Для того чтобы гигантское атомное министерство с более чем полувековой историей (которое не без оснований называли "государством в государстве") преобразовать в госкорпорацию (НКО - по нынешнему Гражданскому кодексу), пришлось изменить восемнадцать (!) федеральных законов, включая Бюджетный, Гражданский и Уголовный кодексы РФ. А до этого, напомню, был принят еще и так называемый "тоннельный" закон - об особенностях обращения с имуществом и акциями предприятий атомной сферы.
И все это ради того, утверждают инициаторы преобразований, чтобы "консолидировать атомную отрасль России" и "встроить" ее в реалии мирового рынка. А заодно - добиться более гибкой структуры управления, при которой укрепление вертикальных связей и внутриотраслевой кооперации будет сопровождаться развитием рыночных механизмов и здоровой конкуренции...
Впервые идея создать в России атомную госкорпорацию была озвучена в президентском Послании весной 2007 года. "Необходимы значительные изменения в структуре электрогенерации - за счет увеличения доли атомной, угольной и гидрогенерации, - заявил тогда Владимир Путин. - В нашей стране за весь, подчеркну - за весь советский период было построено 30 атомных энергоблоков. За ближайшие же 12 лет мы должны построить 26 блоков, причем - на основе самых современных технологий. Для реализации этого проекта предлагаю создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности..."
В то самое время разворачивалась работа по формированию на базе гражданских активов атомной отрасли вертикально интегрированного мегахолдинга "Атомэнергопром". Накануне был принят федеральный закон об особенностях управления имуществом и акциями предприятий атомной сферы, в дополнение готовился указ президента и постановление правительства на этот счет.
По словам Кириенко, президент "достроил" систему управления отраслью: "В гражданской части отрасли будет сформирована вертикально интегрированная компания. Задача государственной корпорации - управление гражданской конкурентной частью и управление государственными монопольными сегментами. Такими, как ядерный оружейный комплекс, фундаментальная наука, ядерная и радиационная безопасность. Единое и целостное управление отраслью будет обеспечено этой корпорацией".
К госкорпорации "Росатом" отойдут не только нынешние полномочия федерального агентства как "уполномоченного органа исполнительной власти". В своей сфере деятельности атомная госкорпорация наделяется даже правами органа государственной власти - участвует в разработке государственной политики, осуществляет государственный учет и контроль, устанавливает федеральные нормы и правила, обязательные для исполнения. Она же будет отвечать за исполнение государственного оборонного заказа, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, за сохранность и должное обращение с государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, а также за формирование и реализацию единой кадровой политики в атомной отрасли.
По выражению Сергея Кириенко, единая атомная госкорпорация - это "воссоздание легендарного Минсредмаша СССР, но в новых рыночных условиях". Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич к этому добавил, что не видит здесь "стремления к монополизации рынка". Напротив - проводимые в атомной отрасли реформы, утверждает сенатор, "позволят России оставаться в числе мировых лидеров и успешно конкурировать с другими странами".
Из дальнейших комментариев самого Кириенко следовало, что создание атомной госкорпорации - наиболее оптимальный в сложившихся условиях вариант консолидации отрасли, восстановления государственного контроля и управляемости в наиболее критичных ее секторах. Это - с одной стороны. А с другой - корпоративные механизмы и методы управления в гораздо большей степени соответствуют рыночным условиям и позволяют эффективно конкурировать.
Впервые в российской истории государство расстается со своим монопольным правом на владение ядерными материалами и ядерными установками. "Тоннельный" закон ввел для "отдельных юридических лиц", в том числе иностранных, право иметь такого рода собственность в Российской Федерации. Перечень этих юрлиц, как и перечень активов для включения в мегахолдинг "Атомэнергопром", утверждаются главой государства.
- Вполне возможно привлечение частных инвесторов к добыче природного урана, - считает Сергей Кириенко.
По его же словам, частные, в том числе иностранные инвесторы будут привлекаться и для создания совместных предприятий в сфере атомного энергомашиностроения. Первой ласточкой можно считать французскую фирму Alstom - в апреля 2007 года она подписала с российским "Атомэнергомашем" соглашение о создании на нашей территории СП по производству турбинного оборудования для АЭС.