proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/10/2005]     Проблемы РАО и ОЯТ: перспективы их решения

А.М.Агапов, к.т.н., начальник Управления ядерной и радиационной безопасности ФААЭ;
Р.В.Арутюнян, д.ф.-м.н., первый заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики;
С.Н.Брыкин, к.т.н., начальник Центра Всероссийского научно-исследовательского института химической технологии;
С.В.Казаков, к.т.н., заместитель директора отделения Института проблем безопасного развития атомной энергетики;
Г.А.Новиков, д.т.н., заместитель начальника Управления ядерной и радиационной безопасности ФААЭ


Принципиальной особенностью ядерных энерготехнологий, и тем более инновационных ядерных технологий с замкнутым топливным циклом, по сравнению с традиционной тепловой энергетикой, является сохранение подавляющей части вредных для здоровья и окружающей среды радиоактивных продуктов в пределах технологических защитных барьеров на всех стадиях производства топлива для АЭС и выработки электроэнергии, вплоть до окончательного захоронения РАО (рис.1).

Именно это обеспечивает высокую экологичность атомной энергетики, одновременно создавая повышенную потенциальную опасность с точки зрения маловероятных запроектных аварий на конкретном объекте.

Сохранение внутри длительного (десятки, сотни лет) технологического цикла подавляющей части потенциально вредных радиоактивных веществ требует особой организации системы обращения с РАО и ОЯТ, специальной системы государственных гарантий безопасности, включая страхование рисков, связанных с весьма редкими событиями (запроектные аварии), которые, тем не менее, могут иметь масштабные социально-экономические последствия.



Рис. 1. Экологическая безопасность ЯТЦ

Ядерные энерготехнологии и система обеспечения их безопасного функционирования, в силу своей специфики (высокая энергоемкость топлива, передовые научные конструкторские и технологические решения и др.), изначально развивались и формировались, по сути, в рамках философии устойчивого развития и хорошо адаптированы к ней: защита человека и природы от негативного влияния человеческой деятельности, снятие бремени с будущих поколений, сохранение энергоресурсов и биоресурсов окружающей среды.

Тепловая энергетика, потребляющая не возобновляемый ресурс, предполагает попадание в открытую окружающую среду вредных продуктов в процессе производства, наносящих значительный постоянный фактический ущерб здоровью человека и окружающей среде.

Необходимое условие развития атомной энергетики и ядерных технологий в целом – убедительное и практическое доказательство возможностей решения таких технолого-экологических проблем как:

1. Предотвращение тяжелых (со значимым выходом радиоактивных веществ) аварий на ЯЭУ, ядерно- и радиационно-опасных объектах ЯТЦ и других потенциально опасных объектах отрасли;

2. Безопасное обращение с РАО, в том числе с теми, которые не могут быть вовлечены в ЯТЦ.

Наиболее острыми вопросами, ставшими фактически камнем преткновения в принятии обществом очевидных преимуществ, стратегических перспектив и необходимости развития использования атомной энергии, в первую очередь ядерных энерготехнологий, стали гипертрофированные и далекие от фактических представления, и даже заблуждения, о радиологических последствиях радиационных аварий и серьезные опасения в возможности обеспечения долговременной безопасности обращения с РАО и ОЯТ.

Долговременный характер производственного цикла обращения с РАО до их окончательного захоронения обуславливает создание государственной или может быть даже межгосударственной системы гарантий безопасности системы обращения с РАО и ОЯТ. Это означает, что именно государство должно взять на себя полную ответственность за создание таких систем страхования рисков при обращении с РАО И ОЯТ и обеспечить гарантии исполнения обязательств в долговременном плане.

На протяжении десятилетий проблеме обращения с РАО не уделялось должного внимания, как в части накопленных РАО «оборонного» происхождения, так и РАО, образующихся в текущей деятельности АЭС и других предприятий ЯТЦ.

Более 99% всех видов РАО России сосредоточено на предприятиях Агентства (табл. 1).

Подавляющая по активности часть РАО накоплена на комбинатах ЯТЦ. Наибольшее количество РАО накоплено на ФГУП «ПО «Маяк».

Аналогично выглядит ситуация и с годовым накоплением РАО (табл. 2).

Что касается переработки РАО. На 25 предприятиях ФААЭ эксплуатируются 35 установок и комплексов по переработке радиоактивных отходов. В их числе 26 установок (цементирования, битумирования, остекловывания, кальцинации, упаривания, очистки сбросных вод, фракционирования ВАО), предназначенных для переработки ЖРО, и 9 установок для переработки ТРО – сжигания, прессования, плавления.

За год предприятиями Росатома перерабатывается около 3,4 млн куб. м РАО общей активностью 4,2•1018 Бк. Годовые объемы переработки РАО увеличились более чем в 2 раза по сравнению с 2000–2001 гг.

Следует подчеркнуть, что темпы переработки радиоактивных отходов, в целом, по-прежнему остаются недостаточными, и это ведет к их накоплению, хотя темпы накопления РАО в последние годы снижаются. Рост объемов накопленных отходов связан с нехваткой необходимых мощностей по их переработке, особенно в части твердых РАО.

По переработке высокоактивных ЖРО достигнута устойчивая тенденция к снижению объемов и активности жидких ВАО (перерабатывается больше чем образовывается). Объем переработанных ЖРО за весь период эксплуатации установок составил более 150 млн м3. Количество переработанных ТРО – около 50 тыс. т (активностью порядка 1,0•1013 Бк).

Анализ действующей на сегодня схемы обращения с РАО показал, что:

• Методы обращения с РАО, включая их переработку, в основном, существуют.





• Экономические механизмы кооперации и координации работ по различным этапам обращения с РАО явно недостаточны или отсутствуют.

• Нет единой системы обращения с РАО в Росатоме и Российской Федерации. Отсутствует стратегия и управленческие решения по окончательному захоронению, приповерхностному хранению, необходимым пунктам обращения с различными РАО (заводские, региональные, федеральные).

• Смешаны в единый конгломерат обращение с РАО от предыдущих оборонных программ и РАО от текущей коммерческой деятельности предприятий.

• Требуется финансирование из федерального бюджета на утилизацию РАО оборонной деятельности и включение в цену продукции, работ и услуг обращения с РАО текущей деятельности.

• Финансирование по общим проблемам обращения с РАО не консолидировано. Принятая в мире практика создания долгосрочных фондов по обращению с РАО в России практически не используется.

• Существует острая необходимость создания в Российской Федерации современной рыночной и эффективной системы обращения с РАО от текущей деятельности.

Для ее создания необходимо:

• Разработать и утвердить в Правительстве доктрину обращения с РАО. Доктрина должна содержать тактику обращения (схемы, приемы) с разными РАО (НАО, САО, ВАО), включающая в том числе проект единой системы обращения с РАО в РФ.

• Разработать перечень постановлений Правительства и других нормативных актов для реализации доктрины обращения с РАО и функционирования системы обращения.

• Определить источники финансирования актуальных работ в области обращения с РАО и утвердить их финансирование в ФААЭ и Правительстве РФ.

• Решить ряд научно-технических и организационных вопросов, в первую очередь, по решению задач по обращению с накопленными РАО прежнего «оборонного» происхождения.

Актуальность задачи системы обращения с РАО возросла с учетом появления новых рисков:

• Ослабления системы учета и надзора за использованием ИИИ и РАО.

• Терроризма.

• Усиления международных требований к безопасности использования ИИИ и обращения с РАО.

• Отсутствия желания организаций платить за утилизацию ИИИ и обращение с РАО.

• Наличия ядерных материалов российского производства, в том числе высокоактивных РАО, в «горячих точках».

Отметим, что на сегодня существуют все необходимые предпосылки для создания в Российской Федерации современной рыночной системы обращения с РАО от текущей деятельности.

Вопросы обращения с ОЯТ неразрывно связаны с перспективами развития ЯТЦ. В настоящее время разработана и утверждена отраслевая концепция обращения с ОЯТ. Ведутся работы по созданию нового хранилища на ГХК. Принципиальным вопросом возможности решения проблемы долгосрочного хранения ОЯТ является их финансовое обеспечение.



Рис. 2. Жизненный цикл РВ

В области обращения с РВ, и в первую очередь при обращении с РАО и ОЯТ, принципиально важен вопрос о замыкании цикла при разработке любой ядерной технологии. Речь идет не столько о собственно самих технологиях, сколько об организации деятельности органа управления использованием атомной энергии в этой сфере таким образом, когда РВ, используемые в технологиях, начиная от этапов проектирования технологий и заканчивая циклом обращения с этими РВ как с РАО, охвачены общей системой управления и надзора с гарантией безопасного обращения на всех этапах жизненного цикла РВ.

Производим источники и установки – должны предусматривать весь цикл от проектирования, изготовления, использования до утилизации.

Производим свежее топливо для АЭС, АПЛ и пр. – должны предусматривать инфраструктуры хранения и возвращения топлива на переработку или долговременное хранение. В процессе контролируем и регулируем переход их к различным собственникам.

Весь цикл должен быть увязан проектно. Готовность предприятий и организаций к выполнению работ – лицензия; безопасность разработанного, произведенного оборудования – сертификация; контроль обращения с РАО И ОЯТ со стороны органа управления; надзор за соблюдением федеральных норм и правил – органы госуправления и госнадзора. Вывод – единые проектные решения, внутренний и внешний контроль, развитие систем лицензирования, сертификации – система взаимодействия органов управления и органов регулирования.

Не следует забывать и о возможности конструктивного взаимодействия с общественными организациями.

Эти новые рычаги регулирования должны заменить прежние административные механизмы в решении задач безопасного обращения с РАО и ОЯТ.

Принципиально иного решения требует проблема РАО, накопленных в результате прошлой, прежде всего, оборонной деятельности. Она не может быть решена только за счет средств предприятий Росатома и требует консолидированных усилий государства и отрасли.

Проблемами ядерного наследия отягощены многие предприятия ЯТЦ. Наиболее остры и масштабны эти проблемы на ФГУП ПО «Маяк». В меньшей степени они присущи ГХК и СХК.

Опыт разработки Комплексного плана решения экологических проблем, связанных с текущей и прошлой деятельностью ФГУП ПО «Маяк» демонстрирует ресурсоемкость задач обеспечения экологической безопасности обращения с РАО и необходимость системного и комплексного подхода в их решении. Масштаб и сложность проблемы таковы, что их решение потребует значительного времени и значительных усилий. Ключевыми проблемами предприятия является обеспечение безопасности промводоемов: хранилищ жидких РАО и модернизация технологий обращения с РАО. Важную роль в выработке подходов к решению этой сложной проблемы сыграло привлечение ученых отраслевых научных центров (ВНИИПИЭТ, ВНИИХТ, ВНИИНМ) и РАН (ИБРАЭ, ИГЕМ).

Характерным примером экологически опасных решений прошлого, последствия которых трудно преодолеть, является создание Теченского каскада водоемов. Локализация радиоактивно загрязненных вод посредством последовательного создания системы плотин привела к накоплению более 350 млн м3 загрязненных вод. В настоящее время, в условиях продолжающейся более 10 лет повышенной водности в регионе, ТКВ представляет собой реальную и серьезную экологическую угрозу.



Рис. 3. Прогноз изменения уровня водоема В-11 до 2015 г. при сохранении существующей водности

Решение вопроса повышения уровня безопасности ТКВ требует выполнения ряда технически сложных и ресурсоемких проектов. Значительным резервом для их реализации является привлечение средств, поступающих от ввоза ОТВС зарубежных реакторов. На сегодня в планах ФААЭ и ФГУП «ПО «Маяк» имеется реализация нескольких специальных экологических программ, выполняемых за счет ввоза 252 ОТВС исследовательского реактора ИЯФ АН Узбекистана. И пусть пока речь не идет о больших деньгах, но это «первая ласточка», доказывающая жизнеспособность ранее принятых решений по ввозу зарубежного ОЯТ.

Следует сказать и о факторах, которые существенно осложняют решение задач обеспечения экологической безопасности обращения с РАО. Они связаны с изменением форм собственности. Предприятие акционировалось, но только в части, которая способна вести прибыльный бизнес. А хвостохранилища, шахты, захоронения РАО продолжают оставаться в госсобственности. Однако никакое госпредприятие за них не отвечает (Кирово-Чепецк, ПО «Алмаз» и т.д.). Данная проблема законодательно не отработана и требует своего скорейшего и эффективного решения.

В области обращения с РАО и ОЯТ пока не в полной мере раскрыты возможности международного сотрудничества и кооперации. Для расширения этих процессов необходимо не только наладить экономические механизмы, отработать законодательные, технологические вопросы транспортирования, хранения и переработки РАО и ОЯТ. По-видимому, главное преодолеть негативное, предубежденное отношение общественности к вопросам трансграничного перемещения РАО и ОЯТ, убедить общественность в действительно высоком уровне обеспечения безопасности при обращении с РАО и ОЯТ и, что крайне важно, наглядно демонстрировать выгодность международного сотрудничества и кооперации. Следует сказать, что Минатомом России, а теперь и Росатомом, в последние несколько лет проделана и ведется большая работа по контактам с общественными организациями, информированию общественности и властных структур о достигнутом в отрасли уровне безопасности (рис. 4), в том числе по вопросам обращения с РАО и ОЯТ и работа эта уже имеет положительные результаты.



Рис. 4. Информирование по вопросам безопасности

Административная реформа и реформа в области технического регулирования раскрывают новые перспективы для решения проблем безопасного обращения с РАО и ОЯТ в условиях рыночной экономики. Не всегда просты решения в условиях этих реформ и подчас требуют отхода от сложившихся стереотипов. Утверждать можно одно: в ходе реализации этих реформ, вопросы обеспечения безопасности, в том числе и безопасного обращения с РАО и ОЯТ, должны быть среди приоритетных и первоочередных. Достигнутый, и признанный высоким, уровень обеспечения безопасности обращения с РАО и ОЯТ в отрасли должен не только сохраниться, но и существенно возрасти. Деятельность в области обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности при обращении с РАО и ОЯТ должна получить новый мощный стимул, в том числе и по такому важному вопросу, как окончательное захоронение РАО в глубинные формации.

Объективно, по совокупности научных данных и достигнутого технологического задела, использование атомной энергии в решении проблем устойчивого развития, в том числе развитие широкомасштабной атомной энергетики и ядерных технологий, по критериям безопасного обращения с РАО И ОЯТ не имеет ограничений.

Журнал «Атомная стратегия» № 13, сентябрь 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
Снятие АЭС с эксплуатации: проблемы и пути решения

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.36 секунды
Рейтинг@Mail.ru