proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[03/10/2022]     «Важно, как мы вморозимся»

15 сентября самодвижущаяся платформа «Северный полюс» отправилась из Мурманска в свою первую экспедицию в Центральную Арктику. Платформе предстоит добраться до Новосибирских островов и вмерзнуть в льдину. Первая в мире дрейфующая станция была направлена к Северному полюсу в 1937 г. со знаменитыми «папанинцами», продрейфовавшими на льдине девять месяцев. За прошедшие 85 лет условия жизни и возможности для работы полярников изменились кардинально.



В 2013 г. круглогодичная работа дрейфующих исследовательских станций в Арктике из-за таяния льдов была прекращена. Платформа «Северный полюс» позволит безопасно изучать важнейший для России арктический регион достаточно долго. Первая экспедиция продлится минимум полгода. ЛСП «Северный полюс» отправится в район Новосибирских островов, где вмерзнет в льдину и начнет дрейфовать вместе с ней с востока на запад, в район Шпицбергена [1].

"Северный полюс" позволит вести длительный мониторинг ледовой обстановки, организовать исследования и наблюдения в области гляциологии, метеорологии, геологии и биологии моря, изучать ионосферу и магнитосферу Земли. Новое судно поможет улучшить ледовые прогнозы для навигации на Северном морском пути. Эксперименты в области механики разрушения льда станут основой для создания более безопасной инфраструктуры во всем транзитном коридоре Азия – Европа.

ЛСП «Северный полюс» представляет собой судно класса Arc5 с корпусом в форме яйца. Такой формат корпуса использовал и Фритьоф Нансен при постройке деревянной шхуны "Фрам", участвовавшей в  экспедициях в Арктику и Антарктику в конце XIX-начале XX в.  и благополучно дрейфовавшей, вмораживаясь в толстый паковый лёд.

Корпус из сверхпрочной стали позволяет работать во всей акватории Северного Ледовитого океана [А. Макаров, директор ААНИИ]. 

ЛСП обладает функционалом научно-исследовательского центра; предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана; дает возможность проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; платформа сможет без привлечения ледокола прибывать к месту исследований и до двух лет автономно дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана, ее корпус может выдерживать сжатие многолетних льдов. Платформа может принимать на борт тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ.

ЛСП позволяет провести весь комплекс изучения Арктики и при этом ученые работают в комфортных и безопасных условиях.

Планируется выполнить изучение ледовых нагрузок, механики разрушения льда, исследовать акустическую томографию Арктического бассейна и многое другое. Научная работа позволит собрать информацию об арктическом климате для базовых моделей прогнозов погоды. Благодаря этой информации станет легче скорректировать ледовые прогнозы для безопасной навигации на Северном морском пути. Собранные данные послужат созданию инфраструктуры Северного морского транзитного коридора для международных транзитных морских грузоперевозок [2].

 

Изменение приоритетов России в Мировом океане

В новой Морской доктрине, утвержденной В.В. Путиным 31 июля 2022 г., в День ВМФ России, отмечена трансформация приоритетов России в Мировом океане. Балтийское направление уступило первое место Арктике, которая становится одним из главных приоритетов национальной морской политики России. Впервые обозначены конкретные регионы, которые представляют интерес Российской Федерации в Мировом океане. Главный из них - это Северный морской путь. 

Поворот России на Восток пройдёт через Арктику. На фоне спецоперации на Украине и последовавших санкций, транспортная связь между нашей страной и западным миром претерпела кардинальные изменения. Существенно сократился грузооборот по европейскому направлению. Грузовладельцы рассматривают различные схемы сухопутной доставки грузов в азиатские регионы, а также варианты доставки по Северному морскому пути. Одной из главных задач для российских производителей стало создание новых логистических цепочек для бесперебойной поставки товаров потребителям. Экспортеры перестраивают логистику, переключаясь на порты Дальнего Востока. Географически СМП — самый логичный путь между Европой и Азией.

Другой возможности наладить поставки миллионов тонн груза на Восток кроме Северного морского пути нет, считает министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 

Главное управление Северного морского пути

Морская доктрина России – это строительство новых боевых кораблей и торговых судов, портовой инфраструктуры, кадрового обеспечения и всего того, что призвано обеспечивать успешное отстаивание флотом национальных интересов. И вместо «невидимой руки рынка» - пункт: «Государственное управление морской деятельностью».

23 июля т. г. М. Мишустин подписал распоряжение № 2019-р о формировании новой структуры - федерального государственного бюджетного учреждения Главное управление Северного морского пути, учредителем станет ГК «Росатом». ФГБУ «Главсевморпуть» учреждено в год 90-летия советского Главного управления Северного морского пути, которое создавалось для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.

Последние 14 лет ГК «Росатом» наращивает присутствие на СМП: привела в порядок атомные ледоколы, обеспечила строительство новых судов, выполняет заказы на обустройство портов, получила статус инфраструктурного оператора. «Росатом» и так все воспринимали как ответственного за СМП. Создание «Главсевморпути» сделает этот статус официальным.

«Главсевморпуть», в состав которого входит Штаб морских операций, обеспечит безопасность хождения по трассам СМП, стабильную доставку грузов в рамках северного завоза, привлечет дополнительно новых транзитных грузоперевозчиков на СМП.

«Северный морской путь полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции. Это надёжный морской маршрут, широко востребованный бизнесом и людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке» [М. Мишустин].

Вторая задача СМП – доставка грузов и вывоз продукции в рамках инвестиционных проектов, которые реализуются в Арктической зоне. И третья задача – это обеспечение международного транспортного транзита Европа – Азия.

На базе координационного центра организована работа в формате реализации спецпроекта - круглогодичный Севморпуть. Координационный центр осуществляет комплексный мониторинг текущей ситуации, реализации проектов, которые обеспечивают загрузку СМП, строительство судов, ледоколов, строительство портовой инфраструктуры, навигационной, аварийно-спасательной инфраструктуры.

В 2021 г. грузопоток по СМП составил 35 млн т, что выше плана на 2 млн т. По состоянию на июль т.г. прирост ещё на 5%. По перевозке транзитных грузов за последние два года рост составил в три раза. Число рейсов по СМП удвоилось – до 1627. Ожидаемый перспективный грузопоток на 2024 год – 80 млн т. К 2030 г. объём может составить около 200 млн т. Это прежде всего связано с реализацией проектов по строительству заводов СПГ компании «Новатэк», нефтедобычных проектов компаний «Роснефть» и «Газпром нефть», реализацией проекта Баимского ГОК на Чукотке, «Норильский никель» планирует увеличивать объёмы. Общий эффект прироста ВВП от реализации проектов к 2030 г. составит около 30 трлн рублей.

Увеличение показателей грузопотока требует расширения инфраструктуры по всему маршруту СМП. За последние два года число атомных ледоколов увеличено с четырёх до шести. Ледокольный флот пополнился двумя мощными ледоколами «Арктика» и «Сибирь» мощностью 60 МВт. Строится ещё четыре атомных ледокола. Планируемые сроки ввода их в эксплуатацию: первый – конец 2022 г., остальные – в 2024, 2026 и 2027 гг. До 2030 г. планируется строительство ещё шести ледоколов.

В рамках развития портовой инфраструктуры завершается строительство терминала «Утренний». Началось строительство порта «Бухта Север», угольного терминала «Енисей», подготовка к строительству порта Наглёйнын на Чукотке. В 2021 г. был расширен морской канал в Обской губе для прохода крупнотоннажных судов. Перевалочные мощности к 2024 г. должны  быть увеличены с 32 млн т до 80 млн т.

Для организации интенсивного судоходства по СМП необходимо создать максимально понятные и конкурентоспособные условия судоходства с обеспечением безопасности и эффективности судоходства для всех судовладельцев. Безопасность движения и коммерческая привлекательность маршрута будут способствовать приходу в Арктику новых компаний. К концу 2024 г. Северный морской путь должен работать круглогодично.

На сессии «Модель взаимодействия участников судоходства в акватории Северного морского пути (СМП)», организованной «Росатомом» в июле т.г.,  участниками которой стали представители Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ФГУП "Крыловский государственный научный центр", ФГБУ "ААНИИ", ПАО "НОВАТЭК", ПАО "Совкомфлот" и др., главной темой обсуждения стала: «более высокая интенсивность грузопотоков, требующая более четкой организации деятельности на всем протяжении Северного морского пути и ускоренного создания необходимой инфраструктуры».

Теперь "Росатом" законодательно наделен полномочиями осуществлять централизованное управление СМП, включая обеспечение ледокольной проводки судов и проводку судов по маршрутам плавания судов в акватории Северного морского пути, разрабатывать маршруты плавания судов, осуществлять расстановку судов ледокольного флота в акватории СМП с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, организацию мониторинга движения судов. Возрождение Главсевморпути должно нивелировать административные барьеры между различными ведомствами и госкорпорациями - от Минобороны РФ и ФСБ до Минтранса и «Росатома».

Совместно с Минвостокразвития  «Росатомом» был разработан план развития СМП до 2035 г., охватывающий: строительство новой портовой инфраструктуры и ледоколов, развертывание спутникового наблюдения и метеостанций, совершенствование систем безопасности в Арктике. Все запланированные работы нацелены на обеспечение круглогодичного функционирования СМП.

Для развития арктического грузового и ледокольного флота запланировано строительство 153 судов, включая 46 судов аварийно-спасательного флота, а также создание арктических судостроительных и судоремонтных мощностей. Усиление безопасности судоходства по СМП предполагает разворачивание дополнительных мощностей метео- и спутникового наблюдения. У г. Певек на Чукотке будет построена береговая станция для приема навигационной и метеорологической информации с помощью международной автоматизированной системы оповещения НАВТЕКС (LR. «NAVigational TEleX»)  дальностью действия до 440 морских миль. Работы выполняются в рамках проекта «Строительство Глобальной морской системы связи при бедствии на трассах Северного морского пути».

На Новой Земле начала работу первая в истории архипелага сейсмологическая станция, которая будет отслеживать сейсмическую активность на Севморпути, получать новые знания о природе сейсмичности шельфовых территорий.

Для СМП разработают российское программное обеспечение. «Гринатом» совместно с Sitronics Group создадут программные комплексы для СМП, которые будут направлены на обеспечение работы цифровых сервисов управления мореплаванием, обеспечения безопасности мореплавания, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и ледового обеспечения и мониторинга экологической обстановки. Они будут интегрированы с остальными функциональными программами на единой технологической платформе, создаваемой АО «Гринатом». Всего предусмотрено 45 сервисов, разделенных на 9 подсистем. Это позволит обеспечить высокий темп цифровизации Арктики, которой занимается «Росатом».

 

Якорные проекты

Развитие СМП будет происходить за счёт якорных проектов. Основой СМП до 2035 г. станут сырьевые экспортные проекты, в основу которых лягут отечественные технологии, начиная от оборудования для бурения скважин, и заканчивая нефтяными и газовыми танкерами. Экономическая ситуация в мире выводит на первый план именно сырье.

Якорные проекты СМП [3]:

1. «Восток Ойл»

98% оборудования и материалов в проекте "Восток Ойл" являются российскими. В 2024 г. экспорт нефти через "Восток Ойл" составит 30 млн т, а к 2030 г. - 100 млн т.

2. Газохимические проекты НОВАТЭКа

19,5-20 млн т будет обеспечивать Ямал СПГ. В план развития СМП вписаны проекты Арктик СПГ-2, Арктик СПГ-1, Обский ГХК. Первая линия Арктик СПГ-2 будет запущена в 2023 г. (производство и экспорт СПГ в количестве 3,6 млн т). В 2024 г. - 12,6 млн т, в 2025 - 14,4 млн т, а с 2026 г. - выход на полную мощность в 21 млн т.

Газохимический комплекс "Обский ГХК" начнет работу в 2024 г. С 2025 г. выход на полную мощность в 5,1-5,2 млн т.

Запуск проекта Арктик СПГ-1 запланирован на 2027 г. (2,3 млн тонн). Выход на полную мощность в 21 млн т состоится в 2031 г. полностью на отечественных технологиях крупнотоннажного сжижения.

3. Сырадасайское месторождение. Проект "Северной звезды".

Сырадасайское месторождение - крупнейшее угольное месторождение с запасами в 5,7 млрд т. Все марки угля, начиная от газового, заканчивая коксующим. Будет построена обогатительная фабрика, а также портовая инфраструктура. Балкеры будут отечественными. Экспорт угля будет осуществляться в регион Юго-Восточной Азии. В 2023 г. планируется перевезти 1,8 млн т, в 2025 - 5,3 млн т, к 2029 г. запланирован выход на 12 млн т в год.

4. Баимский ГОК

Запасы меди и золота Баимского месторождения - одни из крупнейших в мире (23 млн т меди и около 2 тысяч т золота). Запуск Баимского ГОКа запланирован на 2027 г. Медь будет вывозиться с Чукотки по СМП в любой регион России.

В план развития СМП включены также:

строительство терминала СПГ и газового конденсата "Утренний", нефтеналивного терминала "Бухта Север", угольного терминала "Енисей", морских перегрузочных комплексов СПГ на Камчатке и в Мурманского области, порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке (контейнерный хаб), транспортно-логистического узла в порту Корсаков (Сахалин), развитие Мурманского и Архангельского транспортных узлов.

5 сентября т.г. подписано соглашение между АО «Первая горнорудная компания» (горнорудный дивизион ГК «Росатом») и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики о  строительстве ГОК на базе месторождения свинцово-цинковых руд «Павловское» на Новой Земле. Этот проект важен для усиления присутствия производства за полярным кругом, а также интенсификации Северного морского пути. Основным рынком сбыта станет Азия, в частности Китай.

Помимо этого, план развития СМП подразумевает создание мощного ледокольного флота, арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей. Таким образом, имеется полноценный государственный план по развитию Северного морского пути.

 

Проекты «Росатома» на Дальнем Востоке

Ряд проектов на Дальнем Востоке реализует ГК «Росатом»: плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» в Певеке. Поэтапно в регионе появятся еще четыре модернизированных плавучих энергоблока с установленной мощностью по 106 МВт каждый.  Они будут работать на Баимском ГОКе на Чукотке. Разработан проект наземной АСММ для освоения золоторудных месторождений Кючус, а также оловорудных месторождений «Депутатское» и «ручей Тирехтях». Есть запрос на реакторы меньшей мощности. Помимо атомной энергетики «Росатом» участвует в создании сахалинского водородного кластера: генерация водорода и создание водородного поезда. Также на Сахалине планируется построить верфь композитного кораблестроения. Существуют заделы, связанные с ветроэнергетикой, накопителями энергии, ядерной медициной, утилизацией и закачкой углекислого газа».

 «На основе передовых технологий, имеющихся у России, на Дальнем Востоке может быть создан крупный атомно-энергетический комплекс, который имел бы экспортный потенциал». Кроме линейки атомных станций малой мощности "Росатом" готов предложить Дальнему Востоку промышленно-энергетический блок в сочетании мощного "теплового" реактора ВВЭР и реактора на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом" [А. Лихачев, гендиректор ГК «Росатом» на сессии «Дальний Восток и Арктика – территория новой энергетики» , VII ВЭФ]. Доля атомной энергетики на Чукотке уже сейчас составляет 30%, а к 2031 г. с вводом четырех модернизированных ПЭБ, она возрастет до 68,4%.

Собственные инвестиции госкорпорации "Росатом" в развитие Арктики по реализуемым проектам до 2030 г. превысят 700 млрд рублей. Будет создано порядка 6 тыс. рабочих мест" [В. Панов, спец. представитель ГК"Росатом", ПМЭФ-2022]. Треть этих средств - обновление ледокольного флота. Ещё четверть - горнорудные проекты: литиевый проект, Совиное, Павловское. Кроме того, госкорпорация обустраивает трассу СМП, строит портовую инфраструктуру, развивает транзит.

В Индиге Россия планирует построить крупный сортировочный и перевалочный незамерзающий глубоководный порт. Строительство железной дороги от Сосногорска до Индиги ускорит разработку месторождений титановой и бокситовой руд в регионе, а также смежных полезных ископаемых, в том числе и редкоземельн

ых металлов.Дальний Восток и Арктика – это регионы, за которыми будущее России. Экономическое развитие страны всё больше будет зависеть от этих регионов.

 

Арктика как центр глобальной геополитики

Если  в прежние времена Арктика стояла на обочине мировой политики, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Участники сессии ВЭФ «Ворота в многополярный мир. Дальний Восток в новой архитектуре международных отношений», пришли к выводу, что в условиях изменения в мировой экономике и геополитике Дальний Восток в ближайшее десятилетие должен стать универсальным хабом для взаимодействия наиболее важных международных партнёров. Полномочный представитель президента в ДФО Ю. Трутнев назвал Дальний Восток «точкой пересечения миров». В ближайшие десятилетие первое место с точки зрения экономического развития займет Китай, Индия, США и Япония. В Европе происходит спад. Укрепление транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока, в том числе развитие Северного морского пути - важнейшей транспортной артерии, которая имеет большое значение для развития экономики, отвечает на вызовы, возникшие в последнее время. Текущая геополитическая ситуация не уменьшила значение СМП как важного транспортного коридора. Экономика грузовых перевозок между Европой и Азией по этому маршруту безальернативна [А. Лихачев]. "Перевозки Российской Федерации растут опережающими темпами. 5-5,5% - помесячный рост перевозок по СМП в этом году. Надеемся, что пересечем цифру в 36 млн тонн по итогам года».

Многие страны стали интересоваться арктическим регионом, в котором сосредоточены огромные запасы нефти, редких металлов, биоресурсов. «События текущего года подтвердили особую значимость такого фактора, как доступность сырья, без которого нельзя организовать ни одно производство, наладить кооперационные цепочки. Россия едва ли ни единственная страна в мире, которая способна полностью обеспечить себя природными ресурсами, и Дальний Восток здесь играет существенную роль: нефть, природный газ, уголь, металлы, лес, водные биоресурсы - по всем этим позициям регион является важнейшим поставщиком, как на внутренний рынок, так и для наших зарубежных партнеров" [В.В.Путин на ВЭФ].

Долгое время США уделяли мало внимания Арктике. Но в 2019 г. Трамп провентилировал вопрос о покупке Гренландии у Дании. В 2020 г. США решили создать консульство в Гренландии. Арктика является критически важным регионом для США из-за ее торговых путей и природных ресурсов [4]. По данным американской Геологической службы, российские арктические просторы хранят в своих недрах приблизительно 30% мировых запасов газа и 13% - нефти, что вызывает у США большой интерес. Нельзя также сбрасывать со счетов и военно-стратегический аспект региона. Здесь находится самый близкий путь для баллистических и крылатых ракет между Россией и США.

В арктической воздушно-десантной дивизии США на Аляске насчитывается 12 тыс. военнослужащих, Конгрессом США разрешено строительство шести ледоколов. Северная система спутникового и радиолокационного наблюдения будет покрывать территорию от Аляски до Европы. Для «продвижения американских интересов и сотрудничества с союзниками и партнёрами в регионе» США назначили специального посланника по Арктике [5].

Генсек НАТО Йенс Столтенберг считает, что «НАТО должно увеличить своё присутствие в Арктике... Североатлантический альянс обдумывает, как расширить свои инвестиции, чтобы не пускать в этот регион Россию и Китай». По мнению Столтенберга, Арктика имеет «огромное стратегическое значение» для НАТО, поскольку является «важнейшим связующим звеном между Северной Америкой и Европой», а также «кратчайшим расстоянием между Северной Америкой и Россией». Четыре из пяти арктических стран США, Канада, Дания и Норвегия входят в НАТО. С вступлением в НАТО Швеции и Финляндии борьба за Арктику между Россией и Североатлантическим альянсом усилится. Финляндия является лидером в постройке ледоколов, а шведские военные обладают малошумным и высокоэффективным подводным флотом, который будет иметь решающее значение для полярной обороны [Артур Герман, Хадсоновский институт США]. 

Особую обеспокоенность вызывает предоставление Норвегией своих портов для захода атомных подводных ракетоносцев США. Вместо Великобритании и базы Хоконсверн в районе Бергена, они теперь используют порт Гретсунн города Тромсё. Задача этих АПЛ – патрулирование северных районов, через которые российские субмарины выходят в открытый океан. Американцам безопасность во время получения снабжения и смены экипажей обеспечивают силы быстрого реагирования «Клеймор» 16-го округа внутренней гвардии, а также военно-морской флот, береговая охрана и морская пехота Норвегии, в воздухе устанавливается беспилотная зона.

Планы Запада по аннексии российской части Арктики, которые принадлежат России представили Издания The Times и Stern [6]. Именно этой целью было вызвано решение США и НАТО принять Швецию и Финляндию в состав Североатлантического альянса. Ухудшение ситуации вокруг арктической проблематики началось с того момента, когда к Арктике стали активно проявлять интерес Европейский союз и НАТО. Милитаризация региона наблюдается по ряду направлений. Существенно возросло количество проводимых военных учений, кораблей и самолетов, находящихся на боевом дежурстве в морском и воздушном пространстве Арктики.

Армия США формирует специальные части для действий в условиях Севера. Американская 11-я воздушно-десантная дивизия после переформирования получила название «Arctic Angels» и будет базироваться на Аляске. Американские военные осваиваются в Норвегии, вблизи границы с Россией. Там регулярно проходят масштабные учения с участием ВС США. Ради «сдерживания России на Севере» американцы возродили Второй флот, распущенный в 2011 г.

С середины прошлого десятилетия Россия активно создает военную инфраструктуру вдоль Северного морского пути и в целом в полярных широтах. Объединенное стратегическое командование «Северный флот» получило статус, равный военному округу. На арктических островах размещены подразделения береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», зенитные ракетные системы. Отремонтировано или реконструировано около двух десятков аэродромов. На островах Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа и Котельный на Новосибирских островах построили всепогодные круглогодичные взлетно-посадочные полосы. На северных аэродромах несут постоянное дежурство истребители-перехватчики.

В Заполярье базируются стратегические бомбардировщики Ту-95, северные границы охраняют ПЛА класса «Борей» с баллистическими ракетами «Булава». Постоянно усиливается группировка российских ВС в регионе. Военно-космический компонент предполагает создание арктической спутниковой группировки мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения, а также создание специального аварийно-спасательного флота. В новой Морской доктрине РФ поставлена задача "повышения боевого потенциала и развитие системы базирования Северного флота, сил и средств органов Федеральной службы безопасности, сил и средств Росгвардии", говорится об "обеспечении заданного оперативного режима в Арктической зоне РФ за счет укрепления боевого потенциала сил (войск) Северного и Тихоокеанского флотов".

Чрезвычайно ответственной задачей является прикрытие Севморпути. Западные санкции превратили Севморпуть в стратегический проект России. В течение десяти лет Севморпуть позиционировался как альтернативный Суэцкому каналу маршрут грузового сообщения между Европой и Азией. Теперь же СМП становится внутренним проектом. Акценты в Севморпути должны быть сделаны на внутренний рынок. Это российская территория, которую нужно развивать» [7].

На СМП претендует целый ряд стран.  Это стратегический маршрут, по которому могут перевозиться грузы из Азии в Европу и обратно, он экономит тринадцать дней плавания. "В силу отдаленности этого маршрута они считают, что могут беспрепятственно там передвигаться, но по международному законодательству - это территориальные воды России" [Д. Литовкин, эксперт]. Для сопровождения грузовых судов и охраны Севморпути Минобороны РФ может применить ледокольный флот, оснащенный "открытой кормой", на котором можно перевозить боевую технику и специальное вооружение [8]. У нас появляется ударный ледокольный флот, который сможет обеспечить не только проводку судов по маршруту, но в случае чего и нанести удар".

Контроль над этой трассой является одним из важнейших преимуществ России. В 2021 г. отряд кораблей Северного флота провел маневры, в ходе которых отрабатывалась высадка морского десанта вдоль Северного морского пути.  

Новая редакция Морской доктрины предусматривает режим внутренних морских вод лишь у его проливов. В остальной же его акватории ставится новая задача «осуществления контроля военно-морской деятельности иностранных государств». Она нуждается в конкретизации в юридическом, внешнеполитическом и военно-техническом отношениях, и актуальность этого будет только возрастать по мере планируемого наращивания арктического потенциала ВМС стран НАТО.

В июле т.г. Минобороны РФ предложило дополнить действующий федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» пунктом, в соответствии с которым иностранным военным и государственным судам будет позволено заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам хотя бы за 90 дней до предполагаемого захода.


«Готовь сани летом». Россия возвращается в Арктику

laquo;Наша страна возвращается в Арктику, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения обеспечения обороноспособности и предотвращения чрезвычайных ситуаций», - заявил В. Путин 5 сентября на всероссийском экологическом молодёжном форуме на Камчатке. Активную арктическую политику Россия ведёт с 2010 г. Поворот России на Дальний Восток произошел в 2014 г., когда развитие Дальнего Востока было объявлено национальным приоритетом. За прошедшее время стартовало три тысячи проектов, пришло 3 трлн рублей частных инвестиций, подписано соглашений на 6,7 трлн рублей. По темпам роста инвестиций в основной капитал среднероссийские темпы были превышены в четыре раза. То же по темпам роста промышленного производства, по вводу жилья.

«Мудрость государственного деятеля определяется способностью смотреть вперёд». Откровения смышлёнышей-скрепышей интересны для  детсадовских тусовок. Во взрослых играх их пассажи ничтожны. Сколько было разговоров скептиков о бесполезности вкладывания средств в развитие Арктики. А в 2017 г. глава России констатировал: «Арктика — важнейший регион, который будет обеспечивать будущее нашей России». Реальность прогнозов определяется не желаниями и эмоциями «особо продвинутых», а необходимым и достаточным объемом информированности.

В современных геополитических условиях приоритетность развития Арктического региона стала необходимой реальностью.

Автор антиутопии "Мы" Евгений Замятин (по профессии инженер-кораблестроитель) сравнивал Россию с ледоколом [9]. И показал в деталях, что именно общего у России с ледоколом:

"Россия движется вперед странным, трудным путем, непохожим на движение других стран, ее путь - неровный, судорожный, она взбирается вверх - и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая". Сама цель движения ледокола - исключительно созидательная. Ведь благодаря ему, море очищается и становится возможным движение всех остальных судов.

"Русскому человеку нужны были, должно быть, особенно крепкие ребра и особенно толстая кожа, чтобы не быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на его плечи… Но одной пассивной прочности для этого все же еще было бы мало: нужна особая хитрая увертливость, похожая на русскую "смекалку". Как Иванушка-дурачок в русских сказках, ледокол только притворяется неуклюжим, а если вы вытащите его из воды, если вы посмотрите на него в доке - вы увидите, что очертания его стального тела круглее, женственнее, чем у многих других кораблей… Он переносит такие удары, он целым и только чуть помятым выходит из таких переделок, какие пустили бы ко дну всякий другой, более избалованный, более красиво одетый, более европейский корабль".

Девчушкам из Европарламента неплохо было бы перечитать классика перед выходом на трибуну высокого собрания. Да и, вообще, что-нибудь почитать…

 

Подготовила Т.А. Девятова

 

При подготовке материала использована информация сайтов: zen.yandex.ru /media/; www.korabel.ru; https://regnum.ru/news/economy/; https://regnum.ru/news/polit/; zen.yandex.ru /media/government_rus/;  iz.ru /1371237/roman-kretcul-aleksei-ramm/; www.atominfo.ru /news; vz.ru /society/; zen.yandex.ru /media/ecosphere_press/; tass.ru /armiya-i-opk/; www.atominfo.ru /newsz; rus-shipping.ru; zen.yandex.ru /media/dvinsky; www.interfax.ru /business; https://tvzvezda.ru/news; svpressa.ru /politic; rueconomics.ru;  rossaprimavera.ru /news; ria.ru; www.rosatom.ru   

 

Дополнительные источники

1. ЛСП Северный полюс: Арктика будет исследована. www.korabel.ru /news/ 

2.Арктика теперь точно наша.

Русское географическое общество

3.zen.yandex.ru /media/dvinsky/   

>Цели определены. Мишустин принял стратегию развития Северного морского пути

4. Антон Никитин. В США возмутились освоением Россией Арктики. https://ria.ru/

5. Дм. Минин, Нулевая мировая война 2.0: Арктический вектор, www.stoletie.ru /

6. В.Большаков. Горячая Арктика. www.stoletie.ru / 

7. Александр Савельев. Когда уже Россия станет владычицей морей?

https://regnum.ru/news/

8. Арктика - один из главных приоритетов национальной морской политики России www.korabel.ru /news/comments/arktika

9. Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru);  http://zamyatin.lit-info.ru/ 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 1


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: «Важно, как мы вморозимся» (Всего: 0)
от Гость на 22/10/2022
Девчушкам из Европарламента неплохо было бы перечитать классика перед выходом на трибуну высокого собрания. Да и, вообще, что-нибудь почитать… ===

Да им бы бабла срубить пока не сняли. А там хоть трава не расти.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru