proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/10/2022]     Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ

В.Н. Комлев, инженер-физик, пенсионер, Апатиты

Аннотация. Рассмотрены нормативно-правовые особенности создания федерального пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов 1 и 2 классов опасности вблизи Красноярска на промышленной территории Горно-химического комбината Росатома. Рассмотрение приурочено к общественным обсуждениям Материалов обоснования лицензии на эту деятельность. 



ВВОДНАЯ К МОЛ-2022:

Материалам обоснования лицензии на сооружение не относящегося к ядерным установкам пункта хранения РАО, создаваемого в соответствии с проектной документацией на строительство объектов окончательной изоляции РАО (Красноярский край, Нижне-Канский массив) в составе подземной исследовательской лаборатории (включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду), том 1 (https://disk.yandex.ru/d/j5VGPZkC6mhk4g)

Уведомление, п.4. «Цель планируемой деятельности: изучение и отработка способов обращения с РАО, позволяющих обеспечить их надежную финальную изоляцию от окружающей среды». В.К., - похоже на п. 4 Стратегии-2018 (http://en.ibrae.ac.ru/docs/Radwaste_Journal_2(3)18/114_120_Strategy.pdf). И никакой геологии для еще только, как часто убеждают, определения натурных параметров безопасности и для принятия «отсутствующего» решения по захоронению РАО.

МОЛ, т. 1. В разделе «Основные термины, определения, сокращения» ничего нет, относящегося к геологии массива и его изучению.

МОЛ, т. 1. В разделе «Аннотация»: «Деятельность ФГУП «НО РАО» ПО СООРУЖЕНИЮ не относящегося к ядерным установкам пункта хранения РАО… осуществляется на основании лицензии РостехнадзораГН-01,02-304-3318 от 27.12.2016 со сроком действия до 27.12.2026, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы «Материалов обоснования лицензии на РАЗМЕЩЕНИЕ И СООРУЖЕНИЕ (выделено мной, - В.К.) не относящегося к ядерным установкам пункта хранения РАО…». Разные разрешаемые виды деятельности – намечаемый и разрешенный в 2016 г. Запрашивают новый вид деятельности на основании лицензии с другим? Похожий прием привел совсем недавно к отрицательному заключению геолэкспертизы на геологоразведку.

МОЛ, т. 1. «На пользование недрами (геологическое изучение) ФГУП «НО РАО» выдана лицензия Федеральным агентством по недропользованию от 01.04.2015 № КРР 15864 ЗП» (с. 15). Она уже не действует. Но действующая лицензия Роснедр КРР 16117 ЗД на захоронение РАО здесь не указана.

МОЛ, т. 1, список литературы (с. 107). Отсутствует протокол ГКЗ № 4523 от 03-02-2016(https://yadi.sk/i/Nbvvx8zrv58tlQ)с замечаниями по результатам поисковой и оценочной стадий геологического изучения и рекомендацией выполнить разведочную стадию, который является основной и единственной геологической базой для всех последующих документов Ростехнадзора, базой действующих лицензий от 2016 г. 

Практически одновременно в 2022 г. ФГУП «НО РАО» объявило две закупки услуг по подготовке документации на геологоразведочные работы и МОЛ-2022. Видимо, они связаны одной коренной причиной.  


СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЗАХОРОНЕНИЯ РАО 1-2 КЛАССОВ ОПАСНОСТИ 

Обсуждать инженерные особенности нужно и можно, но недра - вперед! 

1. Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами». 

Статья 12. Требования к захоронению радиоактивных отходов 

2. Захоронение твердых высокоактивных долгоживущих и твердых среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов осуществляется в пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах».


2. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». 

Статья 6. Виды пользования недрами 

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов)

Статья 8. Ограничения и запреты пользования недрами 

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. 

Статья 11. Лицензия на пользование недрами 

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами.

Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

Лицензия на пользование недрами должна содержать:

2) вид пользования недрами.

Статья 12.1. Оформление, государственная регистрация, выдача лицензии на пользование недрами, внесение изменений в лицензию на пользование недрами, переоформление лицензии на пользование недрами 

Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями. 


ТЕЗИСЫ ПО ПОВОДУ ЗАКОНА «О НЕДРАХ» И МОЛ-2022, ТОМ 1 

1. ФГУП «НО РАО», предваряя важные документы, обнародовало ошибочные, на мой взгляд, ТЗ (технические задания) 2022 года на подготовку новых геологоразведочных работ и новых материалов обоснования лицензий. Критика и предложения в связи с этим были опубликованы мной за два месяца до официальных общественных обсуждений(https://sibmix.com/?author=12, https://proza.ru/2022/05/21/5 и https://proza.ru/2022/06/26/146).

В частности, было отмечено. Названия предыдущих МОЛ-2015 и МОЛ-2022 отличаются наличием или отсутствием слова «размещение». Всего одно слово, а различие документов и планируемых дальнейших действий важное. Ведь, в конечном итоге, различны виды лицензируемой деятельности. 

Было задано несколько вопросов о смысле и назначении этой истории с повторным лицензированием, которые в ТЗ не нашли отражения. В чем причина/причины повторных процедур? Какие недостатки МОЛ-2015 увидело ФГУП «НО РАО»? Какие грани новой ситуации должны быть учтены в МОЛ-2022? Какова предполагаемая судьба лицензии Ростехнадзора ГН-01,02-304-3318 на «размещение и сооружение»: ее отменят, изменят или что? Как ее судьбу соотнесут с нормами лицензирования? Будет ли Ростехнадзор выдавать новую лицензию? В последнем случае, кто будет нести ответственность за безопасность РАЗМЕЩЕНИЯ площадки ПГЗРО (иными словами, за безопасность ВЫБОРА площадки): ГХК (Росатом), ВНИПИпромтехнологии, Красноярскгеология, НО РАО или ИБРАЭ РАН? 

2. Анализ после опубликования МОЛ-2022 показал главное: в МОЛ-2022 нет какой-либо по существу реакции на анализ ТЗ, а недостатки реализации идеи о повторном лицензировании стали видны отчетливей.

3. Материалы, положенные в основу МОЛ-2015, и сам документ МОЛ-2015 послужили базой оформления в 2016 г. лицензии Роснедр КРР 16117 ЗД (на захоронение РАО) и лицензии Ростехнадзора ГН-01,02-304-3318 (на размещение и сооружение хранилища РАО). Уже тогда наметилось разная трактовка назначения объекта. Какую лицензию (с каким видом деятельности/видом пользования недрами?) и от какого ведомства будут обосновывать МОЛ-2022? 

4. По нормам: геологическая часть входит в обоснование вида деятельности «сооружение», тем более – «размещение и сооружение».

По факту: весь набор разрешительных документов Ростехнадзора начинается с геологических заключений (https://proza.ru/2022/05/08/256 «Документы для ПГЗРО»). 

Предусмотренные (https://proza.ru/2020/09/20/903) Законом «О недрах» и«Методическими рекомендациями по обоснованию выбора участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых от 2007 года» геологические части геолого-географического «размещения» и итоги обоснования «сооружения» ФГУП «НО РАО» вынужденно поставлены под сомнение фактом признания необходимости разведочной стадии геологического изучения массива гнейсов.

«Размещение» подземного объекта – отнюдь не размещение наземных сооружений. Без полноценной разведки «размещение» «ПГЗРО/пункта хранения РАО в составе ПИЛ» вряд ли закончено.

Рисовать при корректировках технического проекта разные варианты выработок при неизвестных по результатам разведки защитных свойствах массива (но назначенных удовлетворительными) на путях разгрузки подземных вод можно, при этом и ОВОС даст удовлетворительные оценки. Будет ли это отражать неизвестную реальность?

5. Убрать деятельность «размещение» из МОЛ – не значит решить проблему фундамента обоснования, а значит спрятать ее или отстраниться от нее, негласно переадресовав ее внешним геологам. Начинать «сооружение» без фундамента («размещения») недопустимо. 

6. Существует неоспоримо два (для случая ПГЗРО по Закону «О недрах» и Закону «Об обращении с радиоактивными отходами») основных вида пользования недрами: геологическое их изучение и строительство в них подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. «Размещение и сооружение ПГЗРО» - это второе. Эксплуатация ПГЗРО – пользование недрами, видимо, при совместной ответственности Роснедр и Ростехнадзора. Все виды пользования недрами регулируются Законом «О недрах» (что отдельно зафиксировано в ст. 12 п. 2 Закона «Об обращении с РАО») и его подзаконными актами.

7. «Размещение» (включая геологическое изучение) и «сооружение/создание/строительство» ПГЗРО – два самостоятельных и равноправных вида пользования недрами (Закон «О недрах»). Оба должны регулироваться и лицензироваться с учетом (как минимум) нормативно-правовой базы недропользования. 

8. В соответствии с Законом «О недрах» и «Положением о порядке лицензирования пользования недрами» (Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых от 1998 года (п. 2.2.3.)), в лицензии на пользование недрами для строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусматривается двухэтапный порядок пользования недрами. На первом этапе владелец лицензии должен осуществить детальные геолого-гидрогеологические исследования (XIX, https://proza.ru/2020/09/20/903).

9. Предмет МОЛ-2022 состоит в изменении вида разрешенной деятельности в сфере недропользования/вида пользования недрами.

10. В п. 8 «Порядка внесения изменений в лицензию на пользование недрами», утвержденного приказом Минприроды России от 14.10.2021 № 752/11 (как и Порядка переоформления лицензий), среди оснований внесения изменений в лицензии на пользование недрами позиции «изменение вида разрешенной деятельности» нет. 

11. Поэтому, речи о внесении законных изменений в лицензию ГН-01,02-304-3318, скорей всего, быть не может. Нужно оформлять новую лицензию. Кто ее будет оформлять на первый в истории России ПГЗРО (естественно, не в условиях «проторенной нормативно-правовой дорожки») и в каком партнерстве – это уже другой вопрос грядущих необходимых согласований решения между Роснедрами и Ростехнадзором. 

12. ВИДИМ ЛИ МЫ НА САЙТЕ ФГУП «НО РАО» ЛИЦЕНЗИИ НА ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ «О НЕДРАХ»? И КАК СООТНОСИТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА НА УЧАСТКЕ «ЕНИСЕЙСКИЙ» С ОБОЗНАЧЕННЫМИ ВЫШЕ ЗАКОНАМИ? ФГУП «НО РАО» обязано лицензировать прежде всего виды деятельности в области пользования недрами.


ТЕЗИСЫ ПО ПОВОДУ ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ И МОЛ-2022, ТОМ 1 

13. «Вид лицензируемой деятельности в области использования атомной энергии по классификации статьи 26 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» - сооружение хранилища радиоактивных отходов» (МОЛ-2022, с. 43).   Авторы МОЛ-2022, как бы и не зная законной системы лицензирования захоронения, вряд ли правомерно для случая РАО 1 и 2 классов опасности ввели базовое положение, которое не соответствует виду лицензируемой деятельности по классификации Закона «О недрах»! А это принципиальное различие/нарушение как по главенству примененного закона, так и по смыслу объекта (РАО по определению, тем более на завершающей стадии обращения с ними, - никак не подходят к использованию атомной энергии). 

14. «Ограничение условий деятельности лицензии – сооружение подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ)» (с. 43). Авторы МОЛ-2022 вряд ли правомерно, основываясь на Законе № 170-ФЗ, вводят сооружение ПИЛ. Классификация ПИЛ Енисейского проекта (исследования без использования атомной энергии, без РАО – источника этой энергии) классификации научных исследований Закона № 170-ФЗ (исследования исключительно с применением атомной энергии, статьи 3 и 4) не соответствует. Упоминание ПИЛ в контексте этого закона вряд ли уместно. НО РАО клятвенно обещало не работать в ПИЛ с радиоактивными отходами, с применением атомной энергии. То есть, ПИЛ участка «Енисейский» не является объектом использования атомной энергии и не является объектом применения Закона № 170-ФЗ. 

15. «2.1. Основные этапы жизненного цикла Проекта в рамках осуществления лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии. Статья 3 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» устанавливает следующие этапы жизненного цикла объекта использования атомной энергии – размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство…» (с. 44). Авторы МОЛ-2022 вряд ли правомерно для случая РАО 1 и 2 классов опасности продолжают обращаться исключительно к Федеральному закону №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» 

16. «Необходимость повторного прохождения государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии обусловлена требованиями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»». Не указаны конкретные основания для повторной экспертизы (статьи и пункты Закона). Между тем, «Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда» (Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы, п. 8). 

Какое решение суда обусловило официальное утверждение ФГУП «НО РАО»? Официальный представитель ФГУП «НО РАО» Н.В. Медянцев тиражирует в СМИ иное основание: «продление сроков лицензии» (https://uranbator.ru/79692/). Лицензия ГН-01,02-304-3318 действительна до конца 2026 г.! Какое решение суда обусловило официальное утверждение Н.В.Медянцева для общественности? В ряде случаев (ст. 11 «Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня», п. 8) объектом государственной экспертизы может быть объект, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы в ряде случаев теряет юридическую силу (ст. 18, п. 5) – может потребоваться новая экспертиза. Но эти случаи не называются «повторной экспертизой» или «повторным прохождением государственной экологической экспертизы»? Если необходимость нового прохождения государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии обусловлена требованиями пунктов статей 11, 18 или других Закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», то каких? 

17. ПОЧЕМУ ВЕРСИИ (повторного прохождения государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии) ОТ ФГУП «НО РАО» НЕ ТРАКТУЮТСЯ ОДНОЗНАЧНО? ОНИ ДЛЯ РАЗНЫХ ДОКУМЕНТОВ РАЗНЫЕ И ВРЯД ЛИ ЧЕТКО СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ? 

18. Похоже, в связи с МОЛ-2022 нарушено или неправомочно применено не менее четырех Законов РФ: «Об обращении с РАО» и «О недрах», «Об экологической экспертизе», «Об использовании атомной энергии». Кроме того, негласно нарушены некоторые отраслевые рекомендации, нормы и правила разных ведомств (как и международные подходы) по части применения природных критериев при обосновании ПГЗРО по схеме страна-регион-район-площадка (https://proza.ru/2022/02/22/1827;  https://proza.ru/2021/12/15/641; https://proza.ru/2022/02/13/1032; https://proza.ru/2022/02/15/1543; https://proza.ru/2020/09/20/903). В принципе, не в самих МОЛ, но в связи с ними – еще и, видимо, законы о лицензировании и обращениях граждан. 

Необходимо помнить и о сомнениях в надежности (п. XVIII, https://proza.ru/2020/09/20/903) позиции МОЛ-2022 (с. 44):«Решением о месте размещения объекта является схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11.11.2013 № 2084-р (схема территориального планирования согласована заместителем председателя Правительства Красноярского края от 06.08.2013 №11-09995)».Вряд ли содержание и статус этих документов соответствуют заявленному. См. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 595-р от 6-04-2016 «на право пользования недрами Енисейского участка для захоронения радиоактивных отходов». 

19. Целесообразно дополнительно учесть симулякр «Нижне-Канский массив», к исконному образу которого (Нижнеканскому массиву гранитоидов) участок «Енисейский» не имеет отношения. 

Название и предмет МОЛ-2022 очень похожи на некий насыщенный филолого-правовой «винегрет» нарушений и нелепостей.

20. НЕОБХОДИМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ЭТОГО «ВИНЕГРЕТА».

21. Факт реализуемых в обязательном порядке общественных обсуждений и характер объяснений от ФГУП «НО РАО», скорее всего, ближе соответствует новой государственной экологической экспертизе, новому самостоятельному объекту экологической экспертизы, оформлению новой лицензии с новым видом разрешаемой деятельности? 

Аналог, возможно, ситуации – статья «Повторная государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и процедура общественных обсуждений на примере судебной практики», https://network.bellona.org/content/uploads/sites/4/2020/11/Podvigina_Povtornaya-EE.pdf. 


ИТОГ

Возникают вопросы к авторам МОЛ-2022 и организаторам общественных обсуждений-2022: 

- Ту ли нормативно-правовую базу в качестве основной выбрали? 

- В какое ведомство нужно обращаться за получением лицензии на пользование недрами? 

- Какой вид намечаемой деятельности должен запрашиваться?

- Возможно ли общественное обсуждение МОЛ-2022 соответственно Постановлению администрации ЗАТО Железногорск № 1887 от 15.09.2022 «О назначении общественных обсуждений…» при нынешнем уровне принципиальных ошибок обоснования намечаемой деятельности?

Если я ошибаюсь, прошу меня поправить.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
О недостатках закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 14/10/2022
Ошибаетесь. Проблема вовсе не в этом.
Обосновываю свой вывод на примере. Представим ситуацию. Правительство поручило разработать Заводу, скажем, вертолет с суперхарактеристиками. При этом, естественно выделяет деньги по статье "Вертолет". Завод заказывает у КБ разработку ПД именно на "вертолет". ПД называется "вертолет" и соответствует требованиям НПА, которые применяются к вертолетам. Далее, завод строит. То, что получилось, называется "вертолет". Но приемочная комиссия выносит вердикт: "этот вертолет не полетит (с)". Что имеем в итоге: вертолет, который никогда летать не будет и ресурсы просто выброшены в трубу. Но! По закону все правильно, хотя по-сути, безобразие (с).
Полная анология с рассматриваемым ПЗРО. Государство посредством ФЦП заказывает ПЗРО, как объект использования атомной энергии, выделяет деньги на изыскания и проектирование ПЗРО, по представлению всех документов согласует место РАЗМЕЩЕНИЯ будущего ПЗРО, выделяет деньги на строительство ПЗРО, в котором предусмотрена стадия: "полетит или нет" в виде ПИЛ, строительство ПЗРО начато, но строить собираются лишь до промежуточной стадии - ПИЛ. В процессе строительства изменили ПД. По закону, извольте заново пройти ГЭЭ. Тут все понятно и все правильно. ФГУП НО РАО делает все по закону и никаких явных ошибок не видно. И в данном случае ФГУП НО РАО работает по законам, связанными с использованием АЭ, что тоже совершенно правильно. Возникают некоторые неточности при оформлении документов, но они непринципиальны, ни на что не влияют и их быстро исправляют. Только тем, коиу совсем делать нечего, могут заниматься изыскательской конспирологией, пытаясь кого то в чем то уличить. Ну нашел неточность, ее исправили и что по-сути изменилось? Ничего. Пустое дело.
В моем понимании, основной вопрос от неравнодушной общественности должен бы стоять так: что получится и кому могут сказать: "партбилет на стол (с)"? Кто несет ответственность за возможный неуспех и какую? Изменения ПД какими обстоятельствами вызваны? Как изменился риск неуспеха? Кто инициатор внесения изменнеий в ПД? Попадает ли это действие под область применения постановления Правительства от 30 апреля 2013 года N 382 "Положение о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием"? Проводился ли такой аудит и если да, то каков результат? Но эти вопросы вне рамок МОЛ на сооружение и его ГЭЭ.
Есть люди, которые имеют право принимать решения. Но они же и должны нести ответственность за свои действия. Только так.
А пока есть смысл подождать, когда ФГУП НО РАО достроит ПИЛ и выйдет на слушания по эксплуатации ПИЛ. И там уже договариваться с ними о способе обнародывания результатов проводимых исследований и готовить вопросы по-существу.


[ Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 14/10/2022
"...есть смысл подождать, когда ФГУП НО РАО достроит ПИЛ и выйдет на слушания по эксплуатации ПИЛ...". А вот тут уж позвольте, подвиньтесь. Есть смысл ничего не ждать и не палить государственные деньги на узаконенное задним числом преступление, а прекратить бардак, наказать виновных в самоуправстве и начать заново с выбора более подходящей площадки для размещения ПГЗРО. А то ткнули пальцем, где заказчику удобнее всего, а теперь собираются проверять угадали или нет. За свой счёт пожалуйста, а вот за счёт налогоплательщиков за такие фокусы - только лес валить где-нибудь в Магадане. 


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 14/10/2022
"В моем понимании, основной вопрос от неравнодушной общественности должен бы стоять так: что получится и кому могут сказать: "партбилет на стол (с)"? Кто несет ответственность за возможный неуспех и какую? Изменения ПД какими обстоятельствами вызваны? Как изменился риск неуспеха? Кто инициатор внесения изменнеий в ПД?"       

Правильные вопросы. Хотя далеко не все из возможных.      

Размещать ПГЗРО для РАО 1-2 (возможно, и части ОЯТ) без надежно установленных горного отвода и санитарно-защитной зоны опасно.   Нарисовать горный отвод без разведочной стадии изучения массива (особенно на путях разгрузки подземных вод) - не самая удачнвя мысль.       Вопрос: почему в такой ситуации некоторые граждане тридцать лет саботируют применение Закона "О недрах" от 1992 г. и его статьи 8, защищающей жизнеспособность территории оборонных ЗАТО?       
Комлев


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2022
Убрать деятельность «размещение» из МОЛ – не значит решить проблему «фундамента» обоснования, а значит спрятать ее или отстраниться от нее, негласно переадресовав ее внешним геологам, горнякам и федеральному органу управления государственным фондом недр. Начинать «сооружение» без «фундамента» («размещения») недопустимо.      
Комлев 


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2022
Глупость написали. Размещение - это выбор места и только. В 170 законе ясно написано. Зачастую лицензию на размещение получают даже до разработки проекта, достаточно ОБИН. А как я понял уже стройка вовсю идет, место выбрано, согласовано. Правильно, что убрали слово размещение из МОЛ-2022.Разберитесь в терминологии сначала. Читайте законы и будет вам щастя.


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 16/10/2022
"Разберитесь в терминологии сначала. Читайте законы и будет вам щастя"              


И у меня пожелание всем нам. Окончательно и на деле понять, что основой лицензирования деятельности относительно ПГЗРО, все же, должны быть и будут Законы "Об обращении с РАО" и "О недрах". А не Закон "Об использовании АЭ" как единственный и доминирующий, на главенстве которого, если не ошибаюсь, созданы МОЛ-2015 и МОЛ-2022.      
Комлев. 


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 17/10/2022
"Размещение - это выбор места и только"       


"И только"!!!      Для ПГЗРО "размещение" - 1) выбор массива с надежным знанием его характеристик по объему, то есть по трем координатам. Причем глубина - ведущий фактор. 2) Объемно-компоновочные решения по подземному комплексу (вписывание комплекса в массив) с учетом свойств массива и его гетерогенности по объему.     Это не "и только", а главное в многобарьерной защите. Которую авторы Енисейского проекта обязаны реализовать.      
Комлев 


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2022
>> Размещать ПГЗРО для РАО 1-2 (возможно, и части ОЯТ) без надежно установленных горного отвода и санитарно-защитной зоны опасно.   Нарисовать горный отвод без разведочной стадии изучения массива (особенно на путях разгрузки подземных вод)<<
Сам придумал? Не, ну честно, признайся. Ведь соврал в каждом фразе. И про захоронение ОЯТ соврал и про пути разгрузки на глубине 500 метров тоже соврал. И про то как и когда СЗЗ устанавливается тоже соврал. Ты просто дурак или лжец и провокатор. Dixi.


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2022
Вопрос: почему в такой ситуации некоторые граждане тридцать лет саботируют применение Закона "О недрах" от 1992 г. и его статьи 8, защищающей жизнеспособность территории оборонных ЗАТО?

"По словам президента, в российском правительстве работали кадровые сотрудники ЦРУ, пока он их не «вычистил»" (РБК 10.12.2021). Это называется чистили, чистили, да не вычистили. 


[ Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 15/10/2022
Разделы 13 и 14. Добавление.        

 В работе «Документы для ядерного могильника» (разделы IV.2, IV.3 - https://proza.ru/2022/05/08/256) на основании «Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 280) и «Технического задания на проведение экспертизы обоснования безопасности деятельности ФГУП «НО РАО» по сооружению пункта хранения радиоактивных отходов в объеме подземной исследовательской лаборатории» относительно лицензии Ростехнадзора ГН-01,02-304-3318 от 27-12-2016 (как, видимо, и новой аналогичной на базе Закона «Об использовании АЭ») показано:     Лицензируемая деятельность: «размещение и сооружение пункта хранения РАО» без права каких-либо действий с РАО (пункт 1.4 Условий действия лицензии). Фактически на данном этапе у лицензируемого объекта и вида деятельности нет признаков/атрибутов ОИАЭ.        В условиях действия лицензии ГН (как и в самой лицензии) вид деятельности «геологическое изучение массива в/из ПИЛ» не обозначен и разрешенной деятельностью не является. И этого в лицензии Ростехнадзора быть не может в принципе, так как выдача разрешения на пользование недрами для их изучения – прерогатива Роснедр. ПИЛ с задачей изучения массива не является ОИАЭ. Все разговоры и действия в рамках данной лицензии относительно изучении массива на стадии строительства «по 150 направлениям» будут, вероятно, противоправными.        Похоже, ПИЛ, как не ОИАЭ, не регламентируется Положением № 280. Статья 4. Виды деятельности в области использования атомной энергии Закона «Об использовании атомной энергии» не содержит указаний на проведение научных исследований без использования атомной энергии. Лицензирование размещения и создания ПИЛ для деятельности по изучению массива – вне задач лицензирования Ростехнадзора. Внесение термина «ПИЛ» в название лицензии ГН излишне.     Лицензия ГН имеет срок действия (10 лет), обусловленный сроком строительства подземного объекта. Длительность НИР в подземном объекте (которую неоднократно обозначали в 30 лет минимум) в сроке действия лицензии не отражена. Следовательно, эта лицензия, и с такой точки зрения, не предусматривает НИР в ПИЛ лицензируемым видом деятельности. Исследования в подземных сооружениях по лицензии ГН на стадии их строительства или позже будут, скорей всего, противозаконными без дополнительного лицензирования.     

Афиширование (https://dela.ru/articles/269734/) и последующее освещение в СМИ деятельности такой нелицензированной (без лицензии на изучение недр) ПИЛ на участке «Енисейский» (как и любых геологических исследований участка с земной поверхности без лицензий) будут вряд ли допустимыми.    Лицензия ГН удостоверяет лишь право строительства подземных сооружений, но не изучение горного массива. Соискатель предоставлял заявление о выдаче лицензии и соответствующие документы применительно к каждому виду деятельности, включая изучение массива?       В условиях действия лицензии ГН (п. 2.2.8) предписано: лицензиат обязан информировать Ростехнадзор о новых данных или об изменениях в представленных на этапе лицензирования сведениях, имеющих отношение к разрешенной лицензией деятельности.      В разделе 4 ТЗ «Вопросы экспертизы» обозначена непосредственно лишь деятельность, относящаяся к захоронению РАО. Задачи экспертизы относительно ПИЛ не ставились.    Комлев


[
Ответить на это ]


Re: Внесистемное лицензирование деятельности в связи с окончанием использования АЭ (Всего: 0)
от Гость на 19/10/2022
В работах раздел «КОНТРОЛЬ РОСТЕХНАДЗОРА» статьи «Глубинный ядерный могильник», пункт 8, https://proza.ru/2020/05/10/812; пункт V.20 статьи «Ядерный могильник вблизи воды, угля и нефти», https://proza.ru/2021/12/15/641 и примечание к разделу II, статьи «Радиоактивные отходы как повод подумать о вечном», https://proza.ru/2018/02/13/284 показаны связанные с лицензиями Роснедр и Ростехнадзора возможные нарушения.     Кроме того, гнейсы не входят в перечень пригодных для захоронения РАО геологических структур согласно «Методическим рекомендациям по обоснованию выбора участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых». Поэтому распорядитель недр, видимо, не имел формального права принимать в 2016 г. материалы заявки на лицензию относительно захоронения РАО на участке «Енисейский» и должен внимательно рассматривать в дальнейшем заявки на лицензии геологического изучения этого участка.       История с горным отводом (особенно различия площадей непосредственно строительства, бывшего лицензионного участка геологического изучения и горного отвода) позволяет предположить:     1) при невыполнении с 2012 по 2022 годы разведки заявляемое хорошим качество массива гнейсов не столь хорошо;      2) возможно, имеет место резервирование существенного расширения ПГЗРО в будущем;     3) оформление горного отвода после, а не до получения Распоряжения правительства № 595-р – лицензии КРР 16117 ЗД – лицензии ГН-01,02-304-3318 может быть, видимо, еще одним нарушением норм лицензирования.     Комлев


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru