proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[31/10/2005]     Развитие технической базы радиационного контроля атомного судостроения и ВМФ РФ

М.Н.Тихонов, старший научный сотрудник ГУП НИИ промышленной и морской медицины Минздрава РФ, Санкт-Петербург;
В.В.Довгуша, д.м.н., профессор, директор ГУП НИИ промышленной и морской медицины Минздрава РФ, Санкт-Петербург


Во второй половине XX в. в СССР было создано мощное ядерное приборостроение, которое полностью удовлетворяло запросы народного хозяйства, армии и флота, ядерной энергетики и промышленности в части измерений ионизирующих излучений. Именно ядерное приборостроение стало родоначальником глобальных территориальных приборных систем экологического мониторинга, позволяющего гибко изменять и наращивать объем выполняемых функций и измерительных задач в зависимости от конкретной ситуации в данном регионе.

Распад СССР, разоружение, резкое сокращение оборонных заказов существенно изменили потребность страны в изделиях ядерного приборостроения. В сложившихся экономических условиях, чтобы выжить, приборостроительные предприятия наряду с конверсией были вынуждены развернуть работы по диверсификации и перепрофилированию своей деятельности, ряд приборных заводов оказались за границей России. Структурная перестройка экономики страны привела к сокращению численности сотрудников, распаду сложившихся коллективов и к прекращению деятельности некоторых заводов ядерного приборостроения. В процессе перестройки экономики России эта самостоятельная отрасль науки и техники оказалась практически полностью разрушенной.

Массовый, технически и организационно не подготовленный вывод из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ), пик которого пришелся на 1993–1996 гг., вызвал резкое обострение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) на этих кораблях и в регионах их базирования [2–4]. В современных условиях ЯРБ является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности страны.

Если раньше сигнал SOS (Спасите наши души!) подавался лишь на морях и океанах, то сейчас все чаще его подают и на земле объекты атомного судостроения и Военно-морского флота (ВМФ). Последние бьют тревогу по поводу оснащенности, морального и физического износа радиационно-измерительной аппаратуры. Картина здесь вплоть до 2000 года оставалась удручающей (табл. 1, 2).

Таблица 1. Предварительный анализ оснащенности заводов Россудостроения аппаратурой радиационного контроля (на 20.07.2000 г.)



Средний возраст парка средств измерений в этой области 13–30 лет. Налицо разные по годам выпуска, степени погрешности, качеству и принципам измерений морально и физически устаревшие (советского, российского и различного зарубежного производства) приборы для измерения ионизирующих излучений. Отсутствуют современные системы слежения за поступлением и распространением радионуклидов в окружающей природной среде (ОПС), а также современная аппаратура радиационного контроля на кораблях с ЯЭУ и в пунктах их базирования. Налицо недостаточная укомплектованность кадрами и аппаратурой радиационного контроля подразделений радиационно-гигиенического профиля, осуществляющих контроль за радиоактивностью ОПС и облучением производственного персонала. Отсутствуют подвижные средства радиационного контроля и унифицированные ремонтно-градуировочные базы. В перечне основных задач по утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ вопросы создания современных программно-технических средств приборостроения для обеспечения ЯРБ занимают незначительное место.

Аналогичное положение с контрольно-измерительной аппаратурой на ВМФ. Недостаток финансовых средств приводит к непоставкам нужной аппаратуры и штатного оборудования.

Таблица 2. Предварительный анализ оснащенности заводов Россудостроения радиометрической и спектрометрической аппаратурой (на 20.07.2000 г.)



За последние 5 лет по данным ежегодных отчетов о работе радиобиологических лабораторий служб радиационной безопасности флотов основными проблемами являются:
– устаревшие, выработавшие свой ресурс, радиометры типа КРВП-2, -3, КРК-1, КРБ-2, УМФ-1500, -1500М, а также лабораторные средства подготовки проб к измерениям;
– используемые средства и методы позволяют только обнаруживать радиоактивное загрязнение (РЗ) в пробах путем измерения суммарной удельной (объемной) активности по бета-излучению без определения изменений радионуклидного состава проб (эти данные не пригодны для гигиенической оценки);
– имеются длительные перебои в снабжении лабораторий измерительной аппаратурой, образцовыми растворами, химическими реактивами и другими расходными материалами для исследований;
– практически отсутствует штатное оборудование для отбора объемных проб аэрозолей атмосферного воздуха, морской воды, а также проб почвы и грунта;
– при значительных площадях контролируемых территорий и акваторий лаборатории не оснащены специальными наземными и морскими транспортными средствами с радиометрической аппаратурой и средствами пробоотбора. Новый этап совершенствования системы обеспечения радиационной и экологической безопасности (РЭБ) на ОАС и ВМФ наступил в начале 90-х гг. и обусловлен:
– присоединением России к мораторию на сброс радиоактивных отходов (РАО) в море в соответствии с Лондонской конвенцией 1978 г.;
– принятием в середине 90-х гг. Закона РФ «О радиационной безопасности населения», выходом в свет НРБ-96, НРБ-99 и разработкой Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ);
– массовым выводом АПЛ I и II-го поколений из действующего состава ВМФ и необходимостью обеспечения РБ при содержании их в отстое.

В этот же период времени был подписан ряд основополагающих постановлений Правительства, касающихся вопросов обеспечения РБ. Эти постановления требуют проведения как организационных мероприятий, так и материальных затрат по созданию новых структур на ОАС, РТП «Атомфлот» и ВМФ и включения их в систему обеспечения РЭБ.

В 2000 – 2001 гг. на предприятиях ГМП «Звездочка» (г.Северодвинск) и ДВЗ «Звезда» (г.Большой Камень) были созданы комплексы по переработке РАО. Финансирование строительства осуществлялось Министерством обороны США по программе «Сокращение взаимной угрозы (CTR)» совместно с МНТЦ. В рамках этих проектов на предприятиях были вновь созданы радиометрические и радиохимические лаборатории, а также установлены объектовые системы АСКРО и ИДК (табл.3).

Лаборатории оснащены комплектами современной мебели, вытяжного оборудования, вспомогательными приборами и расходными материалами. Все приборы и методики выполнения измерений имеют необходимую метрологическую аттестацию. Персонал прошел 2-ступенчатое обучение. Лаборатории аккредитованы в Государственной системе ЛРК.

На РТП «Атомфлот» в рамках проекта «Мурманская инициатива» в 2002 г. введены в строй гамма-спектрометр с ППД (ОЧГ) и альфа-бета-спектрометрическая установка с жидким сцинтиллятором.

Таков фон и условия, при которых должны решаться задачи обеспечения РЭБ на ОАС и ВМФ на современном этапе.

При этом наибольшее влияние на систему обеспечения РБ в силу специфики ОАС и ВМФ оказывают два обстоятельства, вытекающих из требований федеральных норм и правил:
– необходимость выполнения требований по основным дозовым пределам и их производным (допустимым уровням излучений и активности сред);
– существующий порядок обращения с РАО и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).

Прежде всего необходимо отметить определенные трудности удовлетворения требований по основным дозовым пределам при их ужесточении.

Медико-гигиенические аспекты разработки мер по обеспечению РЭБ на этапах вывода из эксплуатации и комплексной утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ носят достаточно специфический характер и состоят из обеспечения РБ: персонала, непосредственно связанного с разделкой указанных выше кораблей с ЯЭУ; населения, проживающего вокруг ОАС, а также защиты ОПС от РЗ как в процессе работ, так и при всех стадиях обращения с образующимися РАО и ОЯТ. Каждое направление несет в себе специфику исследования:
– отбор и анализ проб объектов окружающей среды,
– гамму-съемку территории и прилегающих акваторий,
– определение доз гамма-излучения на местности,
– оценку состояния здоровья работающих и населения.

С учетом массового вывода из эксплуатации и роста темпа утилизации АПЛ все значимее становится проблема формирования единой концепции создания и развития технической и научно-методической базы комплексного радиационного контроля ОАС и ВМФ. На ее основе должны формироваться научно-технические пути модернизации, разработки и внедрения нового приборно-методического комплекса, а также определяться основные направления НИОКР по изысканию перспективных научно-технических решений, способов и методов радиационного контроля на ОАС и ВМФ. Основополагающими положениями этой концепции должны стать следующие научно-технические принципы [5,6].

1. Использование единых радиационных критериев оценки радиационной опасности.

2. Комплексный учет всех радиационных факторов, определяющих радиационную обстановку на ОАС и объектах ВМФ, системный учет всего спектра существующих опасностей.

3. Максимальная унификация и взаимозаменяемость технической базы, использование модульного принципа построения для решения разнообразных задач. Общеизвестно, что структурно-блочный принцип построения из стандартных блоков необходимой аппаратуры (в том числе и достаточно специфичной, включая многоканальные и многомерные анализаторы) на этапе их настройки и проверки работоспособности требует минимума времени и средств.

4. Автоматизация процессов измерения, сбора и обработки в соответствии с едиными требованиями к качественным и количественным показателям информации.

5. Создание унифицированной автоматизированной ремонтно-градуировочной базы, позволяющей обеспечить техническое обслуживание, текущий и средний ремонт, поверку и восстановление градуировки непосредственно на местах.
В связи с изложенными принципами обоснованными являются предложения о расширении диапазонов измерений значений основных радиационных параметров и введение новых измеряемых параметров в интересах решения задач в условиях радиационных аварий. Всю совокупность средств радиационных измерений и контроля на ОАС и ВМФ предлагается объединить в унифицированные функционально связанные приборно-методические комплексы, имеющие модульную структуру построения, программно-управляемые блоки, единые базы хранения и каналы вывода информации. Эта совокупность средств включает:

1) носимые и стационарные приборы и комплексы, предназначенные для решения задач радиационного контроля непосредственно персоналом на радиационно опасных объектах. К ним относятся носимые измерители дозы – радиометры, индивидуальные измерители дозы и измерительные устройства к ним;

2) лабораторные комплексы радиационного контроля для стационарных лабораторий на базе информационно-измерительных технологий проведения комплексных радиометрических и спектрометрических измерений, радиохимического анализа и подготовки проб счетных препаратов;

3) средства для подразделений ликвидации последствий радиационных аварий в виде комплексов с учетом различных способов и специфики ведения радиационного контроля.

Для обеспечения эффективной эксплуатации приборов и комплексов радиационного контроля необходима современная автоматизированная контрольно-диагностическая и ремонтно-градуировочная база подвижных и стационарных мастерских. Особую группу составляют радиационно-поисковые приборы и комплексы, нацеленные на решение задач, главным образом в районах радиационных аварий, а также портативные приборы для инспекционного и оперативного контроля радиационной обстановки.

Принципиально иные задачи (по поиску, местоопределению, дезактивации локальных и точечных источников радиоактивного загрязнения) требуют применения нетрадиционных методов и способов радиационного контроля, разработки аппаратуры дистанционного обнаружения, пассивной локации и визуализации радиационных источников.

Каждому средству должно быть отведено определенное место в единой системе радиационного контроля, четко установлены взаимосвязи с другими элементами, обозначены конкретные задачи, определены форматы и объемы выдаваемой информации, передачи информации, а также предусмотрены технические решения по обеспечению автоматического тестирования работоспособности, определению неисправных узлов, поверке и градуировке с помощью унифицированных ремонтно-градуировочных средств.

Все эти средства радиационного контроля замыкаются на центральную ЭВМ, которая выбирает оптимальные решения, корректирует работы комплексов и систем, собирает и хранит информацию, принимает научно-обоснованные технические решения. Поддержка базы данных должна обеспечиваться комплексом информационно-измерительных, программно-технологических и технических средств (включая каналы связи), функционирующих на уровнях соединений, объединений флотов и в целом на уровне ВМФ и Россудостроения.

Несколько слов о перспективах дальнейшего развития ядерного приборостроения для автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСКРО). Перечень технологических, экономических, научных и организационно-технических проблем, с которыми сталкиваются предприятия приборостроения, значительно обширнее изложенных.



Ядерное приборостроение за годы экономической реформы в России претерпело существенные изменения, пройдя путь от мощной государственной отрасли народного хозяйства в СССР до рыночной ниши, в которой конкурируют отечественные и мощные зарубежные приборостроительные фирмы, имеющие мировую известность. Зарубежные приборы выглядят предпочтительнее, существенно отличаются от аналогичной отечественной аппаратуры по внешнему виду, массо-габаритным характеристикам и сервисным возможностям, но практически не отличаются реализованными метрологическими характеристиками.

Отечественная аппаратура по своим измерительным параметрам и функциям, надежности, устойчивости к воздействию внешних факторов не уступает зарубежным аналогам, и в то же время намного дешевле их. Базовые конструктивы отечественных многоцелевых приборов вполне современны и принципиально могут служить основой для создания технической базы радиационного контроля на ОАС и объектах ВМФ. В данной области имеется уникальный научно-технический и интеллектуальный потенциал и налицо отставание от развитых стран по части внедрения своих разработок. Этот разрыв между возможностями и результатом надо преодолевать. Нужно как можно быстрее излечиваться от синдрома предвзятости и необъективности в оценках отечественного ядерного приборостроения, так как он тормозит развитие производства, приносит непоправимый вред развитию отечественной аппаратуры радиационного контроля.

Требуется выработка и реализация единой научно-технической политики в области ядерного приборостроения для ЕГАСКРО, в рамках которой должна разрабатываться аппаратура радиационного контроля на ОАС и ВМФ с учетом современных достижений информационных технологий. Перспективы дальнейшего развития АСКРО будут во многом определяться уровнем их оснащения типовыми унифицированными программно-техническими средствами и измерительно-информационными системами и приборами отечественного производства.

В заключение следует сказать, что выпуск современного аналитического, приборно-методического и радиационно-измерительного комплекса возможен только при учете особенностей обстановки, характерной для сегодняшнего дня и ближайшего будущего в финансово-кредитной, экономической и производственных сферах. Нужно объединить усилия разрозненных отраслевых предприятий приборостроения под единым государственным организационным и научно-техническим руководством для решения корпоративных задач Минатома, МЧС и Минздрава России. В условиях жесткой конкурентной борьбы за сферы влияния и рынки сбыта готовой продукции необходима интеграция отечественных производителей аппаратуры радиационного контроля.

Журнал «Атомная стратегия» № 4, декабрь 2002 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru