proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/10/2005]     Инвентаризация и утилизация ИИИ на территории стран СНГ

А.А.Искра, С.Н.Брыкин, М.В.Буфетова, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт химической технологии»

Безопасность источников ионизирующего излучения

За последние 50 лет в ряде стран, в частности в бывшем Советском Союзе, в результате выполнения гражданских ядерных программ был создан ряд радиационно-опасных объектов и изделий. Эти радиационные источники имеют широкий диапазон мощности излучения: от мощных реакторов АЭС и исследовательских ядерных реакторов до портативных радиоизотопных источников ионизирующего излучения, применяющихся в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, а также – в системах энергопитания удаленных объектов. Радиоизотопные источники содержат радионуклиды цезий-137, кобальт-60, стронций-90, иридий-192, плутоний-238, -239, америций-241, радий-226, калифорний-252.

Несмотря на то, что суммарная активность источников ионизирующего излучения на несколько порядков меньше, чем, например, реакторов АЭС, в настоящее время они представляют неизмеримо большую потенциальную опасность для населения, чем крупные радиационно-опасные объекты, к которым принято относить ядерные реакторы различного назначения, хранилища радиоактивных отходов и загрязнённые территории.

Для такой угрозы есть следующие очевидные причины:
1. Источники ионизирующего излучения распространены по многим организациям. Опыт показывает, что далеко не везде осуществляется штатный жизненный цикл источников (изготовление – приобретение – учёт – контроль - штатное использование – захоронение/утилизация);
2. Источники ионизирующего излучения не могут быть обеспечены надёжной охраной, как АЭС или хранилища отработавшего ядерного топлива;
3. Конструкция источников ионизирующего излучения такова, что при небрежном или неумелом обращении они могут нанести вред здоровью человека;

Эти обстоятельства требуют применения определенных систем обеспечения безопасности и физической защиты на всех стадиях обращения с источниками ионизирующего излучения. Необходима совместная, со всеми государствами участниками СНГ, организация учета, контроля радиоактивных источников, а также противодействия их незаконному перемещению и использованию.

В связи с этим, важен сбор информации о состоянии дел в области обеспечения безопасности источников ионизирующих излучений, состояния оборудования и хранилищ, система учета и контроля радиоактивных материалов в государствах участниках СНГ.

Российская Федерация

Работы по учету и контролю радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в Российской Федерации были начаты во исполнение постановления Правительства России от 11.10.97 г. №1298.К 2000 г. были разработаны основные нормативные документы, определившие порядок организации и функционирования государственной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

На базе ФГУП ВНИИХТ создан Центральный информационно аналитический центр системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. В качестве филиала информационно-аналитического центра по учету радиоактивных веществ функционирует отделение на базе ФГУП АТЦ (г.Санкт Петербург). По состоянию на 01 января 2004 г. созданы и функционируют 65 региональных и 10 ведомственных информационно аналитических центров. Упомянутыми центрами производится сбор, обработка и анализ оперативной информации об образовании, перемещении, переработки и хранения РВ и РАО. Разработана и реализована автоматизированная система слежения за обращением отработавших ИИИ с момента их получения потреблением до окончательной локализации.

В Российской Федерации высокоактивные источники утилизируются на "ПО "Маяк". Низкоактивные источники захораниваются на региональных предприятиях НПО "Радон", где отработана технология обезвреживания различного вида радиоактивных отходов, их сбора, транспортировки, переработки и локализации. На территории Российской Федерации функционируют 12 предприятий НПО "Радон".

В Российской Федерации создана система нормативных документов, которая представляет собой совокупность нормативных документов, направленных на обеспечение ядерной и радиационной безопасности различных объектов атомной энергии с целью защиты от радиационного воздействия работников (персонала) объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды.

Республика Армения

С 24 мая 2001 г. полномочия по государственному регулированию защиты от ионизирующего излучения и безопасности источников ионизирующего излучения возложены на Госатомнадзор Республики Армении (ГАН РА).

В июне 2004 г. из Республиканского центра Госсаннадзора РА в ГАН РА передана вся имеющейся документация по источникам ионизирующего излучения (копии санитарных паспортов, протоколы инспекционных проверок, разрешения и т.п.). Анализ этой документации показал, что имеющейся информация устаревшая и не соответствует действительности. Причин этого несколько: новое территориальное деление Армении, многократная реорганизация системы санитарно-гигиенической службы, потери информации в ходе приватизации промышленных предприятий и медицинских учреждений, уход специалистов как из санитарно-гигиенической службы, так и из объектов использующих истопники ионизирующего излучения и т.д.

Чтобы иметь полную информацию об имеющихся в Армении источниках ионизирующего излучения, было решено провести инвентаризацию и государственную регистрацию всех ИИИ.

Инвентаризация проведена за период ноябрь 2001 г – сентябрь 2003 г.

По итогам инвентаризации (на май 2004 г.) были выявлены:
– объекты, где используются источники ионизирующего излучения;
– общее количество источников ионизирующего излучения;
– количество персонала, который работает с источники ионизирующего излучения или работает в зонах воздействия ионизирующего излучения.

Более 80% всех источников составляют рентгеновские установки. Данные инвентаризации введены в электронный регистр ГАН РА (RASOD), который является частью общей информационной системы ГАН РА. Система разработана АОЗТ "Центр ядерной и радиационной безопасности". Регистр RASOD синхронизирован с аналогичной системой RAIS-3, который разработан и рекомендован для использования МАГАТЭ.

Утилизация ИИИ. Среднеактивные и низкоактивные радиоизотопные источники ионизирующего излучения отправляются на захоронение в АОЗТ "Обезвреживание источников ионизирующего излучения" Министерства торговли и экономического развития РА.

Источники захорониваются в могильнике типа РАДОН, который построен в 1980 г. Высокоактивные радиоизотопные источники ионизирующего излучения хранятся в хранилище высокоактивных отходов Армянской АЭС. Исключение составляет радиоизотопный термогенератор РИТЭГ, который с июля 2002 г. передан на временное хранении в могильник РАДОН.

Согласно законодательству РА, за физическую защиту источников ионизирующего излучения ответственны лица, имеющие лицензию на обращение с источниками.

Требования к физической защите источников ионизирующего излучения определяются условиями лицензии в зависимости от того, к какой группе безопасности (Security group) принадлежат источники. В РА принята система группировки и категоризации источников, которая соответствует рекомендациям МАГАТЭ (TECDOC-1355 и TECDOC-1344).

Нормативное регулирования безопасности ИИИ. На данный момент радиационная защита и безопасность источников ионизирующего излучения регулируется в соответствии с нормативной базой, которая действует в РФ.

Намечено в первом квартале 2005 г. ввести в РА новые национальные нормы и правила по радиационной безопасности, которые разработаны на основе последних рекомендаций МАГАТЭ и проходили международную экспертизу (STUK, SONS, US NRC, NEA).

Республика Беларусь

Основные задачи, требующие решения. В настоящее время в области обращения с источниками ионизирующего излучения необходимо:
– привести нормативную правовую базу в области обращения с ИИИ в соответствие с требованиями национального законодательства и международных договоров;
– разработать и утвердить национальную классификацию ИИИ;
– создать единую государственную систему учета ИИИ;
– обеспечить радиоэкологическую безопасность пунктов хранения ИИИ в местах бывшей дислокации воинских подразделений Российской Федерации;
– установить эффективный механизм финансирования всех этапов работ по обращению ИИИ.

Республика Грузия

Первая партия радиоактивных источников гамма-излучения, размещенных в 41 защитном контейнере, была вывезена из г.Зестафони (Западная Грузия) в мае 1993 г.

В сентябре 1997 года в Центре подготовки Департамента Охраны Государственной Границы Грузии (пос.Лило) был проведен широкомасштабный дозиметрический контроль радиационной обстановки как на внутренней территории данного Центра, так и за её пределами. Все обнаруженные источники впоследствии были размещены в соответствующих защитных контейнерах и вместе с другими источниками временно расположены в одном из зданий Центра, где и находятся по сегодняшний день.

В 1998-2002 гг. в Западной Грузии (районные центры Хаиши и Цаленджиха) были обнаружены радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Для безопасного вывоза обнаруженных источников были изготовлены специальные защитные контейнеры из свинца. Вывезённые контейнеры временно размещены в НИИ Радиологии Грузии.

В настоящее время в Центре Прикладных Исследований реконструируется одно из помещений под временное хранилище радиоактивных источников и материалов, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к сооружениям подобного типа.

Республика Казахстан

В настоящее время в Казахстане значительное число предприятий энергетики, медицины, горнорудной и нефтегазовой промышленности используют десятки тысяч источников ионизирующего излучения.

В силу разных исторических и экономических причин в стране уже есть источники, которые находятся вне пределов регулирующей системы. Например, после распада Советского Союза значительное число предприятий и организаций государственного подчинения, использовавших источники ионизирующего излучения, перешло в частную и другие виды собственности. При этом их значительная часть прекратили финансовую и хозяйственную деятельность без проведения мероприятий по утилизации ИИИ в соответствии с законодательством, что является одной из причин появления бесхозных ИИИ.

В 1992-1996 годах в соответствии с Планом мероприятий по улучшению радиационной обстановки, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан широкомасштабные радиоэкологические исследования проводились Министерством охраны окружающей среды.

В целях выявления участков техногенного загрязнения и неконтролируемых ИИИ были проведены комплексные радиоэкологические исследования, в результате которых были выявлены и изъяты бесконтрольные источники.

Дальнейшие усилия были направлены на формирование организационных структур контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Республике Казахстане. Сложившаяся в настоящее время в Казахстане система учета и хранения ИИИ основывается на данных первичного учета, проводимого в организациях их использующих, а также осуществляющих их производство, хранение и транспортировку. Кроме этого уполномоченные государственные органы, контролирующие деятельность предприятий, использующих ИИИ, ведут их учет на региональном и ведомственном уровне.

Министерство здравоохранения контролирует санитарно эпидемиологическую ситуацию в части радиационной безопасности в Республике Казахстан силами Республиканской санитарно эпидемиологической станции (РСЭС) и через сеть городских и областных СЭС.

В 1994 г. было принято решение о создании хранилища отработанных ИИИ на базе комплекса исследовательских реакторов "Байкал-1" Института атомной энергии Национального ядерного центра Республики Казахстан. Кроме того, действуют хранилища ТОО "МАЭК Казатомпром" (г.Актау), "Ульба" Ульбинского металлургического завода (г.Усть-Каменогорск), а также хранилище для низко- и среднеактивных ИИИ в Институте ядерной физики РГП НЯЦ РК (Алматы). Описанная выше организационная структура контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Казахстане, в целом, обеспечивает безопасное осуществление работ с применением ИИИ, и позволила за последние несколько лет существенно снизить риски, связанные с бесконтрольным их использованием.

В настоящее время Республике начаты работы по проведению инвентаризации ИИИ, основной задачей которой является не только определение наличного количества ИИИ в пунктах их нахождения, хранения и захоронения, но и оценка количества не используемых ИИИ, с целью расчета финансовых средств, необходимых для их захоронения.

Республика Кыргызстан

В республике массовое применение радиоактивных источников в медицине, промышленности, геологии и других объектах породило проблему организации захоронения отработанных источников.

Органы Госсаннадзора Министерства здравоохранения осуществляют в республике радиационный контроль за использование источников.

Угрозу радиационной безопасности населению создают закрытые радиоактивные источники, которые хранятся на объектах. Источники ионизирующего излучения захораниваются в могильнике типа "Радон", который был построен в 1964 г. по типовому проекту. По периметру на территории пункта расположено 5 наблюдательных скважин для взятия грунтовых вод с целью исключения миграции радионуклидов.

Возможность радиоактивного облучения и связанных с загрязнением инцидентов, которые могут иметь серьезные последствия для населения республики, окружающей среды и экономики, подчеркивают необходимость адекватных мер, обеспечивающих решение этих вопросов, а именно:
– захоронение радиоактивных источников;
– оборудование пункта захоронения радиоактивных отходов в соответствии современных – требований;
– проведение детальной аэрогаммасъемки на территории республики.

Республика Таджикистан

Решением Правительства в 2003 году, по программе подготовки и вступления в МАГАТЭ, было поручено провести инвентаризацию во всех организациях на наличие источников ионизирующих излучений. В эту работу были вовлечены Агентство по ядерной и радиационной безопасности Академии наук Республики Таджикистан (Регулирующий орган) и МЧС Республика Таджикистан. На период инвентаризации в Республике имелось более 150 организаций, деятельность, которых связана с применением источников ионизирующих излучений.

В основном это закрытые твердые источники радиоактивного излучения, на основе изотопов цезия-137, кобальта-60, америций-241, кадмия, селена, железа и других изотопов.

В настоящее время по результатам проведенной инвентаризации Министерством создается банк данных об источниках ионизирующего излучения и организациях имеющих их, по заполнению которого будет иметься четкая картина о нахождении источников ионизирующих излучений по всей Республике.

По результатам проверок и осмотра мест хранения источников ионизирующих излучений было выявлено, что условия хранения в ряде случаях не соответствуют требованиям санитарных норм. В большинстве своем источники ионизирующих излучений находятся на складах совместно с другими материальными ценностями или в пришедших в состоянии непригодности зданиях, построенных для временного хранения источников ионизирующих излучений, что не исключает их хищения.

В настоящее время в тех регионах, где расположены предприятия, имеющие источники ионизирующих излучений, необходимо провести как автомобильную, так и аэрогаммаспектрометрическую съемку, целью которой является обнаружение утерянных источников ионизирующих излучений.

В Республике с 1962 г. существует пункт захоронения радиоактивных отходов, построенный по типовым проектам, разработанными в "Радоне". В 1986 году было построено новое хранилище. В настоящее время проводятся работы по его реконструкции. Возводятся монолитные стены, устанавливается охранная сигнализация, удовлетворяющая требованиям сегодняшнего дня. С введением хранилища в эксплуатацию исключится полностью вероятность хищения источников ионизирующих излучений.

Заключение

Актуальность проблемы инвентаризации и утилизации ИИИ очевидна. Несмотря на то, что история производства и использования радиоизотопной продукции насчитывает немного более 50 лет, спектр ее применения очень широк: это промышленность, энергетика, металлургия, геология, метеорология, сельское хозяйство, химическая и нефтегазовая промышленность. В настоящее время масштабы и сфера использования радионуклидных источников имеют тенденцию к увеличению. В связи с этим, проблема безопасности обращения с ИИИ на всех этапах их жизнедеятельного цикла, от производства до утилизации, была и будет оставаться одной из важных.

Проблема безопасности использования ИИИ осложняется активизацией различного рода террористических группировок. Возможность использования источников ионизирующего излучения в террористических целях требуют применения определенных систем обеспечения безопасности и физической защиты на всех стадиях обращения с ними, в том числе организации учета, контроля, а также противодействия их незаконному перемещению и использованию.

Анализ материала свидетельствует, что в некоторых государствах СНГ имеются сложности по системе учёта и контроля ИИИ, не созданы национальные нормативно-правовые базы, регламентирующие деятельность по использованию, локализации и утилизации радиоактивных источников. Множество проблем связано с источниками, выпавшими из поля зрения государственного учета.

Можно отметить, что на сегодняшний день, относительно благополучное состояние вопроса хранения и утилизации ИИИ наблюдается в России, Армении и Украине.

В России, являющейся одной из крупнейших производителей и потребителей, а также экспортером и импортером ИИИ, в основе радиационной безопасности лежит развитая нормативная база, которая предусматривает, в том числе, и уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение радиоактивных материалов. В настоящее время наиболее полные и достоверные данные по радиоизотопным источникам в Российской Федерации имеются во Всероссийском научно исследовательском институте химической технологии (ВНИИХТ) Росатома, Эти данные были получены в результате второй Государственной инвентаризации радиоактивных материалов, радиоактивных отходов и источников ионизирующих излучений, проведенной в 2000-2001 гг., согласно решению Правительства РФ. Массив данных включает информацию, взятую из паспортов каждого из источников, которые используются или хранятся в 1900 организациях и предприятиях 56 регионов России, и постоянно обновляемую.

Важным элементом будущих работ как на национальном, так и на международном уровнях является создание системы учета и контроля ИИИ, основной задачей которой будет предотвращение появления бесхозных источников радиации.

В связи с вышеизложенной информацией предлагается следующая структура дальнейшей деятельности в области инвентаризации и утилизации источников ионизирующего излучения:
– Подготовить Предложение Росатома (Головная организация ФГУП "ВНИИХТ", г.Москва) по проекту Международного научно технического центра (г.Москва) "Разработка информационного и нормативного обеспечения поддержки принятия решений по управлению радиационным наследием в Российской Федерации и государствах – участников СНГ. Институциональный контроль радиоактивно загрязненных территорий и радионуклидных источников ионизирующего излучения. Учет и институциональный контроль потенциально опасных радиационных источников "РАДИНКО".
– Рекомендовать в странах СНГ разработать и внедрить национальные стратегии безопасности и сохранности источников ионизирующего излучения на основе Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников "Code of Conduct on the Safety and Security of Radioactive sources", IAEA, 2003 г. Продолжить совершенствование и контроль за национальными программами усиления физической защиты источников ионизирующего излучения ("Strengthening control over radioactive sources in authorized use and regaining control over orphan sources. National strategies", IAEA TECDOC–1388, 2004).
– Необходимо создать в странах СНГ национальные "Системы учета и контроля источников ионизирующего излучения", учитывая опыт Российской Федерации (Постановление №1298 от 11.10.1997 г. "Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов").
– Определить в странах СНГ головную организацию, отвечающую за контроль и перемещение источников ионизирующего излучения.
– Создать эффективную систему оповещения о потере контроля над источником ионизирующего излучения и программу усиления контроля за перемещением источников ионизирующего излучения через национальные границы.

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Учет и контроль ядерных материалов
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Учет и контроль ядерных материалов:
Условное топливо

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.33
Ответов: 6


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru