proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Атомный год 2016
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
В Питере теракт: в метро взрывы, жертвы. Что это? Кому выгодно?
Оппозиция действующей власти
Отголоски Сирийского конфликта
Украинский след
Другое

Результаты
Другие опросы
Актуальная тема
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.

[28/10/2005]     Предвидеть – значит предотвратить

А.А.Котельников, зам. руководителя Федерального агентства по атомной энергии

Ядерный и радиационный терроризм, назовем его терроризмом в ядерной области, является проблемой, заслуживающей самого пристального рассмотрения. Эта проблема с позиций разработки мер противодействия достаточно нова. В России она стала осознанной с середины 90-х годов, а работы, направленные на ее решение на государственном уровне, стали проводиться относительно недавно. В то же время следует отметить, что разработка моделей угроз совершения диверсионных актов, прогноз их радиационных последствий, защита ядерно– и радиационно-опасных объектов от этих видов угроз всегда являлись приоритетными и постоянно проводились с момента образования отрасли.

Понимание угроз, определение целей и задач обеспечения ядерной и радиационной безопасности в разные периоды создания, становления и развития отрасли были различными. Большой интерес с нашей точки зрения представляет положительный опыт обеспечения ядерной и радиационной безопасности, полученный в период создания и становления отрасли (период существования СССР). Тогда основной угрозой считался диверсионный акт или преступники извне (с нашей точки зрения те же террористы). Поэтому основным принципом решения проблемы безопасности являлся контроль за персоналом и населением. Практически этот принцип в основном реализовывался на основе создания необходимых технических средств охраны и разрешительных систем. Все решения по этим средствам и системам для создаваемых объектов отрасли принимались на правительственном уровне.

Можно констатировать следующее:

1. Система охраны объекта создавалась с характеристиками, многократно превышающими современные требования по обеспечению безопасности, изложенные в современных правилах по физической защите;

2. Эти системы существуют на объектах и до настоящего времени поддерживаются в рабочем состоянии и достаточно эффективно эксплуатируются;

3. Сегодня в отрасли проводятся работы по модернизации и дооснащению их современными техническими средствами обеспечения безопасности и системами контроля (системами телевизионного наблюдения, автоматизированного контроля доступа и др.).

4. По нашему мнению, целевое назначение систем обеспечения охраны периода того времени и современных систем физической защиты (СФЗ) по определению являются практически одинаковыми – обнаружение любого несанкционированного проникновения злоумышленников (террористов) через ограждение и пропускные пункты.

В этот же период была создана система учета и контроля (СУиК) ядерных материалов (ЯМ). Основной принцип системы, например, по урану и его солям состоит в том, что при производстве осуществляется их зачисление непосредственно в государственный фонд, а выдача для производства работ с ними осуществляется только по целевому решению Правительства. Централизованная система эффективно работает и в настоящее время. Тем более, что определения и требования к назначению СУиК ЯМ остались неизменными с момента основания отрасли. Система контроля ЯМ предназначена для предотвращения несанкционированного перемещения ЯМ и выявления хищений или незаконных операций, если это произойдет. Систему контроля можно рассматривать как элемент физической защиты.

Наше поколение должно быть благодарно специалистам периода становления отрасли, создавшим основы СФЗ объектов и СУиК ЯМ, удовлетворяющих современным требованиям и обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность Российской Федерации в современный период ее развития.

«Черный» рынок и «бесхозные» РВ

В новых условиях непосредственно Федеральным агентством проводятся значительные работы, направленные на предотвращение ядерного и радиационного терроризма на объектах отрасли.

К ним в первую очередь относятся:

• поэтапное наращивание возможностей существующих систем охраны объектов до уровня требований, принятых правилами физической защиты;

• совершенствование государственной системы учета и контроля радиоактивных материалов (РМ).

Эти работы являются необходимыми, но сложившаяся в мире и Российской Федерации ситуация по терроризму показывает, что их может быть недостаточно.

Во-первых, даже самая совершенная система СУиК позволяет с определенной степенью оперативности фиксировать только факты утери (хищения) «легальных» РМ. При отсутствии информации о бесхозных материалах, этих меры очевидно недостаточны.

Во-вторых, деятельность террористических группировок, их связь с международными террористическими центрами, возникшие в России проблемы: утрата нравственных ориентиров, моральных и духовных ценностей, наркомания, ослабление порядка в обществе (криминализация, коррупция, общественный нигилизм и др.) заставляют рассматривать угрозу терроризма в ядерной области как одну из важнейших составляющих угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Проблема борьбы с ядерным и радиационным терроризмом должна быть отнесена к числу приоритетных направлений деятельности государства.

Важным обстоятельством является также факт, что практически одновременно с развитием атомной промышленности началась эпоха широкого внедрения в народное хозяйство многочисленных прогрессивных технологий, основанных на применении радиоизотопной продукции. Одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков такой продукции на внутренний и внешний рынки является Минатом России (сейчас ФААЭ). Только в настоящее время ФААЭ производит и поставляет около 2000 наименований изделий радиоизотопной продукции на основе 350 изотопов. При этом, если в системе ФААЭ сохраняются и наращиваются меры по контролю за движением радиоактивных материалов (РМ), то в других ведомствах аналогичные системы находятся, зачастую, на зачаточном уровне.

Ситуация существенно усугубилась после распада СССР. Резко усилились тенденции и условия, способствующие возможности проявления терроризма в радиационной области. Приведем несколько примеров.

Распад Союза обусловил возможность появления на «черном рынке» «бесхозных» радиоактивных веществ (РВ) и изделий на их основе. Все объясняется достаточно просто. В отличие от Минатома, где СУиК успешно функционировала и функционирует сейчас, проводятся активные работы по введению в эксплуатацию информационно-аналитического центра СУиК радиоизотопной продукции, в ряде ведомств и субъектов федерации, (не говоря о бывших республиках СССР) владеющих значительным количеством радиоизотопной продукции, СУиК не существует, работы по ее созданию не завершены, либо учет ограничивается первичной инвентаризацией. Объяснить это можно тем, что система использования радиоизотопной продукции и обеспечения ее безопасности создавалась в начале 60 -х годов в условиях, когда возможность и последствия несанкционированного доступа к ней не анализировались. Не было предъявлено и соответствующих требований к системе их учета и контроля.

Сегодня перечень объектов использования атомной энергии, на которых осуществляется государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности, определены Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»:

• ядерные установки – 213;

• пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов – 454;

• радиационные источники в народном хозяйстве – 16745;

• пункты хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в народном хозяйстве – 1508 .

Функции государственного управления ядерной и радиационной безопасности вышеприведенных объектов возложены на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Созданные на этих объектах системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности нацелены на максимально возможное снижение угрозы последствий в случае технологических, техногенных аварий с радиационными последствиями и не в полной мере предназначены для решения задач, связанных с предупреждением, в крайнем случае, снижением угрозы проявления актов терроризма в их отношении.

Трагические сценарии

Какие же угрозы терроризма возможны в ядерной области?

Оценка имеющихся зарубежных и отечественных данных по терроризму показывает, что современное понимание терроризма в ядерной и радиационной областях рассматриваются по следующим видам угроз:

• захват ядерного оружия террористической группой. Событие является маловероятным, однако это возможность, которую нельзя исключать. Последствия могут быть катастрофическими. Объектами возможных атак террористов могут быть транспорт с ядерными боеприпасами, отдельно дислоцированные хранилища с ядерным оружием и др. Возможность проявления такой угрозы в России необходимо изучить соответствующими аналитическими органами, в первую очередь, для последующего принятия решения по ее недопущению;

• приобретение террористами ядерного материала в количестве, достаточном для изготовления ядерного оружия. Первичная угроза – изготовление ядерного оружия представляется маловероятной, однако такую возможность нельзя не учитывать. Более вероятно создание устройства с использованием обычного взрывчатого вещества и начинки из ядерного материала или радиоактивного вещества (так называемой «грязной» бомбы). Применение такого устройства характеризуется тяжелыми радиологическими последствиями для населения и окружающей среды;

• приобретение других радиоактивных материалов с целью создания радиологической опасности путем распыления радиоактивных веществ в атмосфере или водной среде. Другой вероятный вариант – умышленное размещение неэкранированного радиоактивного вещества в общественном месте с последующим оповещением. Вероятными целями такого вида радиационного терроризма могут быть: административные, информационные, телекоммуникационные центры; транспортные коммуникации, вокзалы, метро, а также места проведения массовых мероприятий, источники водоснабжения и другие объекты жизнеобеспечения. Следует отметить, что радиационный терроризм с использованием радиоактивных веществ потенциально наиболее прост и доступен в плане создания реальной угрозы. Эти угрозы могут готовиться в местах массового скопления населения с целью нанесения максимального ущерба, либо с целью создания информационного шантажа и создания панических настроений;

• риски, связанные с ядерными установками, включающие возможность физического нападения или диверсии с целью создания радиационной опасности. Радиологические последствия могут быть значительными и соизмеримыми с наиболее известными техногенными катастрофами. При этом следует учитывать, что террористический характер акции может проявляться как результат атаки на систему энергоснабжения, информационно-управляющую систему и любую систему обеспечения ядерно– или радиационно-опасного объекта вообще. Необходимо также учитывать устойчивость объекта в отношении угроз техногенного и природного характера.

Оценка реальной опасности каждого из приведенных видов угроз сложна и специфична для каждого конкретного случая, одновременно, как и масштаб последствий, будет зависеть от целого ряда обстоятельств.

Приведенные данные по угрозам могут быть приняты как вариант за основу при определений основных целей и задач, организации и порядка функционирования российской системы противодействия терроризму в ядерной и радиационной областях. Они же позволяют дать развернутое определение понятия терроризма в ядерной и радиационной областях: ядерный и радиационный терроризм – использование или угроза использования ядерного оружия, радиоактивных веществ и/или источников ионизирующего излучения, а также захват или попытка захвата, разрушение (повреждение) или попытка разрушения (повреждения) объектов атомной энергетики и промышленности, объектов Минобороны России, осуществляющих хранение и эксплуатацию ядерного оружия; автомобильного и железнодорожного транспорта с ядерным оружием или ядерным материалом, источниками ионизирующего излучения, радиоактивными веществами; предприятий, осуществляющих хранение (захоронение) радиоактивных отходов для достижения политических, экономических, военных и иных целей.

Как противостоять угрозам

Что же необходимо делать? Признание, как вариант вышеперечисленных угроз в ядерной области является основанием для создания государственной системы противодействия актам этого вида терроризма, объединяющей силовые, политические и экономические усилия, а также организация международного взаимодействия по принятию и реализации антитеррористических мер.

Целью создания и функционирования такой системы является превентивное выявление угроз совершения акций ядерного и радиационного терроризма и предпосылок к возникновению ситуаций, способствующих их осуществлению, предупреждение и пресечение на ранней стадии этих акций, информационная поддержка оперативно-розыскных мероприятий в отношении экстремистски настроенных лиц, организованных преступных группировок, подозреваемых в подготовке акций или виновных в их осуществлении, участие в мероприятиях по ликвидации возможных последствий акций ядерного и радиационного терроризма. При этом государственная система противодействия терроризму, в том числе ядерному и радиационному, должна обеспечить снижение риска возникновения этих угроз и возможных последствий до уровня минимальной опасности для общества и государства.

По нашему мнению, система противодействия ядерному терроризму предполагает создание трех функциональных уровней:

• федерального,

• ведомственного,

• объектового.

Функциональные уровни системы предназначены:

– федеральный – для поддержания функционирования федеральных органов исполнительной власти в режиме постоянной готовности к предупреждению, выявлению и пресечению конкретных акций и устранению причин и условий их проведения;

– ведомственный – для создания благоприятных условий для координации действий федеральных и региональных структур (ФСБ, МВД, МЧС, администраций объектов) и реализации взаимодействия и управления привлекаемыми силами на основе заблаговременного планирования;

– объектовый – для поддержания постоянного функционирования систем учета и контроля ядерных материалов, систем физической защиты, административного режима функционирования и постоянной готовности привлекаемых дежурных сил и средств.

В настоящее время определен облик российской системы противодействия ядерному и радиационному терроризму, установлен перечень объектов использования атомной энергии, находящихся под антитеррористической защитой, определены основные задачи, состав сил и средств, порядок функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в предупреждении, выявлении и пресечении ядерного и радиационного терроризма и ликвидации (локализации) его последствий. Структура и задачи этой системы являются предметом отдельного рассмотрения.

Опасность номер один

Создание национальной системы противодействия ядерному и радиационному терроризму предполагает также организацию борьбы с незаконным оборотом радиоактивных материалов (НОРМ), как его потенциальным источником, которая рассматривается на современном этапе как превентивная мера и основа организации борьбы с терроризмом в ядерной и радиационной областях на территории России.

Национальная система реагирования на угрозы ядерного и радиационного терроризма должна создаваться как единое организационное, информационное и логическое целое с системой борьбы с НОРМ. Эта проблема должна решаться в первую очередь на национальном уровне. В этой связи Правительством Российской Федерации и Федеральной антитеррористической комиссией принят ряд документов, направленных на создание государственной системы противодействия НОРМ.

Под национальной системой противодействия НОРМ следует понимать скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, которые по своим функциональным обязанностям привлечены для предупреждения и пресечения актов ядерного и радиационного терроризма, обнаружения фактов НОРМ и реагирования на них. При этом система должна иметь центральный компетентный рабочий орган для выработки решений по оценке степени возможной угрозы и принятия превентивных мер. Это позволит в дальнейшем координировать работу национальных систем на международном уровне. На первом этапе эта задача представляется особенно актуальной для государств, обладающих ядерно-оружейными технологиями.

В период 2000-2004 годов проблема противодействия НОРМ была подвергнута глубокому анализу Минатомом России (ФААЭ) совместно с ФСБ России и МВД России. Проведенный анализ позволил выделить три основные задачи противодействия НОРМ и рассмотреть их в различных аспектах, которые могут иметь место при противодействии НОРМ:

1. Предупреждение НОРМ: государственное лицензирование видов деятельности в сфере оборота радиоактивных материалов; учет и контроль радиоактивных материалов; физическая защита радиоактивных материалов; таможенный контроль на границе, контроль экспорта-импорта радиоактивных материалов.

2. Выявление НОРМ: организация и приборное обеспечение обнаружения; экспертиза и идентификация радиоактивных материалов на месте, определение профессионального риска и угрозы населению; определение принадлежности (последнего владельца), материала, организация дополнительной экспертизы в специализированных центрах и лабораториях в т.ч. в зарубежных институтах и центрах, организация доставки радиоактивного материала к местам проведения экспертизы; создание и использование ведомственного банка данных НОРМ, использование банка данных МАГАТЭ.

3. Пресечение НОРМ: задержание субъекта оборота, радиоактивного материала, досмотр транспорта, багажа; изъятие, конфискация радиоактивных материалов; возврат владельцу с целью дальнейшего использования или утилизация, захоронение изъятых радиоактивных материалов.

От теории к практике

В силу особенности физических свойств радиоактивных материалов эффективное решение задач противодействия НОРМ в плане обнаружения, экспертизы и идентификации на месте и углубленной экспертизы практически невозможно без специального приборного оснащения заинтересованных органов, структур и организаций. Создание необходимого приборного оснащения является важной задачей ФААЭ в этой проблеме.

Проведенные исследования позволили определить три основных вида необходимых приборов:

– портативные приборы – наиболее массовый вид для быстрой и качественной оценки подозрительных материалов неквалифицированным персоналом.

Основные требования: автономность, стойкость к внешним воздействиям, минимум необходимой подготовки и обслуживания;

– ручные и мобильные приборы – для локализации и идентификации радиоактивных материалов по характерным признакам, а также проведения экспертизы на месте. Приборы предназначены для работы специалистов. Основное требование – высокая чувствительность, обеспечивающая возможность поиска по площадям и обнаружение слабых полей излучения от низко активных источников или от хорошо экранированных радиоактивных материалов на большом расстоянии; стационарная контрольная аппаратура – мониторы для контроля непрерывного потока людей, багажа и транспорта на пограничных контрольных пунктах, дорожных контрольных постах, в аэропортах, вокзалах, портах.

Кроме того, современные технологии позволяют создавать высокочувствительные портативные и мобильные приборы, обеспечивающие возможность скрытного обнаружения радиоактивных материалов в т.ч. в людских и транспортных потоках.

Использование широкого спектра приборов потребует организации системы специальной подготовки специалистов практически всех заинтересованных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в противодействии НОРМ.

Федеральное агентство проводит работы по построению Государственной системы предупреждения и пресечения НОРМ. При этом обеспечивается информационное и логическое единство структур данных, формируемых и используемых при решении задач физической защиты, учета и контроля ядерных и радиоактивных материалов, противодействия ядерному и радиационному терроризму. В ходе работ определяются основные направления деятельности и вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. При этом единый информационный центр как орган Государственной системы создается при Федеральном агентстве.

По инициативе ФААЭ совместно с МВД России, ФСБ России и МИД России, а также с привлечением других заинтересованных министерств и ведомств разработан и находится в стадии согласования проект временного положения о государственной системе противодействия незаконному обороту радиоактивных материалов на территории Российской Федерации и ее государственной границе.

Для отработки вопросов взаимодействия структурных составляющих системы на первом этапе проектом предполагается создание опытного района, как фрагмента системы противодействия НОРМ. Основная цель создания опытного района является решение проблемы отработки федеральной системы превентивных мер борьбы с ядерным и радиационным терроризмом. При этом ФААЭ исходит из того, что проблема не может быть решена разделением усилий ведомств, а требует федеральной кооперации. Проработка проблемных вопросов в опытном районе может существенно продвинуть в программном и практическом плане решение этой актуальной задачи. Следует также отметить, что все вопросы, связанные с созданием системы, носят конфиденциальный характер, и не должны стать инструкцией для ее преодоления террористами.

Следует отметить, что НОРМ представляет собой серьезную угрозу международному сообществу. С этим необходимо бороться сообща, используя все эффективные в стоимостном отношении методы и способы. Международный обмен информацией по вопросам нераспространения ядерного оружия, противодействия ядерному терроризму и НОРМ между соответствующими национальными органами может осуществляться на основе двусторонних и многосторонних соглашений. На первых порах необходимо сотрудничество между государствами, обладающими ядерным оружием. При этом важно определить объем базы данных, который предполагает интеграцию существующих информационных систем правоохранительных органов государств, компетентных органов в области использования атомной энергии и силовых ведомств, в которых накапливается информация по линии борьбы с ядерным и радиационным терроризмом и НОРМ.

Нуждаются в развитии и совершенствовании национальные законодательства в области предотвращения и пресечения актов ядерного и радиационного терроризма.

На первом этапе представляется полезным разработка международных правовых норм в этой области. Добровольное согласие государств на включение этих норм в собственное законодательство позволило бы постепенно сформировать правовую основу для международного сообщества в области борьбы с этой угрозой.

На законодательном уровне

В плане решения проблемы законодательного обеспечения борьбы с ядерным, радиационным терроризмом и НОРМ в Российской Федерации целесообразно рассмотреть следующие направления работ:

1. Разработка Федерального перечня угроз радиоактивным материалам (ядерным материалам, радиоактивным веществам, источникам ионизирующего излучения) и ядерным установкам и определение на федеральном уровне модели нарушителя. Без этих документов невозможно построить гарантированную физическую защиту материалов и объектов.

2. В рамках ФЦП «Антитеррор» разработать концепцию антитеррористической защиты ядерно– и радиационно-опасных объектов.

3. Разработка нормативной правовой базы по регулированию вопросов предупреждения ядерного, радиационного терроризма и НОРМ. Разработка Положения о государственной системе противодействия НОРМ.

4. Определение государственного компетентного органа по вопросам предупреждения ядерного, радиационного терроризма и противодействия НОРМ и разработка Положения о государственном компетентном органе по вопросам противодействия НОРМ.

5. Разработка законодательных актов о внесении изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты и распорядительные документы, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, силовых ведомств и структур по выявлению и пресечению незаконного оборота радиоактивных материалов в свете проводимой административной реформы. Необходим, на наш взгляд, и федеральный закон «О физической защите».

6. Разработка законодательных актов о внесении изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации о введении уголовной ответственности за недонесение о готовящихся актах, либо выявленных фактах незаконного приобретения, передачи, владения, перемещения, распространения (незаконного оборота) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, радиоактивных источников и отходов, а также об усилении ответственности за преступления террористического характера с использованием радиоактивных материалов.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ФСБ России формирует федеральную целевую программу (ФЦП) «Антитеррор (2005-2007 годы)» с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Предложения Минатома России (ныне Федерального агентства по атомной энергии) учтены совместно с предложениями федерального агентства по промышленности отдельным разделом «Создание межведомственной системы контроля оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых химических веществ, радиоактивных материалов и мобильных комплексов их обнаружения в целях упреждения террористических акций».

Наши предложения нацелены на создание к 2007 году опытной сети подвижных лабораторий радиационного контроля (ПЛРК), оснащенных мобильными комплексами радиационного мониторинга, поиска, локализации и идентификации радиоактивных материалов, которые могут быть доукомплектованы средствами обнаружения оружия, взрывчатых, наркотических и других опасных веществ и предметов.

Дополнительная актуальность проблемы вытекает из прогнозов развития мировой экономики. Не обсуждается тот факт, что мировые запасы углеводородного сырья для энергетики будут исчерпаны уже в ближайшие десятилетия. В таких условиях дальнейший прогресс мировой экономики не оставляет альтернативы развитию и увеличению роли атомной энергетики (в ближайшие годы ядерной, а в перспективе – термоядерной) в обеспечении потребностей человечества. Ключевая роль ФААЭ в обеспечении энергетической независимости страны в этих условиях очевидна. Вместе с этим, неизбежным следствием данного сценария является рост радиоактивных материалов искусственного происхождения, являющихся продуктами атомной техники и энергетики. Федеральное агентство отчетливо понимает свою ответственность перед страной за недопущение появления данных материалов в незаконном обороте и готов приложить все усилия в принятии превентивных мер противодействия ядерному и радиационному терроризму.

Журнал «Атомная стратегия» № 12, июль 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Физики против терроризма
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Физики против терроризма:
Аппаратура защиты от радиационного терроризма

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 3.12
Ответов: 8


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru