество оценило состояние и перспективы развития базовых средств, необходимых для поддержания технической готовности корабельных ЯЭУ. Общий настрой конференции задавали профессура и преподаватели Военно-морского инженерного института (бывшей «Дзержинки»).

Автору статьи довелось длительное время заниматься перезарядкой реакторов на Северном флоте и иметь в этой области определенные, пусть скромные достижения. Они меркнут на фоне результатов преподавательского состава ВМИИ, создавших «с нуля» систему подготовки инженеров по специализации «Перезарядка ядерных реакторов» (чего нет ни в одном гражданском вузе). На голом энтузиазме и с минимальными затратами выстроен не имеющий аналогов стенд-тренажер, где в натуральную величину на серийном оборудовании смоделирован процесс вскрытия реактора и последовательного извлечения всех элементов активной зоны.

«Дзержинка» давно переросла статус образовательного учреждения и имеет все основания выполнять функции Научного руководителя проблемы «Перезарядка ядерных реакторов и обращение с ядерным топливом в корабельной энергетике» для родного Военно-морского флота. Еще больше оснований для того, чтобы ВМИИ возглавил разработку общей концепции с выделением приоритетов по обновлению разрушенной технологической инфраструктуры и исчезающих базовых средств обслуживания корабельных ЯЭУ. Не секрет, что различные центры, НИИ и КБ зациклены на преследовании собственных специфических интересов и живут в мире представлений, далеких от реальной жизни флота. Поэтому было бы целесообразным привлечение к концептуальным разработкам таких специалистов по эксплуатации и перезарядке ЯЭУ, как проф. В. Лебедев, к.т.н. В. Винокуров, к.т.н. А. Калинкин, В. Анитропов, А. Головатов - капитаны I ранга ( в запасе и действующие).

В свое время на записке Альберта Эйнштейна о возможности использования атомной энергии для военных целей президент США Франклин Рузвельт написал: «Это требует действий». Масштабы системы базирования для обслуживания корабельных реакторов не сопоставимы с Манхэттенским проектом, но также требуют действия. Самого незамедлительного.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.88
Ответов: 9


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Требуются действия (Всего: 0)
от Гость на 11/05/2012
Не секрет, что различные центры, НИИ и КБ зациклены на преследовании собственных специфических интересов и живут в мире представлений, далеких от реальной жизни флота. Справедливо на 100% Добрая отечественная традиция конструкторов техники - не интересоваться мнением тех, кто на этой технике будет работать. Огромное спасибо чудной конторе ЦКБМ за заклинивающий на морозе шибер ПБУ-шного оборудования, за трубу механизма наведения весом в 600 кг (труба, не несущая никакой нагрузки, имеет стенки 5 см), а от физиков отдельное спасибо за ключ для установки упор-заглушек (длиной 4м) котоым можно работать только втроем


[ Ответить на это ]


Re: Требуются действия (Всего: 0)
от Гость на 24/05/2012
Прошу прощения за опечатку. Контора, разумеется, называется ОКБМ и находится в Нижнем Новгороде


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru