proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/10/2005]     Выбор на Кольском полуострове места размещения ОЯТ: религиозный аспект

Е.В.Комлева, Мурманский государственный технический университет

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано, что экологические проблемы порождены человеком и ответы на опасные вызовы времени содержатся в человеческой душе. Этот документ усиливает связь причины и следствия, указывая на одновременность ныне двух кризисов (духовного и экологического) и на немыслимость преодоления кризиса экологического в условиях кризиса духовного.

Сопряжение нравственных позиций и взаимопомощь Русской Православной Церкви и бывшего Минатома России обозначены ныне, например, директором расположенного в Сарове Российского Федерального ядерного центра Р.И.Илькаевым (награжден церковным орденом в 2003 г.). Журнал "Русский Дом", которому покровительствует Святейший Патриарх Алексий II, в нескольких номерах за 2002-2003 гг. на примере Сарова, его многогранного служения Отечеству, раскрывает суть сегодняшнего органичного сближения РПЦ и Минатома, связь духовного и высокопрофессионального, неслучайное объединение церковной и светской мысли, предопределенные уникальным значением и Церкви, и ядерной сферы в контексте защиты, спасения России – в прошлом, настоящем и будущем. Эти темы отражены также в материалах двух совместных конференций Русской Православной Церкви и Минатома, размещенных на сайте Всемирного Русского Народного Собора. По мнению ответственного редактора газеты "Церковный вестник" С.В.Чапнина, традиции и единое понимание народом, Церковью и властью духовных ценностей придают феномену Сарова церковно государственный характер.

Протоиерей Владимир Воробьев (ректор Православного Свято Тихоновского богословского института, "Проблемы взаимодействия …") напоминает, одновременно, что при смене официальной идеологии некоторые сотрудники ядерных центров "превратились из тех, кто делал ядерный щит Родины, в тех, кто его предал". По его мнению, это не было случайным. Это результат разложения духовной жизни нашего народа. Протоиерей призывает к подвигу в воспитательной работе, ибо "плодотворным бывает только чрезмерное, а все вялое остается без плода". Об объединительных устремлениях русской религиозной философии в части светского и духовного мышления напоминает Э.Я.Дмитриева с соавторами. В.Н.Ганичев на конференции "Проблемы взаимодействия …" воззвал к авторитету М.В.Ломоносова, сознававшего необходимость единства научного и религиозного мировоззрения. Эта мысль отражена в итоговом документе конференции.

РПЦ имеет опыт сотрудничества с Российской Академией наук, Министерством образования и Министерством культуры РФ, а также обширные международные контакты, активно развивает информационную деятельность, в том числе новые коммуникационные технологии. Как отмечает Н.Н.Жервэ, на ежегодных Рождественских чтениях РПЦ рассматриваются и проблемы общества в целом –вопросы истории, культуры, науки.

Укореняется идея о создании федерального телевизионного канала православной направленности (православный тележурнал "София"от 29.08.2004 г., телевидение Великого Новгорода).

Как отмечал Святейший Патриарх Алексий II, в последние годы отношения Церкви с государством и обществом развивались достаточно уверенно, принося пользу людям. Русской Православной Церкви есть что сказать по актуальным проблемам современности. Среди областей соработничества Церкви и государства, например, являются миротворчество и взаимопонимание на разных уровнях, наука (включая гуманитарные исследования), деятельность по сохранению окружающей среды. В соответствии с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, только религия и философия выполняют мировоззренческую функцию, а социальная система не может быть гармоничной, если при вынесении общественно значимых суждений существует монополия секулярного миропонимания.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на конференции "Проблемы взаимодействия …" напомнил, что ученые и богословы в 1984 году на международном симпозиуме совместно обсуждали проблему "ядерной зимы". На этой же конференции неоднократно ставился вопрос о необходимости подготовки и издания просветительской богословской литературы, ориентированной на научно инженерное сословие.

В.О.Гошевский и Е.В.Закондырин отмечают, что именно под влиянием православия в нерасчлененной древней культуре Руси начали развиваться отечественные гуманистические традиции. По Л.Н.Гумилеву, Россия находится не в лучшей стадии своего развития. Сценарии будущего не исключают нацеленность определенных внешних и внутренних сил на новую "феодальную" раздробленность страны (см., например, ссылку зам. министра МЧС Ю.Л.Воробьева на сайт ЦРУ США). Православная вера была (Л.Н.Гумилев) единственной связующей нитью и во многом направляющей силой для людей после распада суперэтноса Киевской Руси и до возникновения нового суперэтноса Московской Руси. А.Б.Зубов отмечает: идеалы православия во всех циклах российской истории способствовали выходам из смуты, а отход от них, наоборот, ввергал страну в оную. В настоящее время доверие общества к РПЦ, по независимым данным Л.Лебедевой и В.Н.Кузнецова, устойчиво и выше, чем доверие к другим социальным институтам.

РПЦ и Союз писателей России вместе с учеными и специалистами, военными и дипломатами, политиками, деятелями культуры и образования, представителями власти и общественных организаций с трибуны Всемирного Русского Народного Собора неоднократно уже поднимали тревогу о критическом положении российского ядерного оружейного комплекса.

Многовековой и разносторонний опыт православия, мудрая осторожность Церкви, стремление к согласию вне крайностей требуют уважения. На основе высочайших нравственности и ответственности Церковь призывает подходить к решению глобальных экологических проблем ("Сибирская православная газета", № 1, 2000 г., "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" от 16.08.2000 г.). На сайте Трифонов Печенгского монастыря в совокупности с духовной информацией представлена и экологическая.

Печенга может быть выбрана в качестве места размещения крупнейшего и долговременного международного подземного хранилища ядерных материалов. В этом случае необходимое теологическое осмысление феномена ядерной энергии с позиций православия получило бы дополнительную мотивацию. По примеру мнений основных мировых религий в книге "Ethics and weapons of mass destruction:religious and secular perspectives".

Возможно, выбор будет результатом регионального или национального референдума. По крайней мере, о необходимости отныне более обстоятельно обсуждать судьбу ядерных объектов региона говорила в апреле 2005 г. руководитель экологического центра "Гея" Е.Н.Кругликова в связи с открытием в Интернете сайта этой организации. Выбор Печенги для хранилища означал бы тандем со знаменитым объектом – уникальной Кольской сверхглубокой скважиной ("Эксперт. Северо-Запад", Project 408 IGCP). Или для места размещения каких-либо других ядерно-физических опытных установок. И в сочетании с выводимыми из эксплуатации подземными выработками. Это предположение не противоречит исследованиям норвежских и финских социологов, а также критериям норвежской экологической организации "Беллона". Более того, социально-экономические условия Печенгского района по В.Раутио и О.Андрееву "требуют адаптации к применению любых западных теорий развития ресурсных территорий", которые подчеркивают важность экономической региональной автономии. Любых и пока, видимо, лишь теорий!

Ситуация вокруг хранилища на Северо-Западе России развивается поразительно. Еще недавно речь шла лишь о 70 миллионах долларов российских инвестиций и для нужд только Мурманской и Архангельской областей. Ныне американские компании готовы выгодно, на коммерческой основе, вложить в объект для хранения отходов лишь низкой и средней активности, но уже разных стран и уже 10 миллиардов (Н.Брешковская). Не исключено, что статус хранилища возрастет с расширением принимаемых объемов и категорий (вплоть до высокоактивных и отработавшего топлива) отходов. Стоимость его, соответственно, может приблизиться к затратам на создание знаменитого американского аналога – Yucca Mountain (60 миллиардов долларов). На альтернативной Печенге площадке Дальние Зеленцы уже предусматривают размещать отработавшее топливо. И это в ближней зоне поселка Териберка, где будет создан другой опасный и ключевой объект системы поставок на "бездонный" рынок США Газпромом и Статойлом сжиженного газа на основе сырья Штокмановского месторождения в Баренцевом море! Возможен западный выбор (The Western Option) в части российского оружейного плутония. Почему следует исключать российскую ориентацию на северо-запад своей территории в проблеме изоляции радиоактивных отходов, в том числе и полученных в процессе удовлетворения энергетических потребностей Европы за счет российских ядерных запасов времен гонки вооружений, ответственна за которую не только Россия? И в проблеме изоляции импортного отработавшего ядерного топлива –своего рода новые "северные конвои"? Хранилище ядерных материалов в Печенгском районе Мурманской области будет наиболее полно отвечать концепции не распространения, не мешая одновременно развитию нефтегазовой инфраструктуры на Кольском полуострове и прилегающей акватории. Оно, находясь на стыке четырех стран (России, Норвегии, Финляндии и Швеции), будет неизбежно контролироваться и охраняться как минимум ими. А, скорее всего, Европейским Союзом в целом и США – страной, которая неукоснительно, порой хотя и жестко, следует принципам нераспространения.

Тогда по взаимоотношению с ядерной отраслью Печенга станет вторым Саровым. Но уже с самого начала на новых, определяемых сегодняшним общественным мировоззрением, основаниях, в том числе на новых принципах международного сотрудничества. В 2004г. В.Потанин, глава Интерроса и "начальник Печенги" награжден премией РПЦ. Пятьсот лет назад уроженец новгородской земли св.Трифон Печенгский начал приобщать Кольский край к "Всея Руси", а коренное население – к вере и культуре. Ныне с его именем, с его покровительством на последующие века может быть связано новое служение этой российской окраины Отчизне. "Пятачок" арктической горной тундры вблизи Печенги, в пределах или в обрамлении Печенгской геологической структуры, на перекрестке путей "из варяг в поморы", будет самым стабильным и предсказуемым по части долгосрочных социальных прогнозов местом. Центром спокойствия на основе сбалансированных международных интересов и сил.

Функции научно технического "окормления" строительства и эксплуатации сложного ядерно-подземного комплекса могли бы выполнять претендующие на статус наукограда Апатиты и энергоград Полярные Зори. Геологическое научно производственное обеспечение безопасности объекта –основное звено в системе мер по безопасности – разумно организовать международными усилиями на базе Кольской сверхглубокой скважины (г. Заполярный). Это, кроме несомненной полезности в деле решения глобальной экологической проблемы, вдохнуло бы новый смысл и новые силы в жизнь Мурманской области. Прежде всего, в запланированные к демонтажу (в прямом и переносном смыслах) Кольскую АЭС и научные объекты. А также – и в производственные (прежде всего, горной отрасли) мощности региона. При осмыслении ядерных проблем большое значение имеют образы. Попытаюсь предложить для сравнительного анализа симпатичный российский образ –могущественной, справедливой, загадочной, богатой, доброй Хозяйки Медной горы, имеющей талантливых соработников с правом свободы выбора. Этот заманчивый образ через плодотворные ассоциации с ядерным Уралом сопрягается, в частности, и с гипотетическим подземным хранилищем ядерных материалов в "медных горах" Печенги. Образы, порожденные горами, часто используют в мировой практике при творческом осмыслении серьезных социальных проблем (большинство религий, Ф.Ницше, Т.Манн, последователи философского течения "Глубинная экология"). Образ Хозяйки Медной горы не является религиозным. Одновременно он не отрицателен и не агрессивно антагонистичен религии. Это не языческий идол. У него своя "ниша" в духовном мире людей. Этот образ мотивирует параллели в контексте осмысления феномена ядерной энергии с методологических позиций религии. При таком подходе, возможно, удастся прикоснуться к высочайшему духовному потенциалу фундаментальных символов христианства. Например, камня и ключа –св.апостол Петр, а также пещеры, в которой по Г.К.Честертону "мир был вывернут наизнанку" и "внизу было небо", когда в ней, не только на земле, но и под землей, родился Иисус. С пещерой связаны Рождество, Мать, Ребенок, первые христианские общины, понимание того, "что у святыни есть дом, а божеству ведомы границы пространства и времени". Саров православный, ставший впоследствии ядерным, тоже начинался с пещеры и камня. Хозяйка Медной горы "заземлена", укоренена не только местом своего "существования", но и, как христианство и феномен ядерной энергии, тесным вплетением в судьбы людей. Тосковала она по человеческому теплу, поощряла человечность. Как дочь была ей Танюшка из "Малахитовой шкатулки", а после исчезновения Танюшки "Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали".

Тайная, как правило, родственная по "менталитету" Хозяйке Медной горы сила в сказах П.П.Бажова не сводится к одной Хозяйке. Урал – это "становой хребет" Евразии, место сосуществования и взаимовлияния разных этносов и культур. Новая Земля с ее испытательным ядерным полигоном иногда рассматривается единой с Уралом структурой нашей планеты. Юг Урала граничит с Казахстаном, у которого богатое ядерное прошлое и совсем не безразличное к этой теме настоящее. Поэтому разумно было бы, полагаю, подумать о некоем обобщенном в разных измерениях образе феномена ядерной энергии на базе географического сродства, исторических и культурных традиций этого региона.

С выбором площадки для захоронения радиоактивных отходов и отработавшего топлива в Печенгском районе может быть связан уникальный вариант сотрудничества России, Швеции, Финляндии и Норвегии в процедуре ОВОС по западным стандартам и силами международных групп экспертов. Благодарю за поддержку исследований Research Council of Norway,Canon Foundation in Europe и Deutscher Akademischer Austauschdienst.

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Социальная политика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Социальная политика:
Цена российского атомщика

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru